КиноВ главных ролях:
Роберт Паттинсон
и его лучшие фильмы
От вампира из «Сумерек» до звезды независимого кино
В прокат выходит «Высшее общество» — экзистенциальная фантастическая драма французской режиссёрки Клер Дени, вдохновлённая «Солярисом» Андрея Тарковского. Роберт Паттинсон играет участника вынужденной космической одиссеи: молодых правонарушителей отправляют к звёздам, чтобы найти способ укротить энергию чёрной дыры. Это далеко не первая смелая роль актёра: после франшизы «Сумерки» Паттинсон принципиально работает только в авторском кино, снимаясь у Дэвида Кроненберга, Джеймса Грэя и Брэди Корбета. В ближайший год с его участием должны выйти хоррор Роберта Эггерса («Ведьма»), антиколониальная экранизация Кутзее «В ожидании варваров» (режиссёра «Объятий змея» Сиро Герры) и новый фильм Кристофера Нолана. Разбираемся, как Роберт Паттинсон перепридумал свою судьбу и стал сильнейшим актёром поколения.
ТЕКСТ: Алиса Таёжная,
автор телеграм-канала «Один раз увидеть»
«Это длилось очень долго, мы снимали целую вечность», — Роберт Паттинсон не скрывал радости по окончании саги «Сумерки», принёсшей актёру невероятную популярность и самый большой гонорар в карьере. Вампирский хит мешал другим съёмкам и — что хуже — подогревал предрассудки о слабых способностях актёра: критики годами шутили, что под красными линзами и толстым слоем белого грима мастерство Роберта можно разглядеть только при большом желании. Как и его партнёрша по съёмкам Кристен Стюарт, Паттинсон столкнулся с настоящей фанатской одержимостью (последний раз нечто такого масштаба, кажется, происходило с молодым Леонардо Ди Каприо), однако следующими фильмами выбрал не проекты для зарабатывания денег, а сложные работы у не самых очевидных режиссёров. Полёты в соснах и поцелуи на закатах закончились в 2012 году — с тех пор на счету актёра не было ни одного попсового студийного проекта. Уставший от модельной карьеры и сытой жизни в Великобритании, Паттинсон обосновался в Штатах и переключился на что-то совершенно другое.
С постеров подросткового гилти-плеже Паттинсон сразу попал на каннскую красную дорожку. Строгие костюмы, лёгкая небритость, диоровский лук сопровождали новый подход к выбору ролей: не каждый отважится попробовать себя в криминальном детективе без мировых амбиций — а Паттинсон, например, решился на «Ровера». Поворотным фильмом, заставившим зрителей пересмотреть своё отношение к актёру, стал «Космополис» Кроненберга. Немного «Американский психопат», немного «Уолл-стрит», скромный в визуальной подаче «Космополис» всплывает в памяти почти как моноспектакль Роберта: его герой сидит в лимузине и поочерёдно принимает выгодных посетителей — каждый отыгрывает функцию, но ни один не затрагивает чувств.
Миллиардер с холодным сердцем и трезвым умом, на которого упали деньги в совсем юном возрасте и чьё психопатическое поведение социально поощряется, — образ своевременный: параллельно со съёмками фильма реальные люди двинулись на улицы под лозунгом «Occupy Wall Street». Позже история откатилась назад и появились тысячи героев, не слишком далёких от персонажа «Космополиса»: в течение пары лет Кремниевую долину населили технологические миллиардеры, заработавшие к третьему десятку по бюджету средней европейской страны.
Больше не снимаясь
в франшизах,
он с нежностью вспоминает
о нелепых кастингах, первых поцелуях
и тяге к магическому и субверсивному
Кроненберг сразу же предложил Паттинсону роль в следующем ядовитом фильме — сатире на Голливуд «Звёздная карта», в котором Роберт пересаживается за руль, чтобы возить капризных суперзвёзд из точки А в точку Б. Как любой молодой человек в Голливуде, на самом деле персонаж Паттинсона, конечно же, хочет быть актёром, а ещё пишет сценарии в надежде показать их правильному человеку. Пока молодой Дэмьен Шазелл снимает танцующих идеалистов-оптимистов в «Ла-Ла Ленде», Кроненберг крошит черепа и выставляет придурками всех без исключения обитателей Южной Калифорнии, погрязших в самообмане — музыкальных номеров нет и не будет.
Долго ожидая тот самый проект, в который он вложится и как актёр, и как автор, Паттинсон ухватился за американский инди-сценарий «Хорошее время» — скромную бандитскую историю отчаявшихся братьев, идущих на преступление. Проходящие мимо радаров режиссёры братья Сэфди внезапно оказались в центре внимания, Роберт получил стоячую овацию на Каннском кинофестивале и показал всё, на что способен, на случай если у кого-то оставались сомнения — интенсивную игру в течение двух часов на дрожащую камеру. А ещё продюсерскую преданность: как любое инди, «Хорошее время» было делать труднее, чем большой студийный проект.
Сильнее стали бросаться в глаза растущая самоирония актёра, его уверенность в себе и насмешливый скепсис по отношению к типажам, которые выпадает играть большинству голливудских красавцев. Больше не снимаясь в франшизах, он с нежностью вспоминает о нелепых кастингах, первых поцелуях и тяге к магическому и субверсивному. Внезапная карикатурная роль искателя приключений на Диком Западе в пародийном инди-вестерне «Девица» стала последним гвоздём в гроб красноглазого вампира. Паттинсон играет в фильме-анекдоте трусоватого растяпу Сэмюэла Алабастера в компании пони Ириски: он едет спасать милую девушку из лап вооружённой банды и делать ей предложение.
Очень коэновский по духу фильм о временах, когда лошадей и детей в деревнях лечили одни и те же доктора, а в барах можно было встретить только душегубов, — самая смешная и показательно дурацкая роль актёра. По собственному признанию, он мечтал выдать игру в духе «Тупого и ещё тупее»: в «Девице» всеобщий любимец визжит по-поросячьи, занимается бессмысленными геройствами, а главное — в упор не слышит женщину, в которую, по его словам, безумно влюблён. Чёрная комедия оказалась Паттинсону по силам, как и предыдущие эксперименты с классикой, антиутопией и колкой сатирой. С пятью разными многообещающими проектами ближайшего года — от инди-хоррора до следующей сенсации Кристофера Нолана — он уже не нуждается в авансах критиков и зрителей: звезда однозначно родилась и уже давно, если мы вдруг не успели этого заметить.
Ещё 6 отличных фильмов
с Робертом Паттинсоном
Детство лидера
Аллегорическая биография не существовавшего в реальности диктатора. Актёр Ларса фон Триера берёт за основу и ставит рассказ Жан-Поля Сартра об обстоятельствах взросления человека, который принёс на эту землю необратимый кошмар. Исчадие ада выглядит достаточно безобидно: мальчик носится по дому в накрахмаленной рубашке, растёт в прогрессивной семье важного американского дипломата во Франции, творит детские пакости и отказывается разговаривать по-французски.
Классическая холодная мать с садистскими наклонностями, телесные наказания, послушная гувернантка, ставшая первым сексуальным впечатлением, дорогой дом, где все чужие, — так воспитываются страшные люди. Но главная загадочная переменная в этом уравнении — фигура друга семьи Чарльза Маркера в исполнении Роберта Паттинсона, чьи отношения с матерью главного героя и становится тем предательством, которое запускает необратимые реакции в будущем деспоте. Настоящую роль Маркера мы выясняем только в финале — он всегда был кем-то большим, чем просто друг семьи.
Милый друг
Начало большого пути — недооценённая, но симпатичная и правильно улавливающая суть книги экранизация важнейшего романа Ги де Мопассана. Жорж Дюруа в исполнении Роберта Паттинсона — не просто карьерист и обольститель конца XIX века, на которого автор набрасывается с моралите. Это вечный и популярный тип человека, привыкшего добиваться результата исключительно через расположение других, многолетнее паразитирование и искусные навыки светской жизни.
Дюруа годами остаётся неразоблачён, большими победами он обязан исключительно окружению — в особенности женскому: на перспективного мужчину обращены все взгляды ханжеского сообщества. «Милый друг» не снискал всенародную славу: привязанность многих зрителей к оригиналу помешала увидеть в Роберте Паттинсоне (ещё под гнётом репутации красноглазого влюблённого в «Сумерках») виртуозного актёра, воплотившего идею вневременной поверхностности и лицемерия.
Высшее общество
Пессимистичная то ли фантастика, то ли антиутопия важнейшей режиссёрки наших дней. Роберт Паттинсон давно мечтал играть у Клер Дени — а она решилась на первый англоязычный фильм в карьере о группе преступников, отправленных в космос для служения человечеству. Дени, снимающая интимное и очень неоднозначное кино во всех жанрах — от семейной драмы до кровавого хоррора, — прочитала реальную историю об американцах в провинции, отказавшихся содержать налогами преступников бесплатно и попросивших публичной компенсации. Нарушители закона, по их мнению, должны были выполнить долг перед обществом.
Клер Дени сформулировала этот долг в своей кинофантазии: на автономной космической станции, где от переутомления умирают один за другим молодые заключённые, живёт и размышляет о смысле жизни Монти (Роберт Паттинсон), о чьих проступках и вине перед человечеством мы ничего не знаем. Он — одиночка в этой космической ссылке — должен придумать, как добыть человечеству энергию из чёрной дыры, изредка вспоминает земную жизнь и становится отцом чуда космического эксперимента по оплодотворению. Героическое в негероическом, ступор и отчуждение в глазах молодого мужчины — у Монти мало реплик и действия. Его вход в пустоту — притча о невыносимом одиночестве и смерти, где по абсурдному решению именно изгои общества брошены в открытый космос для встречи с непостижимым.
Лайф
Удачный байопик замечательного документалиста Денниса Стока — легенды золотого периода американского журнала Life. Как любой профессионал на творческой работе, Сток регулярно мучается темами для следующих фотосерий, когда в его поле зрения попадает перспективный актёр и любимец всех женщин — Джеймс Дин.
Проснувшийся знаменитым после главной роли, Дин носится на мотоцикле по шоссе, не бережёт себя и бесконечно тоскует по дому, отвергающему отцу и провинциальной ферме, на которой вырос. Сток отправляется с Дином на его родину, чтобы застать актёра без блеска славы в самых привычных и давящих обстоятельствах. Роберт Паттинсон и его герой при этом находятся в центре истории: актёр идеально схватывает образ немногословного, но внимательного человека, без пристального взгляда которого нельзя представить фотографию как искусство наблюдения. Много прочитав о реальной дружбе Стока и Дина, Паттинсон сыграл легендарного фотографа, объяснив, как визуальное искусство встаёт у руля, когда слова совершенно беспомощны.
Ровер
Медитативное роуд-муви о неожиданной мужской дружбе во времена, когда мир распадается на части. В реальности, где остались только грубые мужчины и выжженная земля, один человек теряет всё, что у него есть: пыльную машину угоняют мелкие бандиты, бросив позади брата одного из них. Его как раз и играет Роберт Паттинсон.
В их пространстве работают законы «Безумного Макса»: много крови, стрельбы и борьбы за выживание — тем удивительнее их внезапное доверие, против которого обращены обстоятельства и правила местной жизни. Маскулинный детектив оборачивается братской драмой о привязанности, в которой скрепляющее насилие и общее криминальное дело на двоих то сближает, то разделяет отчаявшихся людей, ставших жертвой общего беспредела. Первый фестивальный выход Роберта на новом этапе карьеры.
Затерянный город Z
И вновь Роберт Паттинсон в роли друга главного героя, что называется, крадёт шоу. История основана на реальных событиях: молодой британский военный с маленькой группой отправляется на поиски легендарного города в Амазонии, где, по слухам, среди тропических болезней и мошкары можно разыскать древнюю цивилизацию, огромное состояние и жителей Эльдорадо.
Пока над учёным открыто смеются в географическом сообществе, поддержка адъютанта Генри Костина (Роберт Паттинсон) делает путешествие возможным. Экспедиция так и пропала без вести — ни богатства, ни прижизненной славы, ни славы посмертной её участники не получили. Паттинсон опять играет роль, которая выходит у него едва ли не лучше всего, — человека обречённого, но преданного своему делу, гордого и принципиального, без стойкости и поддержки которого не обходится воплощение ни одной храброй или даже фантастической идеи, опередившей своё время.
Фотографии: Top Film Distribution, Ракета, Русский Репортаж