Кино«Пугало»: Киносенсация о доброй ведьме среди злых людей
Пронзительная история о знахарке из якутского поселка
25 февраля в кинопрокат выходит фильм «Пугало» — пронзительная, практически монохромная история о знахарке из якутского поселка, гибрид магического реализма и остросоциальной драмы и очередной яркий представитель феномена якутского кино, понятно снимаемого своими для своих и потому успешно окупаемого. Осенью «Пугало» произвело фурор на кинофестивале «Кинотавр», где ему достались три приза: за лучший фильм, за лучшую женскую роль и приз имени Даниила Дондурея Гильдии киноведов и кинокритиков, — а в январе лента получила спецприз на международном кинофестивале в норвежском Тромсё. Успех для регионального кино просто ошеломительный — особенно, если знать, что сняли его за 11 дней и смехотворные для киноиндустрии полтора миллиона рублей.
текст: Дина Ключарёва, автор телеграм-канала One Oscar For Leo
Безымянную героиню фильма местные зовут Пугалом: небрежно одетая в какие-то обноски, в разномастных валенках и с распущенными полуседыми космами, эта женщина с загадочным даром, словно средневековая ведьма, наводит на них одновременно ужас и благоговение. Её сторонятся и побаиваются, презирают и оскорбляют, но в безвыходные моменты всё равно показываются у неё на пороге. Едва ступив в её обшарпанный дом, просители боятся провести рядом с этой ведьмой лишнюю минуту. Иной раз ей не дают даже купить буханку хлеба в магазине, но когда прижимает нужда — приносят к её дверям новые тёплые сапоги и молят о помощи: исцелить от заикания, бесплодия, опухоли, падучей. И она помогает даже самым жестоким своим обидчикам: безграничное милосердие и умение прощать — её, пожалуй, ещё более ценный дар, чем целительство. В ответ на оскорбления она отвечает простой, пусть и неприглядной правдой в глаза, которую гордые и напуганные её непостижимым даром местные очень не любят. Лечит хворых она один на один совершенно необъяснимым образом — в эти моменты даже камера отворачивается от героини, словно оператор тактично бережёт её секрет от зрителя. Устрашающая знахарка буквально вбирает в себя чужие беды, высасывает боль из раны и вырывает у невежественных бедолаг их горести.
За этот дар она платит жестокую цену: едва распрощавшись с очередным пациентом, она бежит во двор и изрыгает из себя всю отнятую у больного внутреннюю черноту. Чужая и собственная боль сжигает её изнутри, и заливает этот внутренний пожар она водкой и заглушает грохочущим шумом кочегарки, куда приходит поплакаться одному из сочувствующих ей людей. Своей — такой же одинокой, выполняющей ту же недооценённую работу — её считают лишь двое местных: кочегар и участковый, в которых остальные также видят только функцию, но никогда — людей. Участковый — единственный, кому известна её горькая тайна, контуры которой, впрочем, проступают только ближе к концу фильма. Именно эта тайна, трагический инцидент из прошлого — источник глубоко засевшего в знахарке чувства вины, причина, по которой она продолжает использовать свой дар и всякий раз всё сильнее страдает от последствий чужого исцеления. Забирая чужие болезни и отказываясь от ценных вещей в награду за помощь, она наказывает себя и искупает свой давний грех, но до конца простить себя не способна — и потому фильм заканчивается на печальной ноте.
Именно эта тайна, трагический инцидент из прошлого — источник глубоко засевшего в знахарке чувства вины
Режиссёром, сценаристом и продюсером фильма выступил Дмитрий Давыдов. «Пугало» — третья полнометражная лента в фильмографии режиссёра-самоучки, который, по собственному признанию, изучал киноискусство и сценарное мастерство в интернете. До недавнего времени Давыдов совмещал съёмки с работой учителя начальных классов в своём родном райцентре (в январе он уволился из школы, чтобы полностью посвятить себя кино). В фильмах Давыдова играют в основном непрофессиональные актёры — его соседи и земляки, а значительная часть производственного бюджета уходит на аренду кинотехники, которую режиссёр привозит в Якутию из Москвы и Петербурга. Мистическую притчу про сельскую целительницу Давыдов придумал много лет назад, но, по его словам, принципиально решил не делать героиню шаманкой — чтобы не оскорбить настоящих якутских шаманов, которых в местной культуре очень чтут. На роль знахарки Давыдов позвал заслуженную артистку Республики Саха — этнопевицу Валентину Романову-Чыскыырай, среди сценических образов которой есть и шаманка. Артистка согласилась на роль сразу же, ещё до того, как увидела сценарий — между ней и режиссёром установилось такое доверие, что тот позволил ей свободно импровизировать в кадре.
«Пугало» — огромный шаг вперёд не столько даже для якутского (его уже давно высоко ценят в кинематографическом сообществе), сколько вообще для регионального кино, громкий призыв обратить внимание на талантливых и недооценённых кинематографистов, способных собрать впечатляющую историю практически на коленке и с крошечной командой снять произведение фестивального уровня, куда более релевантное злободневной повестке, чем глянцевые комедии, штампуемые в больших городах. Несмотря на выраженную мистическую составляющую, «Пугало» намного более реалистичное кино, чем какой-нибудь «Марафон желаний». Картина Давыдова изо всех сил бьёт в набат повседневных проблем: к знахаркам не ходили бы, будь медицина в дальних регионах хотя бы на относительно приемлемом уровне, женщин не избивали бы в мясо на глазах у прохожих и не вовлекали бы в проституцию, не пропагандируй государственная законотворческая машина даже в XXI веке сугубо патриархальные ценности, семьи не теряли бы детей, существуй в стране адекватная социальная и психологическая поддержка материнства.
ФОТОГРАФИИ: Bonfire Productions, Про:взгляд