Кино«Sweat»: Популярность
и одиночество фитнес-блогерки
Жажда близости и парасоциальные отношения в фильме из конкурсной программы Каннского кинофестиваля
На этой неделе на стриминговых платформах вышел фильм «Sweat», в России получивший название «Красотка». Вторую ленту режиссёра Магнуса фон Хорна включили в официальную конкурсную программу Каннского фестиваля 2020 года, отменённого из-за пандемии COVID-19. «Sweat» рассказывает о популярной польской фитнес-блогерке Сильвии, у которой более полумиллиона подписчиков в инстаграме, но нет близких друзей и партнёра. В одном из своих видео она откровенно говорит о своём одиночестве. Ролик становится вирусным, а его последствия заставляют героиню задуматься о своей карьере.
анна третьякова
Фильм начинается с динамичной сцены, где главная героиня Сильвия (Магдалена Колесник) проводит открытую тренировку в торговом центре в Варшаве. За всё время с её лица не сходит широкая улыбка, она регулярно спускается к посетительницам со сцены, чтобы «искупаться в потрясающей энергии». Уже в гримёрке Сильвия ест салат, который принесла с собой, и не притрагивается к куче еды, приготовленной для неё организаторами мероприятия. Оставшись одна, героиня записывает видео, где горячо благодарит фанаток, которые пришли на тренировку. Позднее за рулём она весело подпевает песне Roxette и вслух в пустой машине говорит, как же любит этот трек. Следующие сцены фильма дают понять, что общается она, скорее всего, со своей аудиторией в помощью лайва в инстаграме, а телефон прикреплён к приборной панели.
Казалось бы, главная героиня — карикатурная инфлюэнсерка, почти не расстающаяся с телефоном и не снимающая маску, однако встреча c её агентом раскрывает новые детали. Один из её недавних роликов в инстаграме стал вирусным. В нём героиня в слезах говорит о том, как ей на самом деле одиноко и как она мечтает о любящем партнёре. Теперь жёлтые СМИ интересуются её эмоциональным состоянием, а некоторые спонсоры не хотят ассоциироваться с «негативом», сообщает Сильвии её агент. На это героиня решительно отвечает, что выкладывает в свой профиль что хочет. Дома после встречи Сильвия специально записывает сториз с продуктом того самого переживающего спонсора.
Фильм показывает три дня из жизни героини. За это время она узнаёт, что у неё появился преследователь, вдохновившийся вирусным роликом. Она ходит на тренировки, сталкивается со школьной приятельницей и отправляется на празднование дня рождения матери. Каждое из событий развивается не совсем так, как ожидается. Параллельно всему этому героиня регулярно записывает сториз и прямые эфиры для подписчиков, проверяет лайки и посвящённые ей посты. Кажется, что именно работа и соцсети вызывают у Сильвии искренние эмоции. Героиня искренне смеётся и плачет во время тренировки, приседая со штангой. Кстати, актриса Магдалена Колесник привнесла это из собственного опыта. В одном из интервью она рассказала, что начала испытывать глубокие эмоции во время тренировок, которые изначально казались ей скучными. Кроме этого, до съёмок она особо не пользовалась соцсетями, но начала активно это делать, готовясь к роли. Она описала своё самолюбование и озабоченность лайками, и ей этот опыт показался «опасным».
Колесник описала своё самолюбование и озабоченность лайками, и ей этот опыт показался «опасным»
Идея фильма может показаться довольной очевидной: противопоставление популярности в инстаграме и одиночества реальной жизни. Две составляющие жизни героини по-разному показывает и камера, то приближаясь к ней некомфортно близко, то наблюдая за героиней со стороны. Однако лента находит интересные способы исследовать то, как Сильвии сложно устанавливать связь с людьми. По сюжету интересоваться спортом героиня начала благодаря матери, которая постоянно отправляла её в секции в детстве. Об этом Сильвия рассказала в интервью спортивному журналу, на обложке которого оказалась. При этом отношения у женщин явно непростые. Застолье в родном доме побуждает героиню компенсировать эмоциональную отстранённость матери, что продвигает сюжет дальше.
Помимо личных отношений, важное место в фильме о блогерке занимают и парасоциальные. Они в ленте работают в обе стороны, но не пересекаются. Главная героиня повторяет в камеру, что любит своих подписчиков, и будто бы искренне в это верит. Реальные же встречи с некоторыми из них показывают другую сторону популярности. Давняя школьная приятельница, встретившая Сильвию, сообщает ей, что подписана на неё и ценит её правдивость. Женщина, которую главная героиня толком не узнаёт, решает рассказать ей о пережитом горе. Она относится к Сильвии словно к давней подруге, и та сдержанно её слушает, но всё же делится в ответ и своим переживанием. На контрасте оно может не показаться таким же серьёзным, но важно для самой героини. Заканчивается же диалог просьбой сделать селфи.
Отношения с преследователем также показаны неоднозначно: Сильвия боится неизвестного мужчины, машина которого стоит у её дома, но и будто использует историю, чтобы оказаться в центре внимания на семейном торжестве. В то же время она сталкивается с непониманием со стороны родных, далёких от её образа жизни. А по-настоящему опасным может оказаться совсем другой, но близкий ей человек.
Магнус фон Хорн и Магдалена Колесник, для которой эта роль в кино стала первой, показали непростую героиню, которую не стали однозначно осуждать или поддерживать
Режиссёр Магнус фон Хорн рассказал, что идея фильма родилась у него, когда он подписался на фитнес-блогерку, снимавшую десятки сториз в день. По его словам, его «провоцировало» то, как она использовала свою платформу. Он считал её посты банальными и поверхностными, но в то же время это его и привлекало. Режиссёр решил исследовать свою реакцию. «Почему я не могу просто принять её? Быть таким же счастливым, как она? Почему я сижу и вроде как тихо критикую её и думаю, что то, что она делает, глупо?» — задавался вопросом фон Хорн. С помощью фильма он стремился преодолеть эти чувства.
В то же время, по словам режиссёра, у него не было чёткой идеи, а процесс был интуитивным. Фильм, как и посты блогеров, показывает важные события и повседневные мелочи, а за эмоциональным срывом следуют ежедневные дела. Кроме этого, фон Хорн считает, что инфлюэнсеры у многих вызывают реакцию, а зрители сами определяют для себя тему и посыл фильма. Многие критики оценили взгляд на социальные медиа и сравнили ленту с фильмом «Восьмой класс» Бо Бёрнема, также исследующим отношения с социальными сетями. Мнения зрителей разделились: кому-то не хватило однозначного вывода, другие оценили историю-наблюдение. Магнус фон Хорн и Магдалена Колесник, для которой эта роль в кино стала первой, показали непростую героиню, которую не стали однозначно осуждать или поддерживать. А в конце фильма зрителям, как и самой героине, предстоит решить для себя, подлинна ли её искренность.
ФОТОГРАФИИ: New Europe Film Sales