КиноЖенщины и Бонд: Что в знаменитую франшизу привнесли сценаристки Фиби Уоллер-Бридж и Джоанна Харвуд
Признание работы первой сценаристки и вклад второй
анна третьякова
На прошлой неделе в прокат вышел фильм «Не время умирать», заключительная лента с Дэниелом Крейгом в роли Джеймса Бонда. Однако для многих самой интересной составляющей фильма стала работа Фиби Уоллер-Бридж над сценарием. Мы решили посмотреть, что Уоллер-Бридж привнесла в бондиану, и рассказать о вкладе первой сценаристки франшизы — Джоанны Харвуд.
Последний фильм бондианы «Не время умирать» получится очень смешным, при этом оставаясь в первую очередь шпионским боевиком. Джеймс Бонд и многие другие герои франшизы всегда были остроумными, но новую ленту критики считают глотком свежего воздуха, и не только благодаря юмору. В фильме появилась первая агентка 007 — Номи в исполнении Лашаны Линч, крутая и уверенная в себе, хоть и немного менее опытная, чем главный герой. «Вы же не думали, что за вами оставят номер?» — саркастично заметила она вышедшему на пенсию Джеймсу Бонду.
Однако для многих самая увлекательная сюжетная линия нового фильма связана с героиней Аны де Армас — спецагенткой ЦРУ Паломой. В промоматериалах, трейлере и самой первой сцене с ней возникает обманчивое ощущение, что зрителя вновь ждёт сексуализированная «девушка Бонда». Но Палома оказывается нервничающей начинающей агенткой, которая забывает о паролях, от стресса выпивает коктейли залпом и радостно сообщает, что прошла целых три недели обучения. Всё это не мешает ей метко стрелять и помочь Джеймсу Бонду сбежать. Кстати, это не первая совместная работа Аны де Армас и Дэниела Крейга, о чём легко забыть, учитывая, насколько отличаются их яркие персонажи в «Достать ножи».
Одна из лучших английских сценаристов
Актриса Ана де Армас рассказывала в интервью, что над её героиней в основном работала Фиби Уоллер-Бридж, хоть и придумал Палому специально для де Армас режиссёр Кэри Дзёдзи Фукунага. «В героине чувствовалась Фиби, — сказала де Армас. — В ней были этот юмор и остроумие, столь характерные для неё. Мой персонаж воспринимается как реальная женщина. Но вы знаете, мы можем развиваться, расти и воплощать реальность, но Бонд — это фантазия. В конце концов, вы не можете забрать героев оттуда, где они живут». Правда, нельзя сказать, что «Не время умирать» переворачивает бондиану для женщин — в одной из показательных сцен в новом фильме Ив Манипенни и Номи остаются за дверьми кабинета М, обсуждающего миссию с Бондом.
Приглашение Фиби Уоллер-Бридж к работе над бондианой активно обсуждалось до выхода фильма — некоторые СМИ писали о том, что она «поможет» со сценарием, но чаще появлялись заголовки о том, что она «будет спасать» заключительный для Дэниела Крейга фильм. Кстати, именно актёр пригласил создательницу «Дряни», по его мнению, «одну из лучших английских сценаристов», поработать над сценарием. При этом, по словам самой Уоллер-Бридж, её не звали полностью переделывать фильм — первый после #MeToo, — а предложили заняться некоторыми сценами и персонажами. Создатели, продюсерка Барбара Брокколи и режиссёр Кэри Дзёдзи Фукунага, сами переосмысляли природу бондианы, пояснила Уоллер-Бридж, а она немного её оживила. Кэри Дзёдзи Фукунага объяснил, что сценаристка в основном работала над диалогами, чтобы вывести некоторые сцены на новый уровень. Так она стала второй женщиной, чьё имя значится среди сценаристов бондианы.
По словам одного из центральных героев фильма в исполнении Рами Малека, Фиби Уоллер-Бридж работала и над его персонажем, а некоторые критики и вовсе заметили похожие мысли в его злодейском монологе с тем, что говорила героиня «Дряни» во втором сезоне шоу. «Она оказала большое влияние на то, что я делал, — сказал Малек в одном из интервью. — Я подолгу разговаривал с ней по телефону, рассказывая ей о том, что мы, по сути, искали в сценах, и она невероятно быстро всё меняла. Мы знаем её как очень остроумную и забавную писательницу, но у неё также есть талант к драматизму и напряжению». Примечательно, что Малек играет в заключительном фильме бондианы главного злодея, которым стал выходец из семьи казанских химиков Люцифер Сафин. Рассказывая о новой роли, актёр даже специально оговаривался — для него было важно, чтобы его персонаж «не придерживался определённой религии и идеологии»: «Я сказал: „Мы не можем связывать его с любым актом терроризма, отражающим идеологию или религию. Я этого не приму, так что если вы меня пригласили именно по этой причине, то я пас“». В казанском издании «Инде» напомнили, что Джеймс Бонд уже бывал в Казани — в фильме «Квант милосердия» он приехал туда, чтобы отомстить одному из злодеев.
Харвуд, Джоанна Харвуд
Ирландка Джоанна Харвуд работала над сценарием самого первого фильма франшизы о Джеймсе Бонде — «Доктор Ноу» 1962 года. Именно благодаря Харвуд фильм остался верен книге Яна Флеминга, но её вклад в бондиану долгое время приуменьшали, отметила журналистка Бэт Вебб, написавшая для BBC большой материал о Харвуд и других женщинах, чья работа в киноиндустрии оставалась непризнанной. Джоанна Харвуд начала работать в кино в 1950-х годах и первое время следила на съёмках за тем, чтобы в кадре не появлялось логических неувязок. Это была одна из позиций, на которые в то время брали женщин, сейчас это входит в обязанности супервайзеров сценария. Харвуд работала с продюсером Гарри Зальцманом, когда он приобрёл права на книги Яна Флеминга, и именно Харвуд написала первую версию сценария «Доктора Ноу». Однако Гарри Зальцман параллельно приглашал к работе и других сценаристов, среди которых был и генерал армии, который должен был сделать диалоги более «маскулинными». Харвуд несколько раз просили «спасти» сценарий, рассказывает Бэт Уэбб, но её вклад в итоге остался недооценённым. Сценаристку затем позвали поработать над фильмом «Из России с любовью», однако из-за разногласий с режиссёром она покинула проект, а её имя упоминалось в связи с адаптацией книги, но не среди сценаристов. Впоследствии Джоанна Харвуд и вовсе покинула киноиндустрию.
Исследовательница Мелани Уильямс отметила, что история Джоанны Харвуд принципиальна для изучения вопросов гендера в бондиане, ведь значение имеет не только репрезентация женщин на экране, но и их работа за кадром. Сейчас идут активные обсуждения о том, кто должен сыграть нового Джеймса Бонда, но Фиби Уоллер-Бридж не считает, что новой главной героиней должна стать женщина. «Я думаю Бонд — это Джеймс Бонд, — сказала сценаристка. — Нам просто нужно придумать такую героиню, которая могла бы с ним поконкурировать».
ФОТОГРАФИИ: Getty Images, DANJAQ, LLC AND MGM