КиноСериал «When They See Us» и ещё 8 фильмов
о полицейском беспределе
«Серпико», «Леон», «Ненависть» и другие
Недавно на Netflix вышел сериал «When They See Us» — реальная история несправедливо осуждённых афроамериканских подростков, которые под давлением полиции дали показания друг против друга и оказались осуждёнными на сроки от шести до семи лет. Громкий проект Авы Дюверней уже всколыхнул Штаты и вызвал мощную дискуссию. Рассказываем о новом сериале и вспоминаем ещё восемь фильмов, где полиция переступала черту закона.
Аня Айрапетова
Когда они нас увидят
When They See Us, 2019
Режиссёр: Ава Дюверней
Мини-сериал, основанный на реальной истории «Пятёрки из Центрального парка». В 1989 году в Центральном парке в Нью-Йорке избили и изнасиловали двадцативосьмилетнюю белую женщину — инвестиционного банкира Тришу Мейли, которая вышла вечером на пробежку. В результате полученных травм она провела в коме двенадцать дней. В тот же вечер в парке произошёл ряд мелких хулиганств, совершённых приблизительно тридцатью подростками афроамериканского и латиноамериканского происхождения.
Пятеро из них — Кевин Ричардсон (14 лет), Энтрон Маккрей (15 лет), Юсеф Салаам (14 лет), Кори Вайз (16 лет) и Рэймонд Сантана (14 лет) — под давлением полиции, без присутствия родителей и после нескольких часов допроса дали показания против друга друг — из пятерых молодых людей только двое до этого были знакомы. В результате каждый из них получил срок и отсидел от шести до семи лет. Только в 2002 реальный преступник признался в содеянном. Мучительно несправедливая история о беззаконии и расизме, рассказанная Авой Дюверней, режиссёром не менее проблематичного фильма «Сельма».
Леон
Léon, 1994
Режиссёр: Люк Бессон
Не нуждающийся в представлении легендарный фильм Люка Бессона о профессиональном киллере Леоне (в исполнении Жана Рено) и его дружбе с соседкой-подростком Матильдой (первая роль Натали Портман), чью семью расстреливают продажные полицейские из департамента по борьбе с наркотиками. Помимо очевидных достоинств «Леон» примечателен тем, что подарил миру кино одного из главных антигероев XX века — начальника полицейской группы Нормана «Стэна» Стэнфилда в исполнении Гэри Олдмана. Своим появлением коррумпированный и психически неуравновешенный герой Олдмана впоследствии вдохновил на создание не одного отрицательного киноперсонажа.
Груз 200
2007
Режиссёр: Алексей Балабанов
Один из самых сложных для восприятия фильмов Алексея Балабанова и в принципе один из самых жестоких российских фильмов, начальные титры которого предупреждают, что он основан на реальных событиях. 1984 год, действие происходит в двух вымышленных провинциальных городах СССР Нижнем Волоке и Ленинске и рассказывает о безнаказанном капитане Журове, который похищает дочь секретаря райкома КПСС (Агния Кузнецова) и затем подвергает её неописуемому насилию. В перерывах он также не отказывает себе в удовольствии превышать полномочия и применять табельное орудие тогда, когда это по закону делать нельзя, но наказания не несёт ни за одну из этих вещей. И спустя двенадцать лет после выхода «Груза 200» продолжаются споры о том, лучший ли это фильм Балабанова или просто чернуха.
Место под соснами
The Place Beyond the Pines, 2012
Режиссёр: Дерек Сиенфрэнс
Фильм-сага режиссёра «Валентинки», рассказывающий о переплетении судеб двух семей, которое начинается с трагической полицейской ошибки. Для того чтобы прокормить годовалого сына, о существовании которого он узнал совсем недавно, Люк Глэнтон (Райан Гослинг) ступает на путь криминала и начинает грабить банки. После неудачной попытки и последующей полицейской погони он оказывается загнан в ловушку в жилом доме, где его убивает молодой полицейский Эвери Кросс (Брэдли Купер). Впоследствии судьба сталкивает уже сыновей-подростков Глэнтона и Кросса, но именно первая часть показывает гнилую сторону полицейской системы, в которой безнаказанные сотрудники могут использовать свою власть, чтобы признать выстрел в человека абсолютно законным, а затем ещё и отобрать деньги у матери с ребёнком, оставшихся без кормильца.
Рэмбо: Первая кровь
First Blood, 1982
Режиссёр: Тед Котчефф
Эталонный боевик о ветеране вьетнамской войны Джоне Рэмбо (Сильвестр Сталлоне), который в попытках отыскать своих боевых товарищей сталкивается с шерифом Уиллом Тизлом — тот принимает Рэмбо за бездомного и приказывает убираться из города. Но Джон возвращается назад и тем самым запускает целую цепочку событий, в которых он оказывается жертвой, а безнаказанные полицейские не останавливаются ни перед чем, чтобы поймать его. Незаконное задержание, избиение, преследование — загнав Рэмбо в угол, полиция, сама этого не понимая, в итоге разворачивает настоящую войну, которой сама оказывается не рада.
Серпико
Serpico, 1973
Режиссёр: Сидни Люмет
Фрэнк Серпико — реально существовавший нью-йоркский полицейский, обнаруживший в своём участке коррупционную сеть и отказавшийся стать её участником. Фильм Сидни Люмета, главную роль в котором исполнил Аль Пачино, основан на биографии Серпико и охватывает двенадцать лет его жизни. Из-за своей честности Фрэнк быстро становится объектом насмешек и неприязни со стороны коллег, и из-за неё же решает несмотря ни на что разоблачить порочную систему. Несмотря на то что это приводит к проблемам в личной жизни и даже угрозам, ему удаётся завершить начатое и стать первым полицейским в истории Нью-Йорка, во всеуслышание заявившим о систематической коррупции.
Детройт
Detroit, 2017
Режиссёр: Кэтрин Бигелоу
Фильм Кэтрин Бигелоу 2017 года вышел аккурат к пятидесятилетию бунта, произошедшего в 1967 году в Детройте. Никто не мог предположить, что вечеринка в честь возвращения домой с Вьетнамской войны нескольких ветеранов приведёт сначала к ничем не оправданному рейду в клуб, а потом к неуправляемому бунту, катализатором которого станут события в мотеле «Алжир». В качестве шутки один из его постояльцев выстрелит в сторону полиции из сигнального пистолета, что по ошибке будет воспринято как снайперская атака и разозлит полицейских настолько, что они вломятся в мотель и начнут бездумно убивать ни в чём не виноватых людей. В основу «Детройта» легли воспоминания участников событий и доступные документы о произошедшем.
Ненависть
La haine, 1995
Режиссёр: Матьё Кассовиц
Ещё один культовый французский фильм — за него режиссёр Матьё Кассовиц получил приз Каннского кинофестиваля в номинации «Лучшая режиссёрская работа». Чёрно-белая картина сразу же начинается с новостных хроник, демонстрирующих беспорядки — их спровоцировал полицейский произвол в отношении Абделя, подростка арабского происхождения, который в результате оказывается в больнице.
В ходе беспорядков один из полицейских теряет пистолет, который находит Винс (Венсан Кассель) — один из друзей Абделя, который теперь намерен отомстить за него в случае смерти товарища. Кассовиц сел писать сценарий фильма в тот день, когда в полицейском участке во Франции застрелили подростка заирского происхождения Макоме Мбоволе. Он был убит в упор, будучи прикованным наручниками к батарее. По словам полицейского, его разозлили слова Макоме и он начал угрожать ему пистолетом, который случайно сработал.
Во имя отца
In the Name of the Father, 1993
Режиссёр: Джим Шеридан
В основу «Во имя отца» также легли реальные события, произошедшие в английском городе Гилфорд. 5 октября 1974 года, в самый разгар конфликта в Северной Ирландии, в двух пабах Гилфорда прогремели взрывы. Спустя два месяца полиция арестовала четверых не имевших никакого отношения к случившемуся людей, которые впоследствии стали известны как гилфордская четвёрка. Один из них — Джерри Конлон, которого сыграл Дэниэл Дэй-Льюис, — во время взрыва находился в Лондоне, где навещал свою тётю. После ареста четвёрки полицейские схватили и всю семью его тёти, и его родного отца.
Под давлением полиции участники четвёрки дали ложные показания — все признались в преступлении, которого не совершали. В фильме Конлон оказывается в тюрьме со своим отцом (на самом деле этого не было) — им предстоит провести в одной камере пятнадцать лет. Чтобы как можно лучше понять своего героя, Дэй-Льюис провёл немало времени в настоящей тюремной камере по соседству с заключёнными.
Фотографии: