КиноИстория одного изнасилования: Почему на фильм «Последняя дуэль» не пришли миллениалы
И почему нового Ридли Скотта всё-таки стоит посмотреть
Историческая драма со 100-миллионным бюджетом и голливудскими звёздами Мэттом Дэймоном, Беном Аффлеком и Джоди Комер в главных ролях собрала в американском прокате всего 28 миллионов долларов. Её режиссёр, сэр Ридли Скотт, объяснил финансовый провал картины незаинтересованностью молодой аудитории: миллениалов интересует только то, что можно запихнуть в экран мобильного телефона.
Текст: Ирина Карпова
Две миллениалки действительно отказались пойти со мной в кино на новый фильм сэра Ридли, но не потому что их испугал широкоформатный экран, а потому что в трейлере фильма они увидели слишком много грязи, крови и мужчин в латах и мантиях и слишком мало Джоди Комер. Судя по трейлеру, героиня Джоди безучастно наблюдала за происходящим и даже не пыталась никого убить, что, несомненно, предприняла бы прославившая её киллерша-социопатка Вилланель. Хотя сэр Ридли, по его же собственному утверждению, посмотрел три сезона сериала «Убивая Еву», ему не пришло в голову, что фанаты Вилланель не захотят смотреть на страдания своей любимицы в тяжеловесной драме, разворачивающейся в средневековой Франции.
Последнее десятилетие сэра Ридли вышло в целом финансово успешным — были и провальный в бокс-офисе «Исход», и суперуспешный «Марсианин», — но довольно неровным, ведь зрители по-прежнему ждут от Скотта шедевров уровня «Бегущего по лезвию» и первой части «Чужого». Кто сейчас, к примеру, вспомнит, о чём был фильм «Советник» 2013 года? «Все деньги мира» о похищении Гетти-младшего запомнился сразу двумя скандалами: сцены с изгнанным с голливудского олимпа Кевином Спейси вырезали и пересняли; за повторные съёмки актёр Марк Уолберг получил 1,5 миллиона, а Мишель Уильямс — меньше 1000 (прописью — одной тысячи) долларов.
«Последняя дуэль» — возвращение сэра Ридли к его подлинной брутальной мощи создателя пеплумов на земле и в космосе. Горечь, что фильм плохо смотрят в кинотеатрах, понятна. Но и мои подруги-миллениалки не ошиблись: в фильме длительностью 2 часа 33 минуты большая часть отдана мужчинам в латах, а героиня Джоди Комер раскрывается только в последние полчаса. Но, поверьте, они того стоят.
Комер играет Маргариту де Карруж, жену рыцаря Жана де Карружа — в его роли Мэтт Дэймон, обезображенный шрамом на лице и ужасной стрижкой. Вокруг них средневековая Франция, воюющая то дома, то на Британских островах: в ней смешались кони, люди и непременно разбегающиеся при появлении всадников гуси, а высшая аристократия делит землю и раздаёт привилегии в виде титулов — и делает это «по понятиям». Граф Алансонский (Бен Аффлек, даже в платье графа выглядящий как завсегдатай кегельбана) не жалует своего вассала Карружа, скрягу и зануду, а любит красавчика и плейбоя Жака Ле Гри (Адам Драйвер) и отдаёт тому сначала землю, а потом и звание, которое должен унаследовать Карруж. Добрая половина фильма отдана художественному расследованию в духе ФБК (признан в РФ экстремистской организацией), обнажающему язвы французского феодализма. Граф Алансонский и его друг Ле Гри пьянствуют и предаются разврату, а простой вояка Карруж страдает — куда ему тягаться с начальством. Отягчающим обстоятельством является то, что Карруж и Ле Гри — друзья, по историческим сведениям, Ле Гри был крёстным отцом сына Карружа, умершего, как и его мать, во время эпидемии чумы. В середине фильма Маргарита де Карруж, новая молодая жена, расскажет мужу, что, пока тот воевал в Шотландии, она пережила нападение и сексуальное насилие. Насильник — Жак Ле Гри. Этюд о феодализме закончится, и начнётся совсем другое кино.
Хотя сэр Ридли посмотрел три сезона сериала «Убивая Еву», ему не пришло в голову, что фанаты Вилланель не захотят смотреть на её страдания в средневековой Франции
«Последняя дуэль» разделена на три части, на три правды. Правда оскорблённого мужа Жана де Карружа, правда обвинённого Жака Ле Гри и правда женщины, чью честь осквернили, Маргариты де Карруж. Этот приём «Расёмона» Куросавы по рассказу Акутагавы «В чаще», когда одни и те же события показаны с трёх точек зрения, раскрывают детали и подробности, переворачивающие представление зрителей о героях. Церковный суд не может установить правого и виноватого, а значит, в ход пойдёт средневековое правосудие — через насилие Бог явит свою волю. Дуэли запрещены, но король — до которого дошёл с жалобой Карруж — снимает запрет ради дуэли, которая станет последней в период средневековой Франции. Бой пойдёт не до крови, но до смерти; в случае, если Ле Гри одолеет её мужа, Маргарита де Карруж будет сожжена тут же, на площади. Она должна наблюдать за поединком на возведённом для неё эшафоте, в кандалах.
«Последняя дуэль» не только возвращение сэра Ридли Скотта — это воссоединение друзей-сценаристов Мэтта Дэймона и Бена Аффлека в работе над первым совместным сценарием со времён «Умницы Уилла Хантинга». Они же спродюсировали фильм: Дэймон прочитал книгу «Последняя дуэль» историка-медиевиста Эрика Йегера и позвал в режиссёрское кресло Ридли Скотта.
Три героя, три точки зрения, одна из них — женская, для её написания Бен Аффлек пригласил инди-сценаристку и режиссёрку Николь Холофсенер, кого они с Мэттом полушутя-полувсерьёз называют современной Джейн Остин. Холофсенер предстояло придумать внутреннюю историю Маргариты, которой не было в книге, описывающей реальные события XIV века.
Изнасилование в среде высшей аристократии не впервые показано на экране, сразу же вспоминается «Королева Марго» Патриса Шеро, где будущую королеву Маргариту Наваррскую пытался изнасиловать будущий король Генрих III, её родной брат. Но это событие тонуло в кровавой агонии Варфоломеевской ночи, отравлениях и убийствах. Трейлер «Последней дуэли» обманчиво представляет фильм как саспенс-драму — адюльтер или преступление, кому верить? Но в самом фильме всё становится однозначно, как только зрители увидят произошедшее глазами — нет, не Маргариты, а самого Ле Гри: перед нами акт насилия. Опьянённый страстью, самоуверенностью и вседозволенностью, Ле Гри опрокидывает волю сопротивляющейся женщины ради своей похоти. Фильм возвращается к акту насилия дважды, заставляет зрителей присутствовать при нём дважды, чтобы у них не осталось никаких сомнений.
Но в самом фильме всё становится однозначно, как только зрители увидят произошедшее глазами — нет, не Маргариты, а самого Ле Гри: перед нами акт насилия
Обвинение жертвы, недоверие, сомнение — от друзей и родных, призывы и угрозы замолчать — внезапно у художественного произведения вырастают крылья и фильм из XIV века переносится в XXI. Адам Драйвер, после «Аннетт» отдавший своё лицо ещё одному абьюзеру, говорит в интервью о театре и о кино как об инструменте, способном напомнить зрителям о разделённой — актёрами на сцене / на экране и зрителями в зале — человечности.
Если у кого-то не найдётся сочувствия и эмпатии к женщине, не побоявшейся поднять голос и рассказать о пережитом насилии, если в жизни кто-то отвернётся и не станет её слушать, то в «Последней дуэли» Джоди Комер и Адам Драйвер не предоставят зрителям такой возможности. В этот момент фильм превращается в тренажёр эмпатии, не демонизируя и не упрощая героев, но сообщая им сложность и глубину, и я не могу представить, что кто-то воспротивится этому повороту.
Достоинством и хрупкостью Маргариты де Карруж Комер сбросит оковы легендарной социопатки Вилланель и наденет настоящие кандалы, чтобы взойти в них на эшафот. Я не могу представить себе зрителя, кто не окажется на краешке зрительского кресла и чьё сердце не будет замирать и учащённо биться, вместе с ней наблюдая за поединком, который должен решить её судьбу — остаться благородной женщиной или сгореть заживо.
А исход его вы узнаете, посмотрев фильм.
ФОТОГРАФИИ: 20th Century Studios, Walt Disney Studios Motion Pictures