Кино«Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» и ещё 6 фильмов о переписке
«На пляже», «Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очисток» и другие
В прокат вышла сравнительно новая картина режиссёра Ксавье Долана «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» о популярном актёре, попавшем в кризис творчества и идентичности, который изливает душу другу по переписке. Рассказываем подробнее, в чём самый личный опус Долана удался, а в чём — не очень, и ещё о шести фильмах, где важное место в сюжете занимают письма.
ТЕКСТ: Дина Ключарёва,
автор телеграм-канала One Oscar For Leo
Смерть и жизнь Джона Ф. Донована
THE DEATH AND LIFE OF JOHN F. DONOVAN, 2018
Режиссёр: Ксавье Долан
У фильма трудная судьба: Долан мучительно долго бился над монтажом и в конце концов полностью вырезал из картины роль Джессики Честейн, премьеру несколько раз переносили, а все надежды на успех окончательно угробили разгромные рецензии критиков. Тем не менее у «Смерти и жизни Джона Ф. Донована» есть светлая сторона — Кит Харингтон (Джон Сноу из «Игры престолов»), исполнивший одну их главных ролей. Он настолько убедителен в роли молодого актёра, ставшего заложником своей карьеры, что вопросы, почему Харингтон недавно отправился в рехаб, отпадают сами собой.
Снаружи Джон Донован — любимец публики и герой подростков, снимается в популярном молодёжном сериале, встречается с подругой детства. Изнутри же он чудовищно утомлён: грузом материнских и зрительских ожиданий и необходимостью поддерживать публичный образ, который далёк от того, кем он ощущает себя на самом деле. Он искренне рассказывает о своих чувствах только в письмах своему малолетнему фанату (Джейкоб Трамбле из «Комнаты»), которому, впрочем, никто не верит: как может суперзвезда тратить время на переписку с девятилетним мальчишкой?
Долан, как всегда, исследует свои любимые темы: сложные отношения с матерью и принятие собственной сексуальности. Однако история про Джона Донована лишена стройности повествования, в отличие от, например, той же «Мамочки». Диалоги звучат натужно, сюжет хаотично скачет между двумя временными отрезками, и даже изобилие звёзд первой величины в кадре — от Кэти Бейтс и Натали Портман до Сьюзан Сарандон — не спасает фильм: никому из них не хватает времени достойно отыграть своих персонажей. Несмотря на то, что камень преткновения в фильме — это пресловутая переписка, картина вовсе не о ней и даже не о странной дружбе взрослого с ребёнком, а о материнстве, которому неизбежно сопутствуют чьи-нибудь разочарования, и о том, что фасад человека не тождественен его нутру, даже если выглядит очень убедительно.
Чаринг Кросс Роуд, 84
84 Charing Cross Road, 1987
Режиссёр: Дэвид Хью Джонс
Нью-Йорк, конец сороковых, одинокая писательница Элен Ханф (Энн Бэнкрофт) увлекается коллекционированием редких изданий и страдает от их нехватки в книжных, бедствующих после Второй мировой войны. Она отправляет письмо через океан в один из британских магазинов и становится не только постоянной его покупательницей, но и заводит дружбу со всеми сотрудниками — и особенно близкие отношения с владельцем Фрэнком (Энтони Хопкинс), которые превращаются в роман по переписке длиной в двадцать лет. Несмотря на огромное расстояние и значительную разницу между британскими и американскими культурными установками, эти двое становятся друг другу самыми близкими людьми на свете, которым так и не суждено встретиться лицом к лицу.
На пляже
Beaches, 1988
Режиссёр: Гэрри Маршалл
Тёплая и смешная музыкальная мелодрама о двух подругах из разных социальных слоёв с Бетт Мидлер и Барбарой Херши в главных ролях. Задорная Си Си и сдержанная Хиллари знакомятся на конкурсе детских талантов, однако, несмотря на харизму первой, судьи отдают победу более скромной девочке. Вместо того, чтобы праздновать триумф, Хиллари бросается утешать разгневанную Си Си — и с этого момента начинается их нерушимая дружба. После конкурса девочки разъезжаются по домам, чтобы в следующий раз встретиться уже в зрелом возрасте. У каждой из них своя судьба: одна выбирает тихое материнство, другая — карьеру певицы и одиночество. Си Си и Хиллари продолжают переписываться много лет, поддерживая, воодушевляя и помогая друг другу обрести уверенность в себе.
В бегах
Ain’t Them Bodies Saints, 2013
Режиссёр: Дэвид Лоури
Малоизвестная криминальная драма с красивой операторской работой и безупречной химией между Руни Марой и Кейси Аффлеком, исполнившими главные роли.
После попытки ограбления Боб и Рут попадают в засаду, и девушка ранит полицейского, но вину на себя берёт её партнёр, за что на долгие годы отправляется в тюрьму. Боб пишет Рут проникновенные письма, а Рут носит его ребёнка и терпеливо ждёт, когда возлюбленный освободится. Время идёт, и пока Боб набирается решимости совершить побег, чтобы воссоединиться со своей семьёй, Рут набирается сомнений — стоит ли их долгожданная встреча и перспектива всю жизнь провести в бегах того, чтобы отказаться от возможности вырастить дочь в спокойной и безопасной атмосфере?
Одержимость
Possession, 2002
Режиссёр: Нил Лабут
Экранизация великого романа английской писательницы Антонии Байетт «Обладать». Литературовед Роланд Митчелл (Аарон Экхарт) находит в книге, принадлежавшей великому поэту Викторианской эпохи, любовное письмо, которое адресовано неизвестной женщине. Учёный оказывается на пороге значимого открытия, потому что до сих пор поэта считали образцом нравственности и преданным семьянином. Чтобы разобраться в этой загадочной истории, Митчелл приглашает к работе Мод Бейли (Гвинет Пэлтроу), специалистку по творчеству феминистской поэтессы, в которой он подозревает ту самую таинственную возлюбленную поэта. Митчелл и Бейли восстанавливают историю любви прошлого, попутно проникаясь нежными чувствами друг к другу и враждуя с другими коварными филологами, нацеленными украсть их сенсационную находку.
Любовное послание
The Love Letter, 1999
Режиссёр: Питер Чан
Очаровательная комедия положений о том, как одно анонимное письмо встряхнуло жизнь целого городка. Хелен, разведённая хозяйка книжного магазина, случайно обнаруживает письмо с романтическим признанием в любви. От кого оно, кому адресовано и как попало в магазин? Этим вопросом по очереди задаются все герои, уверенные, что таинственный воздыхатель обращается именно к ним: менеджер магазина Дженет (ироничная Эллен Дедженерес, которая здесь затмевает своим обаянием всех остальных актёров), положившая глаз на пожарного Джорджа, студенты-продавцы Дженнифер и Джонни и сама Хелен. Они подозревают друг друга в симпатиях, некоторые даже проявляют инициативу, пары сходятся и перемешиваются, ситуации накаляются, отношения запутываются — словом, происходит всё то, что обычно случается, когда люди боятся открыто говорить о своих чувствах.
Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очисток
The Guernsey Literary and Potato Peel Pie Society, 2018
Режиссёр: Майкл Ньюэлл
Ещё одна экранизация романа в эпистолярном жанре — душеспасительная английская мелодрама о любви к чтению.
Фотографии: Вольга, Columbia Pictures, Buena Vista Pictures, Warner Bros., Екатеринбург Арт, Пионер