КиноВ главных ролях: Оливия Колман и её лучшие фильмы
Работы победительницы «Оскара», обязательные к просмотру
Главной героиней оскаровской церемонии, прошедшей в минувшее воскресенье, безусловно, стала Оливия Колман: сперва она, вопреки букмекерским коэффициентам, получила награду за лучшую женскую роль, а следом и неофициальный приз зрительских симпатий — за самый трогательный спич вечера, кого-то рассмешивший, а кого-то заставивший пустить слезу. Эти три минуты, насыщенные эмоциями «девочки, которая репетировала свою речь перед телевизором», сами по себе проясняют, почему в родной для неё Британии актрису давно считают национальным достоянием. Но ими послужной список, конечно же, не исчерпывается.
дмитрий куркин
Победа Колман, возможно, и была неожиданной (прежде всего, для самой актрисы, которая за день до вручения «Оскаров» безмятежно каталась на карусели), но выглядит абсолютно заслуженной. Её роль в «Фаворитке» — из тех вызовов, которые требуют и владения актёрским языком тела, и эмоциональной многомерности. Королева Анна в её исполнении — разбитая женщина с серьёзно подорванным здоровьем — и в то же время властная монаршая особа; человек глубоких привязанностей и непредсказуемых капризов; легко внушаемая и уязвимая, но быстро выходящая из себя и не позволяющая свите играть себя слишком долго: того, кто решит, что может дергать её за ниточки, расплата настигает быстро.
Играть королев для Колман — привычное дело. Свою долю костюмных исторических драм — а это почти обязательное боевое крещение для видных британских актёров — она получить успела. И тем не менее роль Елизаветы II в сериале «Корона» обещает стать для неё не меньшим, а то и большим испытанием. И причина не столько в том, что её предшественница Клэр Фой задала высокую планку, сколько в том, что новая роль противоречит самой Колман: «Я не сдерживаю эмоции. Королеве так вести себя нельзя. Она должна быть хладнокровной со всеми, и её специально обучали держать эмоции при себе… А я могу разрыдаться от любой грустной истории». Вживаться в образ по системе Станиславского ей для этого не приходится — природную эмпатию, ставшую её визитной карточкой, актриса унаследовала от родителей, которые «плакали над всем, что шло по телику».
Не то чтобы в новом сезоне «Короны» у Елизаветы II совсем не было поводов дать волю чувствам и выйти за рамки протокола — (спойлер!) их достаточно, от катастрофы в Аберфане, унёсшей жизни более сотни жителей шахтёрской деревни, до смерти Черчилля, ставшей для королевы личным ударом. Но чопорная публичность высшего света для Колман, в жизни — скромного семейного человека с очень приземлённым чувством юмора (оказавшись на приёме в Букингемском дворце, устроенном принцем Уильямом, она в какой-то момент шепнула мужу: «Пойдём сопрём у них рулон туалетной бумаги», — разумеется, они это сделали), никогда не была родной чашкой чая и почти всегда — источником для анекдотов. «Мы пришли [в ресторан в Лондоне], и владелец вышел к нам, сказал „Привет!“ и поцеловал меня. И я подумала: „У-у, меня узнают, это интересно“, — вспоминала Колман в интервью семилетней давности. — Потом, в конце вечера, он вернулся и сказал: „Извините, я принял вас за свою знакомую“».
Выбор зрелых ролей не обошёлся без побочного эффекта: Колман даже пришлось исправлять дату рождения на своей википедийной странице, где
её состарили
на восемь лет
Скромность не помешала Оливии быть настойчивой. К своим двадцати пяти успев сменить несколько временных работ (не только мытьё полов, упомянутое в оскаровской речи: «Секретарша из меня вышла весёлая, но не очень хорошая»), выпускница школы театра Олд Вик не оставляла попыток закрепиться в актёрской профессии. Шанс подвернулся в начале двухтысячных, когда Колман дебютировала в скетчах Митчелла и Вебба (этаких Фрая и Лори британского телевидения нулевых годов). За ними последовали ещё пара десятков комедийных ролей, в том числе в «Офисе», «Книжном магазине Блэка» и «Абсурдном природоведении», пародии Питера Серафиновича на образовательные программы.
В амплуа «смешной женщины на подхвате», способной время от времени украсть шоу, Колман могла бы застрять надолго, но, к счастью, она научилась распознавать ловушки типажного кастинга и не хвататься за всё подряд. «Думаю, мне интересны атипичные роли, — говорила актриса в 2016 году. — Я и раньше отказывалась от плоских персонажей, но такая возможность — роскошь, на самом деле».
Прорыв к этой роскоши случился уже в следующем десятилетии, после того, как Пэдди Консидайн (партнёр по съёмкам в «Типа крутых легавых») позвал её в свой первый полнометражный фильм. Драма «Тираннозавр», где Колман сыграла женщину, зажатую в тиски семейного абьюза, заставила соотечественников оценить её актерский спектр по-новому. Выбор более зрелых ролей не обошёлся без побочного эффекта — Колман даже пришлось исправлять дату рождения на своей википедийной странице, где её зачем-то состарили на восемь лет. И хотя приглашений из Голливуда ей пришлось ждать ещё несколько лет, в Британии её за это время успели отметили четырьмя премиями BAFTA.
Ещё пять фильмов и сериалов с Оливией Колман
Тираннозавр
Вдовец Джозеф, безуспешно заливающий алкоголем боль утраты, знакомится с продавщицей секонд-хенда Ханной и пытается вырвать её из лап мужа-абьюзера Джеймса — отчасти для того, чтобы заглушить собственные угрызения совести. Жёсткий и неприглядный в своей натуралистичности портрет домашнего насилия, метастазы которого всегда прорастают глубже, чем кажется со стороны.
Роль в инди-драме Консидайна, по признанию самой Колман, стала для неё поворотной в карьере: в «Тираннозавре» ей удаётся опрокинуть представление о том, что в плену психологического насилия оказываются лишь «типичные жертвы», в которых пресловутая виктимность якобы зашита от природы. «После одного из показов кто-то использовал слово „подстилка“. Я думаю, что они абсолютно неправы. Ханна очень сильная; при всём том, через что она проходит каждый день, она всё ещё может видеть хорошее в людях».
Убийство на пляже
Как и любой хороший сериал, начинающийся с убийства в маленьком городке, три сезона «Broadchurch» Криса Чибнелла вопросом «кто это сделал?» маскируют дискуссию о природе зла, этике, насилии и собирании себя по кусочкам. И в этой истории инспектор Элли Миллер, для которой жертвы — не строчка в полицейском отчёте, а соседи, оказывается важным социальным клеем между истеблишментом и простыми людьми, каждый из которых проживает свою драму и по-своему реагирует на трагедию.
Ночной администратор
Роли, которая принесла Колман «Золотой глобус», вполне могло бы и не быть: в первоисточнике, одноимённом романе Джона Ле Карре, спецагент Берр был мужчиной. Режиссёр сериала Сюзанна Бир продавила не только смену гендера, но и сделала свою героиню беременной — по просьбе Колман, которая во время съёмок ждала ребёнка («Мы не стали раздувать эту тему — в конце концов, шпионки тоже беременеют»). Берр, вербующая администратора отеля (Том Хиддлстон) для слежки за оружейным бароном (Хью Лори), по замыслу Бир, выступает в роли морального камертона напряжённой истории.
Железная леди
Спорный байопик, в котором Колман сыграла дочь Маргарет Тэтчер Кэрол, стал ещё одной ступенькой, без которой недавний успех на «Оскаре» едва ли был бы возможен (сыгравшая самого неоднозначного политика в новейшей британской истории Мерил Стрип после съёмок назвала коллегу «божественно одарённой» актрисой). Вынужденная наблюдать за тем, как её мать день за днём проваливается в деменцию (похожую роль Колман сыграла примерно в то же время в теледраме «Изгнание», где её героиня ухаживала за страдающим от болезни Альцгеймера отцом), Кэрол ведёт борьбу, которая изначально кажется безнадёжной.
Тринадцатая сказка
Маргарет Ли (Колман) приезжает в фамильный особняк звезды беллетристики Виды Винтер (Ванесса Редгрейв), чтобы записать её биографию. Миссия непростая, поскольку писательница, которая вот-вот может умереть от рака, успела сделать себе репутацию «сказочницы», в каждом следующем интервью придумывающей себе новую биографию. Для такой скрытности у неё есть свои причины, и чем больше Маргарет узнаёт о жизни Виды, тем больше ей становится не по себе. Экранизация готического детектива Дианы Сеттерфилд даже с не с двойным дном, а со множеством потайных дверей и зеркал, в которых героине Колман — следовательнице, фанатке, заложнице — предстоит увидеть отражение собственной психологической травмы.
Фотографии: FOX, P&I Films