КиноКритика капитализма и эксперименты с жанром: Что смотреть после «Игры в кальмара»
Фильмы и сериалы, которые есть на стримингах
Сериал «Игра в кальмара» стал самым популярным проектом Netflix за всю его историю. По данным стриминга, шоу посмотрели более половины всех аккаунтов — около 142 миллионов. Южнокорейский сериал стал сенсацией во многом благодаря растущей популярности культуры страны (в частности, K-pop и дорам), а также сарафанному радио и множеству мемов, которые сопровождали стилизованный проект. И всё же главное в «Игре в кальмара» — это комментарий о социальном неравенстве, проблеме закредитованности населения Южной Кореи, которая показана через личные истории очень разных персонажей.
анна третьякова
Сложно не заметить, что большинство участников игры в сериале среднего возраста, а в сложное, даже безнадёжное финансовое положение они попали по абсолютно разным причинам, зачастую от них и не зависящим. Многих героев нельзя назвать однозначно положительными или отрицательными, впрочем, никто их них точно не заслужил жестоких игр, участниками которых они оказались. Главный персонаж Сон Ки-хун сначала показан как неудачник, живущий за счёт матери и надеющийся на внезапный выигрыш на скачках. Он бегает от кредиторов и едва не забывает о дне рождения собственной дочери. Однако в игре зрители узнают, как он потерял работу — попытавшись защитить свои трудовые права. «Игра в кальмара» говорит и о положении мигрантов на примере героя Али, приехавшего в Южную Корею из Пакистана на заработки вместе с женой и маленьким ребёнком. Сюжетная линия героини Кан Сэ-бёк показывает непростое положение беженцев из Северной Кореи и полной рисков системы, которая помогает беженцам доставить в Южную Корею их родных. Отдельно сериал затрагивает тему дискриминации, с которой сталкиваются женщины: в каждом раунде игры, где в правилах заложена командная работа, игроки пренебрегают женщинами, естественно, зря.
Сериал затрагивает множество важных тем и исследует поведение людей, оказавшихся в сложной и опасной ситуации, которые, впрочем, предпочитают её своему реальному положению дел за пределами игр. Сами состязания оказались одним из самых запоминающихся элементов шоу, отчего в рекомендациях, что посмотреть после «Игры в кальмара», появляются сериалы и фильмы с похожими форматами. На волне популярности сериала всё чаще стали упоминать японское шоу «Алиса в пограничье» («Alice in Borderland»), тоже проект Netflix, показывающий мир жестоких игр на выживание. Однако «Алиса в пограничье» в большей степени исследует поведение людей, оказавшихся в новой реальности — неком параллельном Токио, в котором можно выжить, только участвуя в жестоких играх разной степени сложности и получая за победу визы на несколько дней, до следующего состязания. Кроме этого, визуально сериал иногда напоминает видеоигру. Говоря об играх на выживание, нельзя не упомянуть «Королевскую битву», японский фильм — родоначальник жанра. По его сюжету правительство, опасаясь подростков, вышедших из-под контроля, устраивает кровавые игры, в которых школьники вынуждены сражаться друг с другом, пока не останется только один победитель. Формат «Королевской битвы» во многом повлиял и на франшизу «Голодные игры», в которой к тому же появился комментарий о классовом неравенстве в мире Панема.
В нашей подборке мы рекомендуем фильмы и шоу, доступные на стримингах, которые тоже комментируют социальное неравенство и в то же время экспериментируют с жанрами.
«Простите за беспокойство»
Sorry to bother you
«Простите за беспокойство» — это сюрреалистическая антикапиталистическая сатира, дебютный фильм рэпера и вокалиста группы The Coup Бутса Райли. Режиссёр говорит, что он коммунист, и подчёркивает, что ему важно заявлять о том, за что он борется, а называть себя антикапиталистом, по его мнению, это упрощение. В своей картине Райли комментирует алчность корпораций и безвыходность положения многих людей в капиталистической системе. Кроме этого, он говорит о системном расизме в США, ведь добиться успеха работающему в колл-центре главному герою Кассиусу Грину в исполнении Лакита Стэнфилда удаётся только с помощью «белого голоса». Грин растёт по карьерной лестнице и начинает больше зарабатывать, пока его бывшие коллеги пытаются объединиться в профсоюз. Партнёрша главного героя Детройт, которую сыграла Тесса Томпсон, занимается искусством и активизмом, а зарабатывает на жизнь довольно бессмысленной работой. Она же замечает, как корпорация влияет на Кассиуса Грина. В итоге бездушный глава корпорации обращает внимание на главного героя, посвящает его в свою стратегию подавления грядущей забастовки и жуткий план для того, чтобы обеспечить себе дешёвую рабочую силу.
«Платформа»
El hoyo
Испанский фильм «Платформа» показывает необычную тюрьму, состоящую из множества этажей, на каждом из которых находится по двое заключённых. Каждый день по этажам спускается платформа с едой: верхним достаются изысканные блюда и деликатесы, до нижних же едва доходят объедки. Однако каждый месяц заключённые переезжают, и те, кто был на вершине, могут оказаться внизу, и наоборот. В странную тюрьму-яму отправляется исследователь Горен — он видит, как система влияет на людей, а затем и на него самого. Ему попадаются разные соседи, которые по-своему выживают в яме или пытаются что-то изменить.
Строение тюрьмы служит метафорой для общества, где ресурсы распределены неравномерно. Некоторые её обитатели используют разные стратегии, уговоры, насилие и символические акты восстания, чтобы изменить ситуацию и чтобы ресурсы достались всем.
«Сквозь снег»
Snowpiercer
Концепцию «Платформы» иногда сравнивают с идеей фильма «Сквозь снег», международного дебюта южнокорейского режиссёра Пон Джун-хо. Лента рассказывает о недалёком будущем, мире, где после неудачной попытки остановить глобальное потепление произошла катастрофа. Выжившие люди остались на поезде, который едет сквозь заснеженный мир. В поезде образовалась своя классовая система, самые бедные люди в которой живут в последнем вагоне. Решившись на восстание, они узнают, как живут другие вагоны поезда. Предводитель восстания Кёртис, которого сыграл Крис Эванс, понимает, как на самом деле работает поезд, и ему приходится сделать сложный выбор.
«Сквозь снег» — это экранизация французского комикса, он говорит о климатическом кризисе, социальном неравенстве и том, как оно влияет на людей, которые не могут ничего изменить. Фильм также показывает, чем руководствуются люди, находящиеся у власти и обладающие ресурсами, и как им удаётся поддерживать систему, которая приносит им выгоду.
В прошлом году Netflix представил и сериал «Сквозь снег», однако многие всё-таки предпочитают работу режиссёра «Паразитов».
«3 %»
«3 %» — это бразильский сериал-антиутопия, который рассказывает о будущем, в котором социальное неравенство также проявляется буквально: нищета материка и богатства прибрежья (которое зрители увидят только во втором сезоне). Каждому даётся шанс попасть на прибрежье с помощью жестокого отбора под названием «Процесс», однако отправиться в лучшую жизнь удастся только трём процентам людей. «3 %» представляет группу очень разных персонажей: кто-то из них хочет изменить своё положение, кто-то — сломать систему. Проект стал первым оригинальным сериалом Netflix в Бразилии, многие критики отметили, что в первых сезонах особенно чувствуется, что у него не самый большой бюджет, что, впрочем, не помешало создателям рассказать интересную историю с яркими персонажами. В прошлом году вышел четвёртый сезон сериала.
ФОТОГРАФИИ: Netflix