КиноСкандал с «Золотым глобусом»: Как Голливуд отменяет престижную награду
Расизм и взятки внутри Голливудской ассоциации иностранной прессы
«Золотой глобус — 2021» вручали в феврале: лучшим драматическим фильмом признана «Земля кочевников» Хлои Чжао, а лучшей комедией — «Борат-2» с Сашей Бароном Коэном в главной роли. Однако в этом году индустрия кино обсуждала вовсе не награды HFPA (Голливудской ассоциации иностранной прессы. — Прим. ред.), а расследование Los Angeles Times: журналисты издания выяснили, что в жюри из восьмидесяти семи человек не были представлены афроамериканцы. Кроме того, вскрылись многочисленные (и крайне сомнительные с точки зрения профессиональной журналистской этики) денежные отношения между участниками ассоциации и представителями студий, которые, как пишут западные издания, были секретом Полишинеля не один десяток лет.
Антон Данилов
Теперь, почти через три месяца после публикации, HFPA стала главной темой киноиндустрии — со всеми вытекающими последствиями. Но почему расследование опубликовали в феврале, а громким скандал стал только в мае? Общественный гнев удалось «отложить», потому что руководители ассоциации пообещали исправиться — и представить к маю план реформ. Первая публикация от имени HFPA появилась в начале марта: тогда в ассоциации заявили, что пересмотрят свою «кадровую политику» и примут в ассоциацию не только афроамериканцев, но и представителей других «уязвимых групп». Правда, никакой конкретной информации в том заявлении не было — только обещания исправить проблемы, которые, как заметили в Time’s Up, ассоциация игнорировала десятилетиями. «Нам нужны конкретные детали и график изменений», — написано в твиттере этой активистской организации.
Через два дня HFPA заявила, что нанимает советника по вопросам этнического разнообразия, профессора Шона Харпера, и привлекает к работе юридическую фирму для пересмотра правил в ассоциации. Харпер, руководящий центром инклюзии при Университете Южной Калифорнии, отказался от сотрудничества через месяц после этого объявления. The Hollywood Reporter пишет, что это случилось после его встречи со сценаристками Авой Дюверней и Шондой Раймс, а также представителями многочисленных PR-фирм (последние сначала пообещали, а потом и отрезали доступ к своим подопечным знаменитостям, если в ассоциации не пойдут на серьёзные перемены). Харпер предложил добавить к числу принимающих решение журналистов тринадцать афроамериканцев — так, чтобы довести их общее число до ста уже к следующему сезону наград. Профессора раскритиковали за непонимание глубины проблемы, после чего он уволился по собственному желанию.
Параллельно по репутации HFPA ударил и Филипп Берк — очень влиятельный человек в киноиндустрии, который сорок четыре года был членом ассоциации и ещё восемь лет — её президентом. В электронном письме, которое он отправил своим коллегам, Берк назвал Black Lives Matter «расистским движением ненависти», а соосновательнице BLM Патрисии Каллорс от него досталось из-за покупки дома. Позже Берк заявил, что просто хотел проиллюстрировать «охватившее всех лицемерие» и что он не имел в виду «ничего такого». И хотя ему сошёл с рук харассмент в адрес Брендана Фрейзера (актёр утверждает, что тот без согласия трогал его за ягодицы в 2003 году), расистские заявления поставили крест на его карьере: Берка выгнали из ассоциации. Тогда же от сотрудничества с HFPA отказалась и экспертка кризисного менеджмента Джуди Смит — это она была прототипом главной героини сериала «Скандал».
Журналисты Los Angeles Times: издания сообщили, что в жюри из восьмидесяти семи человек не были представлены афроамериканцы
В начале мая HFPA выступила с новым заявлением. Члены ассоциации одобрили план реформ: за выступили семьдесят два человека, против — всего три. Но на этом конкретика закончилась, а заявление президента HFPA Али Сара стало всё тем же обещанием реформ и «пониманием необходимости инклюзивности и разнообразия». «Поскольку мы понимаем безотлагательность и проблему прозрачности, мы будем постоянно обновлять информацию по мере того, как мы продвигаемся вперёд, делая нашу организацию более инклюзивной и разнообразной», — сказал он. Мнения по поводу заявления тоже разделились: одни участники индустрии (например, Национальная ассоциация афроамериканских журналистов) его поприветствовали, другие (Netflix, Amazon) посчитали очередным обещанием без конкретных намерений.
«Сегодняшнее голосование — важный первый шаг, — пишет генеральный директор Netflix Тед Сарандос в письме руководству HFPA. — Однако мы не верим, что предлагаемая политика решит системные проблемы разнообразия внутри HFPA. Она не решает и проблему отсутствия чётких стандартов, как должны работать ваши члены». Итог — отказ Netflix от сотрудничества с HFPA до тех пор, пока ассоциация принципиально не изменит свою организацию.
Отсутствие внятной политики изменений стало причиной громких высказываний и бойкота со стороны не только компаний, но и знаменитостей. Скарлетт Йоханссон призвала кинематографистов отказаться от сотрудничества с HFPA и обвинила ассоциацию в сексизме. Так же поступил актёр и режиссёр Марк Руффало, а Том Круз вернул ассоциации три своих «глобуса». Финальный удар нанёс телеканал NBC, который отказался транслировать «Золотой глобус — 2022» несмотря на заключённый шестилетний контракт. Это, как пишут западные эксперты, ставит под угрозу само существование ассоциации. Сейчас на сайте HFPA уже появился понедельный план реформ ассоциации, но эксперты холодны в оценках: многие из них сходятся в том, что HFPA пора немедленно переходить от слов к делу.
Голливудская ассоциация иностранных журналистов появилась в 1943 году, своя премия у нового объединения появилась годом позже. «Золотой глобус» вручается в январе, а по его результатам, как считается, можно гадать, кому достанутся «Оскары». Церемония вручения «глобусов» проходит совсем не так официозно, как награждение киноакадемиков — но это, тем не менее, совсем не мешало оставаться награде второй по уровню престижности в США и в мире в целом. Авторитет премии не снижали и многочисленные скандалы подкупа голосующих. Самый известный случай связан с именем актрисы Пиа Задоры. В 1982 году её назвали «лучшей новой актрисой» за роль в фильме «Бабочка», однако позже выяснилось, что награду ей купил тогдашний муж, бизнесмен Мешулам Риклис. Взятки дают не только деньгами, но и, как выяснилось, почти борзыми щенками. В 1999 году Шэрон Стоун номинировали за роль в фильме «Муза», но случилось это после того, как студия отправила каждому голосующему часы Coach стоимостью 400 долларов каждые (за них, как сообщает THR, заплатила сама Стоун).
В этом году «Золотые глобусы» вручали уже в семьдесят восьмой раз, а церемонию награждения смотрели немногим меньше семи миллионов человек — «катастрофически» мало, как пишет индустриальное издание Vulture. Для сравнения: в 2020 году церемонию награждения смотрели почти девятнадцать миллионов человек — это значит, что падение аудитории составило шестьдесят три процента. Ниже этой отметки рейтинг за последние двадцать лет был лишь однажды — в 2008 году, когда премия превратилась в пресс-конференцию из-за забастовки Гильдии сценаристов США.
Скарлетт Йоханссон призвала коллег отказаться от сотрудничества с HFPA и обвинила ассоциацию в сексизме. А Том Круз вернул ассоциации три своих «глобуса»
Впрочем, падение аудитории — проблема не только HFPA: зрителям всё менее и менее интересно следить за тем, кому достаются «Оскары», «Эмми», «Грэмми» и другие награды. Конечно, среди возможных причин называют пандемию: из-за того, что в многих странах до сих пор действуют жёсткие ограничения, в прокат выходит не так много фильмов, а следить за судьбой тех, что вышли, не очень-то и интересно. Но есть и другое мнение:
COVID-19 лишь ускорил отказ зрителей от просмотра пафосных и не очень церемоний в прямом эфире. Эксперты полагают, что в этом больше нет никакого смысла, потому что всё самое интересное — от нарядов на красной дорожке до смешных шуток на сцене — будет в интернете и ради этого не нужно сидеть три часа перед телевизором.
Наконец, есть и третье мнение: награды и церемонии сегодня не показывают ничего, кроме предпочтений тех, кто их вручает. Иными словами, от «глобусов» и «Оскаров» больше не ждут объективности в оценке, потому что объективность как категория в искусстве — особенно в таком, как кино, — сегодня подвергается большому сомнению. В более радикальной версии эту проблему можно сформулировать так: награды устарели, сегодня они всё менее и менее интересны сами по себе. Решить её и разнообразить взгляды голосующих призывают те, кто сегодня бойкотируют HFPA. «Мы смотрим разное кино, с разных точек зрения и оцениваем его, руководствуясь исключительно собственным опытом. Любая попытка представить объективную критику сейчас будет смотреться смехотворно, ведь мы уже выяснили, что вся критика ангажирована», — пишет в независимом издании «Кимкибабадук» одна из его основательниц Татьяна Шорохова.
При этом вне зависимости от того, удастся ли HFPA вернуться с премией или дни ассоциации сочтены, эксперты сходятся во мнении, что любым крупным кинематографическим институциям придётся менять себя, принципы награждения, формат церемонии и многое другое. Иначе они рискуют потерять свою аудиторию навсегда.