Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

КиноРазвод — лучший подарок: Жизнеутверждающий ромком Анны Пармас «Давай разведёмся!»

Развод — лучший подарок: Жизнеутверждающий ромком Анны Пармас «Давай разведёмся!» — Кино на Wonderzine

Анна Михалкова в роли героини нашего времени

«Кинотавр» этого лета, с лёгкой руки программной директрисы Ситоры Алиевой, большую часть показов посвятил «женским» фильмам. Режиссёрские работы женщин, женщины в центре сюжета, мужские фильмы, размышляющие о женской роли в самых разных обстоятельствах, — панорама от «Дылды» до «Верности» была мощная. Но даже на этом фоне полнометражный режиссёрский дебют Анны Пармас, большой ромком про развод с Анной Михалковой в главной роли, уверенно получил приз зрительских симпатий, за которым, вероятно, последует немалая зрительская любовь в прокате. Разбираемся, велики ли шансы фильма превратиться в новый «Горько!».

Текст: Наиля Гольман

Маша выгнала Мишу из дома, потому что Миша — между готовкой, уборкой и воспитанием двоих детей — завёл себе любовницу, блондинку — фитнес-тренершу. Любовница его обожает и тут же берёт к себе жить утомительно-сладкой жизнью в одной квартире с престарелой мамой. И пока Миша барахтается в поисках нового смысла на странной, наспех найденной работе, Маша познаёт все прелести двойной нагрузки. Дорогой и фанатично преданный работе врач-гинеколог, до того она тянула на себе только ипотеку, пропитание и прочие статьи добычи; отныне ей предстоит выучить, где у детей лежат чистые носки и когда их забирать из школы. Маша не всегда справляется. Приезжает пожить мама. Доходит до милиции. Все нервничают, спотыкаются и переживают, но заднюю не дают. Сквозь хлопоты, страх и мегабайты пьяных аудиосообщений Миша и Маша продолжают упорно идти к разводу.

Наделавший шуму на «Кинотавре» этого года полнометражный режиссёрский дебют Анны Пармас, опытной постановщицы коротких форм, откатал свои первые прокатные выходные и движется к статусу, который после фильма «Горько!» едва ли кому удалось занять, — к священному званию «фильма для всех», который полюбят и простой зритель, и усложнённый интеллектуал. Всенародно любимая, талантливая, мощная Анна Михалкова в главной роли, ярко наряженный ансамбль хороших артистов ей в подмогу, прямые шутки под водку на фоне ипотечного пейзажа для массового зрителя, чуточку менее прямой разговор о женской доле для более узкой аудитории, индустриальная любовь и поддержка после успешного «Кинотавра». Короче, все задатки для этого у него, кажется, есть.


Пармас любит людей, но при этом здорово язвит,
а также профессионально делает из этих двух вещей сюжет
и картинку для широкой аудитории

Пармас, которую на всю страну прославил клип про «лабутены», конечно, обладает талантом, родственным таланту Сергея Шнурова. Оба умеют из быта выхватить элемент на грани вульгарности — будь то слово, платье, грубая рифма или актёрский образ — и с его помощью рассказать историю про что-нибудь неудобное так, что на минуту покажется: не существует никакого неудобного. Сложно представить себе других настолько же удачных авторов для ютьюб-хита «Экспонат», потому что прочие бы, скорее всего, несчастную героиню клипа и песни показали либо красиво, но с меньшей любовью, либо с любовью, но без должного цинизма. У Пармас по всем трём статьям полный порядок: она любит людей, при этом здорово язвит, а также профессионально делает из этих двух вещей сюжет и картинку для широкой аудитории.

Язвительных гэгов в фильме навалом. Роман с ментом, которого не возбуждает женщина, если она не напугана вусмерть. Причитающая мать, безапелляционно встающая на позицию «ты что натворила, его же ещё можно вернуть» по отношению к изменившему мужу. Или сюжет с гадалкой, к которой — чёрт возьми, это правда и потому так нелепо выглядит — в любой непонятной ситуации частенько идут самые рациональные люди, будь они хоть врач, хоть физик-ядерщик. Но они написаны Пармас и сыграны Михалковой с такой нежностью к титульной героине, что всё равно у зрителя, скорее всего, вызовут свойское тепло, а не обиду.

Пока Маша в бесстрашном исполнении Михалковой купается на семейных соревнованиях в нижнем белье, Анна Пармас спокойно рассуждает о личном опыте (сценарий написан на основе её собственной истории и многих историй, рассказанных ей другими реальными героинями), женской доле и попадании в целевую аудиторию; и то и другое на самом деле нормально. Но почему-то среди интеллигентных людей не принято. Закономерным образом это кино не стесняется не только своих героев, но и авторов. Три года назад на очередной вопрос о популярности «Экспоната» Пармас в интервью ответила буквально следующее: «Слушайте, меня больше, чем кино, волнует другой вопрос. Вот почему такое количество умных, красивых и сильных женщин одиноки? Как вы думаете? Сильных, красивых и умных, которые занимаются всем-всем-всем — и все они совершенно несчастливы. А если они рулят, то, значит, нужен и продукт для них? Значит, нужно как-то их воспеть, показать их проблемы?»


Это кино про развод, в котором на разводе при этом вообще
не сошёлся свет клином

Так вот, фильм «Давай разведёмся!» — как и сделанная тогда, три года назад, короткометражка Пармас о ссоре матери с дочерью из альманаха «Петербург. Только по любви» — решает именно и конкретно эту задачу. Это кино про развод, в котором на разводе при этом вообще не сошёлся свет клином. Это, на самом деле, даже не разговор про «до» и «после». В первую очередь это портрет (слегка утрированный, но на самом деле очень похожий на реальных нас) современной российской женщины. Для неё самой в первую очередь и сделанный.

И даже если картинка сильно напоминает телевизионную (бытует такой упрёк фильму среди прочих — но кто в 2019 году может нормально разобрать, что такое телевизор? Не говоря уж о том, «хорошо» это или «плохо»), а про героев не всегда до конца понятно, поступают ли они сообразно своему характеру или в угоду сюжетной логике анекдота, «Давай разведёмся!» (как и упомянутый выше мучительный хит про девушку, натягивающую о***ные штаны), в итоге попадает в точку. Нам смешно, нам немного неловко, но мы с благодарностью смотрим на очередную — весьма убедительную, — попытку сформулировать героиню нашего времени. Машу, которая попала в сто тридцать три сложных неловких ситуации и прошла долгий путь, чтобы превратиться в обычного человека, не став по пути ни жертвой, ни супергероем.

ФОТОГРАФИИ: СТВ, Экспонента

Рассказать друзьям
11 комментариевпожаловаться