Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

КиноГрандиозная «Дюна»: Каким получился блокбастер Дени Вильнёва

Грандиозная «Дюна»: Каким получился блокбастер Дени Вильнёва 
 — Кино на Wonderzine

За что его хвалят и критикуют

В прокат вышел блокбастер Дени Вильнёва «Дюна», новая адаптация научно-фантастического романа Фрэнка Герберта с Тимоти Шаламе и Зендеей в главных ролях. Книгу, изданную в середине 60-х годов, в 1984 году экранизировал Дэвид Линч, однако он отрёкся от картины, объяснив, что продюсеры ограничили его художественный контроль и не дали осуществить свою версию монтажа. До этого культовый роман хотел адаптировать Алехандро Ходоровски, однако 14-часовой фильм не удалось снять, и об этом рассказывает документальный фильм «„Дюна“ Ходоровского». Мы посмотрели новую экранизацию, а точнее её первую часть, и разбираемся, какой получилась «Дюна» Дени Вильнёва.

Анна Третьякова

«Дюна» рассказывает о юном аристократе Поле и его семье, влиятельном доме Атрейдесов. Герцог Лето Атрейдес принимает правление на планете Арракис, единственном месте добычи специи, ценного психоактивного вещества, позволяющего путешествовать по галактике и, как выясняется позднее, достигать новых уровней мышления. Герцог осознаёт опасность новой миссии и чувствует, что это ловушка со стороны императора, боящегося его растущей власти, и дома Харконненов, управляющего добычей специй до этого. Однако он вместе с сыном, а также наложницей леди Джессикой, состоящей в могущественном сестринстве Бене Гессерит, отправляется на пустынный Арракис и решает сотрудничать с фременами, местным народом Дюны.

На поверхности «Дюна» — это история взросления Пола Атрейдеса, которого сыграл Тимоти Шаламе. Актёр отлично справился с ролью растерянного и сомневающегося, но в то же время открытого и любопытного подростка, которому приходится очень быстро повзрослеть. Он становится примером новой маскулинности, а в его жизни есть несколько значимых ролевых моделей среди мужчин. У Пола искренние и доверительные отношения с герцогом Лето (Оскар Айзек): главный герой открыто говорит отцу, что не видит себя будущим лидером, на что тот рассказывает свою историю (он и сам мечтал о другой карьере), а затем призывает сына просто попробовать и поучиться у него, посещая советы. При этом герцог Лето напоминает Полу, что поддержит сына в любом случае. Кроме этого, в жизни подростка есть Дункан Айдахо, оружейный мастер дома Атрейдес, которого сыграл харизматичный Джейсон Момоа, общительный и смелый герой, которого Пол воспринимает как наставника. Тренирует героя воин Гёрни Халлек (Джош Бролин), требовательный, но справедливый учитель, а также верный соратник.

Однако гораздо более важным оказывается влияние на Пола его матери, леди Джессики. Свои главные способности он наследует у неё и развивает с её помощью. При этом Джессика в исполнении Ребекки Фергюсон совсем не вспомогательный персонаж. Она состоит в сестринстве Бене Гессерит, его участниц иногда попросту именуют «ведьмами», однако они не только обладают уникальными способностями. Сестринство ведёт свою теневую политику и добивается появления сверхчеловека, способного заглядывать в генетическую память предков и объять пространство и время. Леди Джессика когда-то ослушалась приказа сестринства и родила сына, а не дочь. Когда преподобная мать Бене Гессерит (Шарлотта Рэмплинг) устраивает мальчику испытание, она говорит ему о значении его судьбы по материнской линии. Позднее Джессика вместе с сыном оказывается в пустынях Дюны и демонстрирует не только свои сверхспособности, но и навыки воительницы.


История говорит об эксплуатации, капиталистической жадности и экологическом кризисе, критикует империализм и колонизацию. Но критике подвергся и сам фильм

Дени Вильнёв стремился показать в «Дюне» многогранных женских персонажей. В интервью Los Angeles Times он признаётся, что сразу призвал одного из сценаристов, Эрика Рота, уделить особое внимание женщинам, начиная с леди Джессики. Героиня Зендеи Чани тоже появляется в фильме раньше, чем по сюжету книги, однако её персонаж явно раскроется именно во второй части адаптации — режиссёр даже намекал, что её ждёт более значительная роль, чем в книге Фрэнка Герберта.

Другому важному изменению по сравнению с оригинальным текстом подвергся персонаж Лиет-Кайнс — планетарного эколога и арбитра смены сыграла женщина, актриса Шэрон Дункан-Брюстер. «Роман Герберта в какой-то степени является артефактом своего времени, и в нём определённо есть перекос в сторону мужчин, так что сейчас это не кажется полностью современным, — сказал второй сценарист фильма Джон Спэйтс. — Из всех идей в этой истории, посылы, привнесённые персонажем Лиет-Кайнс, о планетарном управлении, о ценности ресурсов, о необходимости налаживания связей с местными сообществами, чтобы поддерживать себя в будущем, — это современные послания, и казалось правильным модернизировать посланника».

История затрагивает важные и актуальные темы — эксплуатацию, капиталистическую жадность и экологический кризис, критикует империализм и колонизацию. Но стоит отметить, что критике подвергся и сам фильм. Фрэнк Герберт во многом вдохновлялся культурами стран Ближнего Востока. В фильме это очевиднее всего проявляется в костюмах, а также терминах, взятых из ближневосточных языков, а съёмки сцен в пустынях Дюны проходили в Иордании и Объединённых Арабских Эмиратах. Влияние культуры и религии арабских стран наиболее очевидно в мире коренных жителей Дюны фременов. Однако среди актёров, играющих фременов, пока не было представителей стран Ближнего Востока или Северной Африки (в первом фильме зрители видят лишь малую часть народа).


Это грандиозный фильм, рассказывающий первую часть истории, в нём нет больших баталий, но раскрывается мир и его персонажи

Журналистка арабского происхождения Ханна Флинт написала для портала Syfy материал о значимости арабской и исламской репрезентации в фильме. Флинт отметила, что Хавьер Бардем, сыгравший лидера фременов Стилгара, и Зендея, сыгравшая Чани, безусловно, талантливые актёры, однако стирание арабской идентичности их персонажей, по её мнению, равносильно вайтвошингу. Исследовательница Заина Уджайли, изучающая репрезентацию арабов в американской политике и кино, считает, что «„Дюна“ использует эстетические тропы арабского мира — одежду, пустыню, язык, — отказывая арабам в платформе». Она подчеркнула, что фильм говорит о притеснении народа и критикует эксплуатацию и в то же время применяет «культурную эксплуатацию в своём кастинге». По словам Уджайли, актёры арабского происхождения также могли бы внести свой вклад в деконструкцию тропа «белого спасителя», который исследуется в истории.

Так или иначе, «Дюна» наверняка понравится фанатам других фильмов Вильнёва — «Прибытия» и «Бегущего по лезвию 2049». Это грандиозный фильм, рассказывающий первую часть истории, в нём нет больших баталий, но раскрывается мир и его персонажи. «Дюна» будет интересна и понятна и тем, кто не читал книгу, Дени Вильнёв и его команда (в фильме впечатляющие спецэффекты и дизайн костюмов, узнаваемый визуальный стиль и музыка) стремились сделать историю доступной для всех зрителей и передать в ней свою любовь к книге Фрэнка Герберта.

Предположительно, во второй части адаптации Дени Вильнёв подробнее расскажет о мире фременов, их культуре, религии и жизни в пустынях Дюны. Остаётся надеяться, что актёрский состав продолжения отразит культуры, которыми вдохновлялся автор.

ФОТОГРАФИИ: Каро Премьер, Warner Bros.

Рассказать друзьям
10 комментариевпожаловаться