Кино«Пороховой коктейль» и «Красотка на взводе»: Женщин в боевиках стало больше и все от этого выиграли
На первый план выходит действие, и в этом нет ничего плохого
29 июля на стримингах появилась экшен-комедия «Пороховой коктейль» со звёздным актёрским составом, Карен Гиллан и Леной Хиди в главных ролях, а в кинотеатрах вышел «Jolt» с Кейт Бекинсейл (получивший в прокате название «Красотка на взводе»). Мы решили посмотреть, как современные экшен-фильмы показывают своих главных героинь, ведь в целом последние годы появляется всё больше боевиков, особенно комедийных, с женщинами в главных ролях.
Анна третьякова
«Пороховой коктейль» рассказывает о профессиональной киллерше Сэм (Карен Гиллан), которая пошла по стопам своей матери, сбежавшей, когда ей было пятнадцать. После одного из заданий она попадает в неприятности, а затем и вовсе идёт наперекор боссу и решает спасти маленькую девочку, а не чемодан денег. Неоновый комедийный экшен полон ярких драк и погонь и не боится экспериментов: главная героиня расправляется со злодеями, даже когда продажный врач вкалывает ей препарат, от которого у неё временно отнимаются руки, а потом и вовсе координирует гонку со своей восьмилетней «напарницей» за рулём.
«Пороховой коктейль» активно (и в целом справедливо) сравнивают с «Джоном Уиком»: только «нейтральной» зоной вместо отеля «Континенталь» стал классический дайнер, а оружие можно достать не у портного, а в библиотеке. Бомбер главной героини, который она забирает из витрины боулинга, напоминает о знаменитом образе Райана Гослинга в «Драйве», впрочем, и насилия в «Пороховом коктейле» не меньше, чем в ленте Николаса Виндинга Рефна, хоть подаётся оно и в комедийном ключе. При этом сходства с другими экшенами не умаляют достоинств фильма, ему удаётся быть чем-то уникальным, позволяя любителям жанра заметить отсылки к другим картинам. Этому способствует компания харизматичных главных героинь: эмоциональным центром ленты становятся отношения Сэм с внезапно вернувшейся в её жизнь матерью и с девочкой, которую она спасла. Кроме этого, героиня обращается за помощью к сотрудницам библиотеки, бывшим коллегам её матери, которых сыграли Анджела Бассетт, Мишель Йео и Карла Гуджино. Фильм не посвящает много времени раскрытию этих персонажей, но всё же их реплики и образы передают главные черты киллерш и их особенности, отчего милая героиня Карлы Гуджино в рубашке с рюшами производит большее впечатление, встав за пулемёт. Пожалуй, меньше всего внимания уделяют персонажу Мишель Йео, но зато она ярко расправляется с врагами с помощью железной цепи.
Неоновый комедийный экшен полон ярких драк и погонь и не боится экспериментов: главная героиня расправляется со злодеями, даже когда продажный врач вкалывает ей препарат, от которого у неё временно отнимаются руки
Написал и снял фильм режиссёр Навот Папушадо, известный лентой «Очень плохие парни» и работой над ужасами. Женщин в съёмочной группе, к сожалению, не так много, но запоминающимися образами фильм обязан художнице по костюмам Луиз Фрогли. Стилизация и декорации «Порохового коктейля» создают впечатление, что это экранизация несуществующего комикса. Но в целом фильм не ставит перед собой цели глубокого исследования героинь, как, например, вышедшая недавно «Чёрная вдова», — на первом месте тут остаются действие и стиль. В то же время именно женщины становятся главными героинями в фильме неспроста: они живут в мире, где всем заправляет группа властных мужчин под названием «Фирма», и решаются ей противостоять — прямолинейная метафора неплохо подходит жанру комедийного боевика.
О женском опыте говорит и «Красотка на взводе»: главная героиня Линди склонна к агрессии, высокий уровень кортизола придаёт ей чуть ли не суперсилу, она стремится подавлять свои эмоции, а избегать всплесков насилия ей помогает только специальный корсет, ударяющий током. В одном из интервью Кейт Бекинсейл рассказала, как другие женщины реагировали на сюжет фильма: «Я объясняла: „У этой женщины неконтролируемый гнев“. И каждая женщина говорила: „О, это обо мне“». Линди и правда не может контролировать очень знакомые многим импульсы — бьёт парня, широко расставившего ноги на соседнем месте в метро, а на улице даёт в лоб мужчине, который кричит ей: «Улыбнись!» Но в целом её выводит из себя очень многое, а когда убивают её парня, принявшего её такой, какая она есть, она решает совсем не ограничивать свой гнев. Из-за сюжета о мести «Красотку» тоже сравнили с «Джоном Уиком», а из-за электрического корсета она напоминает «Адреналин», только наоборот.
Над лентой работала режиссёрка Таня Уэкслер, известная в первую очередь благодаря фильму «Без истерик». Кейт Бекинсейл говорила, что ей особенно понравилось исследовать гнев своей героини с женщиной в режиссёрском кресле. Сценарий написал Скотт Ваша, для него фильм стал дебютным, и многие критики объясняли недочёты и упущения фильма именно этим.
В фильме, естественно, много экшена и драк, но эти сцены редко воспринимают себя серьёзно. О том, что это в первую очередь комедия, регулярно напоминает и комический дуэт Лаверн Кокс и Бобби Каннавале, сыгравших пару постоянно препирающихся детективов. Жанр комедийного боевика позволяет главной героине быть остроумной и саркастичной. Юмор придаёт харизмы и «Пороховому коктейлю», а лучшие сцены с Карен Гиллан происходят именно в абсурдных обстановках.
В последнем «Джоне Уике» к Киану Ривзу присоединяется крутая Хэлли Берри, спасающая главного героя, а в «Телохранителе жены киллера» Сальма Хайек расправляется со всеми не хуже Райана Рейнольдса
Женщины на протяжении последних нескольких лет получают главные роли в интересных боевиках. Особенно в жанре себя раскрыла Шарлиз Терон, от «Безумного Макса» до «Взрывной блондинки» и «Бессмертной гвардии». Можно сказать, что главные героини не пропадали с экранов, та же Кейт Бекинсейл играла в пятом «Другом мире» в 2016 году (но больше она к этой франшизе не вернётся). Однако сейчас появляются новые тренды и проекты, экспериментирующие c форматом и стилем. Вскоре, например, выйдет неоновый триллер «Кейт» с Мэри Элизабет Уинстед в главной роли. Даже в «мужских» франшизах появляются самобытные и не уступающие главным героям женщины. В последнем «Джоне Уике» к Киану Ривзу присоединяется крутая Хэлли Берри, спасающая главного героя, а в «Телохранителе жены киллера» Сальма Хайек расправляется со всеми не хуже Райана Рейнольдса. При этом актриса участвовала в работе над сценарием и настояла на том, чтобы её героиня проходила через менопаузу как естественную часть жизни, которая не делает её менее привлекательной или способной.
В комедийном формате новую главу открыли «Хищные птицы», где харизматичная банда разбойниц играючи расправляется с противниками, а фильм и его главные героини не воспринимают себя всерьёз. «Пороховой коктейль» и «Красотка на взводе» тоже относятся к жанру хай-концепт (high concept), их сюжеты и идеи можно описать одним предложением, а стиль считывается с постеров. И в этом нет ничего плохого, при просмотре становится очевидно, что актрисы просто получают удовольствие от съёмок в комедийных боевиках и своих почти неуязвимых персонажей. Зрителей ждут увлекательные погони и драки, а также любимые актрисы, ловко расправляющиеся с теми, кто перешёл им дорогу. Girls just wanna have fun.
ФОТОГРАФИИ: Netflix, Eagle Films