Кино«Событие»: Почему стоит посмотреть драму Одри Диван об аборте
Тема, не потерявшая актуальности
На этой неделе в прокат выходит фильм Одри Диван «Событие». В основу ленты легла книга Анни Эрно, к которой она описала собственный опыт аборта во Франции 60-х годов, когда прерывание беременности было нелегальным. В России фильм выйдет в знаменательную для авторки дату — именно 20 января и произошла кульминация события, которое она описывает. Мы рассказываем, почему стоит посмотреть картину, которой жюри Венецианского кинофестиваля единогласно присудило главный приз.
Анна Третьякова
Лента рассказывает о студентке Анн (Анамария Вартоломей), которая учится в колледже и готовится к поступлению в университет, — она первой в своей семье из рабочего класса получает высшее образование. Анн — одна из лучших на курсе и часто помогает с учёбой подругам, которые боятся провалить экзамены и «оказаться на тракторе». В свободное время она навещает дома семью (в роли матери героини — Сандрин Боннэр), а с друзьями ходит на танцы. Однажды вечером она проверяет бельё, а затем пишет в дневнике: «Опять ничего». На приёме у врача героиня узнаёт, что беременна. «Сделайте что-нибудь», — просит Анн, но врач напоминает ей о законе. В 60-е за аборт тюрьма грозила бы не только ей самой, но и всем, кто бы ей помог. Анн безрезультатно обращается к другим врачам, один из которых обманом прописывает лекарство, укрепляющее плод. Она намекает о своей ситуации знакомым — подруги не хотят знать о её планах, а некоторые мужчины проявляют непрошеный интерес. Но однажды девушка, сделавшая подпольный аборт, делится с ней контактом санитарки, готовой помочь.
Анни Эрно написала «Событие» в 1999 году и издала в 2000-м, спустя почти сорок лет после пережитого подпольного аборта. В книге писательница стремилась, опираясь на записи из дневников тех лет, передать свои ощущения на протяжении трёх месяцев, предшествовавших аборту, — и описать само событие так, как она его прочувствовала. Эрно рассказала о своей учёбе и работе, окружавших её людях и врачах, в кабинетах которых она просила о помощи, не произнося того самого слова. При этом не менее важными в книге Эрно стали её заметки в скобках и мысли из настоящего времени — писательница осмысляла пережитое и рассуждала о цели этого произведения. «То, в каком виде я пережила этот опыт, то есть подпольные аборты, уже в прошлом, но я не думаю, что это повод забыть о случившемся. Хотя парадокс справедливого закона почти всегда состоит в том, что бывших жертв заставляют молчать, ведь „всё уже позади“, и в результате молчание по-прежнему скрывает правду», — написала Эрно. Начав работать над книгой, она по-настоящему встретилась с этим событием, и, по её словам, история сама повела её за собой.
То, в каком виде я пережила этот опыт, то есть подпольные аборты, уже в прошлом, но я не думаю, что это повод забыть о случившемся
Одри Диван сфокусировалась на самой истории, но последовала замыслу Анни Эрно: фильм погружает зрителя в опыт писательницы, не скрывая и не приукрашивая ни единой его детали. «Я хотела, чтобы „Событие“ стало путешествием в коже этой молодой женщины», — говорила режисссёрка. Зритель и правда словно оказывается в теле Анн: переживает с ней не только каждый приём гинеколога, но и сам долгий и мучительный аборт. Фильм Одри Диван, как и текст Анни Эрно, заставляет быть с героиней бесконечные минуты, когда ей в вагину вставляют зонд, а затем пережить вызванный им выкидыш.
Анн, как и многие другие женщины в то время, была готова пойти на большой риск для своего здоровья и свободы, чтобы жить так, как она сама хочет, и завести детей только тогда, когда будет к этому готова. «Событие» непросто смотреть, но оно вновь напоминает, насколько важно, чтобы у людей был выбор и доступ к безопасным абортам. Единогласное решение жюри Венецианского кинофестиваля под руководством режиссёра Пона Чжун-хо можно объяснить актуальностью проблемы — учитывая всё ещё существующие дискуссии об абортах и их запреты в некоторых странах. Сама Анни Эрно пережила своё событие, по её убеждению, именно для того, чтобы о нём рассказать и открыть реальность, в которой женщины жили так долго (и в которой многие живут до сих пор). И всё же Одри Диван удалось сказать что-то новое, переведя историю на язык кино и так подробно показав телесный опыт героини.
ФОТОГРАФИИ: Русский репортаж