Кино«Давай разведёмся» и ещё 6 самых обсуждаемых фильмов «Кинотавра-2019»
Новые работы Нигины Сайфуллаевой, Валерии Гай Германики и других
На прошлой неделе в Сочи закончился юбилейный, 30-й «Кинотавр», итоги которого, как и всегда, стали поводом для многочисленных обсуждений и споров. Рассказываем, какими были фильмы призёров этого года, о чём снимали дебютанты и какие темы решились поднять уже признанные российские режиссёры.
анастасия нарушевич
Верность
Режиссёр: Нигина Сайфуллаева
После громкого дебюта «Как меня зовут», который получил на «Кинотавре» специальный диплом жюри, Нигина Сайфуллаева продолжила исследовать телесность и допустимость секса в российском кинематографе. На этот раз её внимание привлекла история семейной пары: Лена работает гинекологом, Серёжа — театральный актёр. Однажды, увидев сообщения в телефоне мужа, героиня начинает подозревать его в измене, что приводит её к череде непоправимых решений. На экране происходит то, что сама Сайфуллаева описывает фразой «секс в любви», а критики единогласно сходятся во мнении, что этот фильм пусть тихая, но революция в съёмках эротических сцен. Главные роли исполнили Евгения Громова, о которой мы, судя по всему, ещё услышим, и Александр Паль, вновь убедивший зрителей в том, каким обманчивым в своей исключительности может быть изначально прославившее актёра комедийное амплуа.
Давай разведёмся!
Режиссёр: Анна Пармас
Постоянная соавтор Авдотьи Смирновой сценаристка Анна Пармас сняла свой первый полнометражный фильм и получила приз «За лучший дебют» на «Кинотавре». В случае с юбилейным и тридцатым по счёту фестивалем темой стали «Измены». Так, героиня Анны Михалковой начинает всё заново после того, как муж уходит из семьи, в которой жена зарабатывала деньги, а муж занимался домом и детьми. Теперь ей самой предстоит забирать младших из детского сада, готовить и решать насущные вопросы. Постепенно она приходит к осознанию того, что если раньше была в состоянии организовать свою жизнь, то и теперь сможет справиться. В отличие от классической трактовки схемы «молодая любовница — муж — жена», Пармас не обвиняет никого из её участников и не делает ни одну из сторон слабее другой. Она рассказывает историю о простых и запутавшихся людях, как это делала в фильмах «2 дня» и «Кококо», со свойственным ей юмором и чувством меры.
Мысленный волк
Режиссёр: Валерия Гай Германика
Новый фильм Валерии Гай Германики поразительно не похож на все гиперреалистичные работы, которые она снимала до этого. Православная притча, случайно получившая статус хоррора ещё на этапе съёмок, на самом деле не собирается пугать зрителя — по крайней мере, в традиционном понимании жанра. Одинокая мать с сыном приезжают к бабушке, которую блестяще сыграла Юлия Высоцкая. Мрачный антураж сельской глуши, страшные сказки о волке, поедающем заблудившихся людей, и парочка охотников, которые готовы помочь женщинам в поимке зверя.
Германика, кажется, уже давно не пытается объяснять свои фильмы. И «Мысленный волк» она показала именно на «Кинотавре», где такое кино не скоро будут готовы принять. Интересно, что образ волка, который здесь так или иначе выполняет роль злого божества, присутствовал в её предыдущей картине «Да и да», героиня Агнии Кузнецовой убегала от него во сне. Этот зверь — воплощение практически первобытного страха, который испытывали и будут испытывать люди вне зависимости от религии и убеждений.
Бык
Режиссёр: Борис Акопов
Казалось бы, тема 90-х должна была исчерпать себя после «Витьки Чеснока» Александра Ханта, «Хрусталя» Дарьи Жук и даже «Тесноты» Кантемира Балагова. Но выпускнику ВГИКа с балетным прошлым Борису Акопову удалось найти новый сюжет в историческом материале тех лет. Не случайно он уехал со своего первого «Кинотавра» сразу с двумя призами за дебютный полный метр. Жюри признало «Быка» «Лучшим фильмом» и дало отдельную награду за операторскую работу.
В центре картины классическая драма целого поколения, показанная через жизнь молодого преступника, втянутого в криминальные дела провинциального города. Антон Быков, он же Бык, возглавляет группировку, отличающуюся особой жестокостью. Фестивальная публика уже назвала фильм «Бумером» нашего времени, отмечая цикличность тем в российском кинематографе, а продюсеры взяли на заметку фамилию Акопова, который запомнился не только новой работой, но и скандальной репликой. Через день после завершения «Кинотавра» он заявил, что не верит в женскую режиссуру — в его фильме героиням также отведено далеко не первое место, несмотря на все жизненные обстоятельства, в которые их поместил автор «Быка».
Одесса
Режиссёр: Валерий Тодоровский
После «Оттепели» кому, как не Валерию Тодоровскому снимать новое ностальгическое кино. На этот раз действие происходит в 1970 году в Одессе — родном городе режиссёра, показанном здесь с особой любовью к каждому кадру, который к тому же был снят на плёнку. Герой Евгения Цыганова оказывается на черноморском побережье вместе с сыном. Они приехали в гости к своей многочисленной родне, но оказались изолированы в городе из-за эпидемии холеры. Несмотря на мрачную завязку, фильм тем не менее сконцентрирован на отношениях внутри семьи: тут и мысли об эмиграции, и внезапно завязавшиеся романы, которые начинаются под крышей одного дома.
«Одессу» по праву можно назвать одним из главных фильмов Тодоровского, для которого эта работа стала своеобразным постскриптумом собственному детству — отчасти поэтому сына главного героя называют Валериком. Повторяя историю с воссозданием места и времени, он сумел показать тот самый город, не сняв ни одной сцены в настоящей Одессе, в итоге её собирали из локаций в Сочи и Таганроге. Кажется, и в этот раз трюк удался.
Sheena667
Режиссёр: Григорий Добрыгин
Григория Добрыгина нельзя назвать дебютантом в режиссуре: последние шесть лет он активно занимается съёмкой короткометражных фильмов. А ещё он успел попробовать себя в продюсировании в проекте «Лалай-Балалай». Однако свой полный метр он представил только сейчас, и комедийного таланта ему не занимать. История о паре из Вышнего Волочка начинается c набора сюжетных крючков, состоящего из семейного бюджета, бытовых проблем и планов на будущее, но вскоре превращается в мокьюментари о любовном треугольнике и поисках счастья в интернете.
Пока герой Владимира Свирского заводит отношения с вебкам-моделью, его жена, которую сыграла Юлия Пересильд, буквально вытягивает на себе весь драматизм ситуации. Оператором фильма выступил Михаил Кричман, снимавший все фильмы Андрея Звягинцева, — отсюда и вечная зима в кадре, и мачты, похожие на православные кресты. Но главное, что у Добрыгина получилась русская провинция, которая в данном случае совершенно не похожа на «Левиафана», даже если между главными героями случается нелюбовь.
Большая поэзия
Режиссёр: Александр Лунгин
Ещё один многообещающий дебют, который буквально разделил аудиторию «Кинотавра» на два враждующих лагеря, снял Александр Лунгин, сын режиссёра «Такси-блюз» и «Острова». До своей первой полнометражной работы он писал сценарии как для отдельных проектов, так и для новых фильмов своего отца: «Братство» и «Дама пик». Теперь он наконец решился рассказать свою историю и выбрал тему посттравматического синдрома. В центре «Большой поэзии» оказываются двое друзей, прошедших войну и не сумевших приспособиться к обычной жизни заново. Они работают в инкассации, а в свободное время пишут стихи и делают ставки на петушиных боях.
Главные роли сыграли Александр Кузнецов, который представил на «Кинотавре» сразу три фильма со своим участием, и Алексей Филимонов, также успевший сняться в главном фаворите фестиваля «Быке». Довольно быстро герои оказываются втянуты в проблемы, связанные с кражей денег и войной между ЧОПами. Фильм ожидаемо получил полярные оценки зрителей, поэтому о его прокатной судьбе пока известно не многое.
ФОТОГРАФИИ: ТНТ-PREMIER Studios, Экспонента, LEOS FILM, ПЦ «ВГИК-Дебют», WDSSPR, Mind the Gap, Мастерская Павла Лунгина