КиноЖенщина в чёрном: Почему Тесса Томпсон — идеальная кинозвезда нового образца
Героиня «Людей в чёрном: Интернэшнл», пришедшая на смену Уиллу Смиту
Текст: Сергей Степанов
В прокат вышли «Люди в чёрном: Интернэшнл» — ещё один потенциальный блокбастер с участием тридцатипятилетней американской актрисы Тессы Томпсон. В остросюжетной, остроумной и на удивление живучей франшизе об инопланетянах среди нас Тесса играет агента М — новейшую звезду сверхсекретной титульной организации, ослепляющую в тандеме с более опытным агентом Эйч (Крис Хемсворт). Томпсон выходит на замену Уиллу Смиту, и в этом нет ничего удивительного: для теперешнего Голливуда Тесса — фигура такая же знаковая, каким Смит был для блокбастеров 1990-х. Рассказываем почему.
Дочь американца африканского происхождения и матери с наполовину мексиканскими корнями, Тесса росла между Лос-Анджелесом и Бруклином и часто меняла школы, к последним классам которых нашла оригинальный способ бороться с расизмом для начинающих — организуя «расово гармоничные» вечеринки с ночёвкой, куда приглашались тинейджеры всех представленных в школе этнических групп. В первом их сезоне Томпсон представляла афроамериканцев, во втором — мексиканцев, в третьем попробовала (безуспешно) выполнить квоту «для белых» — и гибкость, и склонность к самоанализу ей были свойственны всегда. «Я могла спрятать волосы под бейсболкой, и внезапно люди начинали относиться ко мне иначе, полагая, что имеют дело с мальчиком, — рассказала Тесса в нашумевшем интервью Net-A-Porter. — Возможно, именно этим меня привлекло актёрство. Я смотрю на людей и задумываюсь о том, как они сделали себя именно такими».
Начав, как и положено, с Шекспира (кульминацией стала заглавная роль в адаптированных к реалиям Нового Орлеана 1830-х «Ромео и Джульетте»), Томпсон была впервые замечена в сериале «Вероника Марс», но сделала себе имя выбором киноролей, предпочитая работать с режиссёрами-афроамериканцами и раскрывать тему афроамериканской идентичности. За промахнувшейся мимо радаров «Проклятой Миссисипи» Тины Мэбри и прохладно принятыми «Песнями о любви» Тайлера Перри последовали более успешные «Сельма» Авы Дюверней и «Уважаемые белые люди» Джастина Симиена. Одноимённый сериал Netflix начинался как награждённая рядом призов фестивальная сатира, которая соответствовала актёрским притязаниям Тессы более или менее идеально: она о «чёрной женщине, которая оказывается не объектом нарратива, а предметом разговора».
В школе Тесса проводила «расово гармоничные» вечеринки с ночёвкой,
куда приглашали тинейджеров всех представленных в школе этнических групп
То же самое можно сказать и о роли, ставшей для Томпсон полноценным, крупнокалиберным прорывом. «В первом „Криде“ мы смогли создать самобытную героиню — свободную, самостоятельную женщину, чей внутренний мир настолько богат, что его хватило бы для отдельной истории, — объясняет Тесса, меньше всего желавшая сыграть очередную подругу боксёра. — У неё была своя жизнь до встречи с ним — и будет после. Она здесь не для того, чтобы держать бутылку с водой у ринга». По традиционным меркам очень мужского и довольно несгибаемого — даже в крепких руках Райана Куглера — жанра спортивной драмы Бьянка в исполнении Томпсон и впрямь откровение: будучи амбициозной певицей (списанной как будто бы с FKA twigs), она страдает прогрессирующей потерей слуха, а в прошлогоднем сиквеле переживает ещё более серьёзную личную драму.
В прошлом году вышла и чёрная комедия «Простите за беспокойство» — режиссёрский дебют рэпера и активиста Бутса Райли, снявшего дикий и вдохновенный сюр о чёрном парне (Лакит Стэнфилд), чей «белый голос» помогает ему стать звездой телемаркетинга и переехать с подругой из дядиного гаража в квартиру с видом. Да, Томпсон тут снова чья-то девушка, но её это вновь не смущает (и не должно): «Я выросла на фильмах вроде „Быть Джоном Малковичем“ или „Адаптации“, но мне всегда казалось, что таким, как я, они недоступны. Увидеть чёрных актёров в контексте магического реализма — моя давняя мечта». Надо ли уточнять, что и в жанре голливудского аттракциона со стволами, «рэй-бэнами» и инопланетными тварями Тесса надеется не только повеселиться: «В разгар всего этого эскапизма есть шанс что-то сказать — сделав фильм, где есть сердце и сатира, но не читая нотаций».
Покорение голливудских вершин слегка притормозило музыкальную карьеру Тессы (чей отец Марк Энтони Томпсон — работавший в театре и кино и игравший с Брюсом Спрингстином лидер коллектива Chocolate Genius, Inc.) Между тем она не только записывалась и гастролировала в составе лос-анджелесской группы Caught a Ghost (замеченной в саундтреке к «Уважаемым белым людям»), но и продолжает писать собственные песни — которые, в частности, пела в образе Бьянки в обоих «Кридах». На одну из них — исполнявшуюся в момент, когда Адонис Крид (Майкл Б. Джордан) выходил драться на ринг в Москве — Томпсон вдохновила уже никакая не FKA twigs, а самая что ни на есть Рианна, ну а ближайшей к сердцу Тессы поп-звездой остаётся Жанель Моне.
Отношения Тессы и Жанель (которая, по её признанию, пансексуальна) являются предметом спекуляций, во многом спровоцированных самой Томпсон, однажды через запятую сообщившей, что «её привлекают как мужчины, так и женщины», что они с Моне «любят друг друга всей душой» и «вибрируют на одной частоте». Отказавшись лепить ярлык на собственную сексуальность, Тесса куда охотнее обсудила свою героиню в последнем «Торе»: стараниями актрисы тамошняя Валькирия, в марвеловских комиксах изображаемая белокурой северной богиней, стала бисексуалкой смешанных кровей. Среди идолов Томпсон (крайней интересующейся понятием «identity» и преуспевшими в его конструировании поп-культурными хамелеонами) — Дэвид Боуи и Эрта Китт, роль которой Тесса мечтает когда-нибудь сыграть.
Отказавшись лепить ярлык
на собственную сексуальность, Тесса куда охотнее обсудила свою героиню в последнем «Торе»
А прямо сейчас её резюме — это хит за хитом. За последние пару лет Томпсон вписалась в целую серию долгоиграющих историй — от того же «Крида» (который настолько успешен, что вряд ли обойдётся без ещё одного сиквела) до киновселенной Marvel (где Валькирия назначена сменщицей Тора) и от «Мира Дикого Запада» (где актриса убедительно играет женщину, с которой вряд ли кому-то захочется столкнуться в жизни) до «Людей в чёрном». Карьерный рост Тессы оказался настолько незаурядным, что год назад её номинировали на BAFTA в категории «Восходящая звезда» (в компании всамделишных юниоров вроде Тимоти Шаламе и Флоренс Пью), а не так давно поставили на обложку посвящённого «лидерам следующего поколения» номера журнала Time.
И абсолютно по делу. Столь скорый реюнион Хемсворта и Томпсон отчасти продиктован исторически свойственным студийным боссам дефицитом фантазии, но в конкретном случае их можно понять: «Тор: Рагнарёк» — превосходный пример современного блокбастера, у которого всё хорошо не только со сборами, но и с репрезентативностью, и не только с фан-сервисом, но и с динамикой (в ромкомах её принято называть «химией») в экранных отношениях своих звёзд. «Я не думала, что мы воссоединимся так скоро, — дипломатично признаётся Тесса. — И уж точно не подозревала, что мы будем в костюмах. Но приятно знать, что людям нравится видеть нас вместе».
Изучавшая культурную антропологию в колледже, поддерживавшая Берни Сандерса в президентской гонке трёхлетней давности («У меня нет ни малейшего сомнения в том, кто из них с Хиллари — феминист»), презирающая всякого рода бинарность и готовая к карьере кинопродюсера (среди её будущих проектов — мелодрама в декорациях Гарлема 1950-х и байопик Дорис Пэйн, на протяжении шестидесяти лет виртуозно воровавшей драгоценности; в обоих случаях Тесса играет главные роли), Томпсон — голливудская звезда нового образца. Не обналичивающая рекордные чеки и не номинируемая (пока) на «Оскары», но знающая, чего хочет она, что нужно зрителям и в каком году мы живём. «Любовь в эпоху миллениалов — это не женщина, ждущая мужчину дома. Это женщина, показывающая, как работают отношения, где каждый к чему-то стремится».
Фотографии: WDSSPR, HBO, pathefilms, Paramount Pictures