Кино«Воспитательница»
Мэгги Джилленхол и ещё 13 ярких кинонаставниц
От Мисс Кросс до Елены Сергеевны
В прокат выходит «Воспитательница» — драма с Мэгги Джилленхол в главной роли об одержимой дарованием пятилетнего воспитанника работнице детского сада. Героиня Джилленхол, несчастливая в семье и питающая надежды стать поэтессой, обнаруживает среди одного из своих учеников ребёнка с выдающимися способностями к поэзии. Сперва она записывает стихи за ним и стимулирует мальчика писать больше, позже начинает вмешиваться в его жизнь и влиять на ребёнка и его воспитание. Фильм о попытках отыграть на детях собственные нереализованные планы — ремейк известной израильской драмы и попадающее в цель высказывание о панике среднего возраста и утраченной вере в себя. Вспоминаем других важных воспитательниц и наставниц в кино, менявших жизнь своих учеников к лучшему или худшему.
Текст: Алиса Таёжная,
автор телеграм-канала «Один раз увидеть»
Эрика
Пианистка
La Pianiste, 2001
Режиссёр: Михаэль Ханеке
Преподавательница фортепиано, наказывающая нерадивых учениц и вложившая все душевные силы в академически правильную манеру исполнять любимых композиторов. Изабель Юппер и Михаэль Ханеке создают многослойный образ наставницы, чьи фрустрации отражаются на всех окружающих: под овечьей шкурой человека консервативных занятий скрывается трансгрессивная душа. Патологическая фиксация на матери, склонность к самоистязанию и эмоциональной доминации над другими, Эрика — трагический портрет вечного замешательства между «надо» и «хочу».
Адель
Жизнь Адель
La vie d’Adèle, 2013
Режиссёр: Абделатиф Кешиш
Юная преподавательница начальной школы, Адель из мелодрамы Абделатифа Кешиша — юная женщина, в раннем возрасте выбравшая свою работу и получающая от неё искреннее удовольствие. Путь Адель, человека из простой семьи, в преподаватели — ожидаемый сценарий для её окружения и, возможно, выбор автоматический, и профессиональные различия Адель с её девушкой — одно из главных несовпадений в их отношениях и причина для взгляда свысока со стороны друзей более старшей и богемной подруги. Разница в мировосприятии и понимании своего предназначения — контраст, с которым героиням не удастся справиться.
Мисс Кросс
Академия Рашмор
rushmore, 1998
Режиссёр: Уэс Андерсон
Романтический интерес героя Джейсона Шварцмана, эмпатичная, внимательная и печальная молодая вдова, приехавшая в школу преподавательницей. Мисс Кросс — идеальная женщина, ради которой можно быть выгнанным из школы и которой хочется подлить немного лимонада и моментально заменить переставшую писать шариковую ручку. Отношения с влюблённым в неё пятнадцатилетним учеником мисс Кросс пытается прожить как мудрая и взрослая женщина, обозначая границы и ставя на место слишком напористого подростка. До сих пор чувствуя слишком многое к любимому мужу, она тем не менее понимает, что слишком давно восхищается учеником и даже испытывает к нему чувства, какими бы проблемными они ни были.
Кэтрин Энн Уотсон
Улыбка Моны Лизы
Mona Lisa Smile, 2003
Режиссёр: Майк Ньюэлл
Один из первых профеминистских фильмов в мейнстриме, «Улыбка Моны Лизы» дарит замечательную роль Джулии Робертс — женщины со стальными нервами и сильным характером, которую она воспроизвела ещё и в «Эрин Брокович». Молодая преподавательница из Беркли приходит в женский колледж учить девушек основам истории искусств: отличницы и умницы, в 1953 году они готовятся в первую очередь выходить замуж и ходят учиться, чтобы потом ходить по балам выпускников и ловить женихов. Влияя на воспитанниц и борясь с патриархатом, Уотсон, сама того не понимая, предвосхищает эпоху, в которой образование для женщины перестанет быть способом выгодно устроить семейную жизнь.
Эрин Груэлл
Писатели свободы
Freedom Writers, 2007
Режиссёр: Ричард Лагравенезе
«Вверх по лестнице, ведущей вниз» нашей с вами современности. Учительница, существовавшая на самом деле и воплощённая на экране Хиллари Суонк, работала в неблагополучной школе Лонг-Бич среди будущих потенциальных преступников — подростков, привыкших к уличным войнам. Хорошо образованная, белая и благополучная, она приходит к старшеклассникам в надежде изменить их жизнь к лучшему, но сталкивается с тем, что детям необходимо выживать на улицах по своим правилам: им некогда делать уроки, переживать о справедливости и, главное, их не научили отвечать за себя и других. «Писатели свободы» — драма о встречном движении: не только брошенных детей к пониманию и сочувственному отношению друг к другу, но и идеалистичного белого самовлюблённого мира, где идеалы облагодетельствования проходят испытание миром, работающим не по учебнику.
Марина Максимовна
Ключ без права передачи
1976
Режиссёр: Динара Асанова
Проницательный, негромкий и предельно нетипичный для нравоучительных канонов советского кино фильм о школе, привязанности и поиске образца для подражания. Молодая учительница, мать-одиночка, преподаёт девятиклассникам, а всё свободное время проводит с ними же — эмпатия, умение слушать и разговаривать на равных подкупает всех без исключения её учеников. Родители ревнуют к Марине Максимовне, а реакционные учителя, помешанные на авторитете, критикуют её при каждом удобном случае. Но самое главное — одна оплошность ставит под вопрос её воспитательные методы, этику и доверие к другим. Важнейшее кино о переосмыслении роли наставника и учеников, сомнениях в себе и важности соблюдать границы.
Татьяна Николаевна
Вам и не снилось…
1980
Режиссёр: Илья Фрэз
Классная руководительница из хрестоматийного советского фильма о школьной любви — конечно же, учительница русского языка и литературы: именно на словесников в советском кино накладывали образ борцов за разумное, доброе, вечное и продолжателей гуманизма советских классиков. Незамужняя, вынужденная постоянно оправдываться перед матерью за свой статус и выясняющая отношения со своим любимым мужчиной, Татьяна Николаевна тем не менее отлично понимает, что подростковые чувства, какими бы неразумными и недальновидными они ни казались родителям, нельзя топтать и обесценивать. Героиня, которая ценит правду и чувствует важность жестов юного сердца, она — среди немногих, кто поддержал в борьбе за свою любовь Катю и Рому, Ромео и Джульетту позднесоветских времён.
Елена Сергеевна
Дорогая Елена Сергеевна
1988
Режиссёр: Эльдар Рязанов
Жертва коллективного помешательства и остервенения старшеклассников, Елена Сергеевна в исполнении Марины Неёловой — одна из самых трагичных фигур в массовом советском кино. Рязанов внезапно берётся за практически «Забавные игры» — историю безнаказанности и злоупотребления, где воспитание и принципы консервативного поколения родителей, старающихся следовать правилам, не проходят проверку взбесившимися от лицемерия детьми. Елена Сергеевна, её надлом, боль и разочарование — ответ на кризис конца восьмидесятых, где за молодёжной культурой перестройки можно было разглядеть будущие опасности свободы: наркоманию, секс-работу, бандитизм, насилие и отсутствие практики разговаривать друг с другом.
Наталья Сергеевна
Доживём
до понедельника
1968
Режиссёр: Станислав Ростоцкий
Молодая, ещё не сломанная авторитарной системой образования, задумчивая и принципиальная Наташа Горелова — девушка, которая только пришла работать в типовую советскую школу. Она до сих пор влюблена в своего учителя истории, преподававшего ей в прошлом, и стремится изо всех сил выслушать доверившихся ей учеников. Наталья Сергеевна — «англичанка», что даёт определённый оттенок её типу: её демократичность, искренность и неформальность противостоит сухому характеру учительницы литературы и русского, которая как раз в «Доживём до понедельника» воплощает болезненную привязанность к скрепам и формальное отношение к культуре как учебнику по правильным и неправильным поступкам.
Мадам Жакиль
Миссис Хайд
MRS. Hyde, 2017
Режиссёр: Серж Бозон
Перепридуманная героиня классического сюжета о чудесном превращении положительного доктора Джекилла в демонического мистера Хайда. Мадам Жакиль — скучающая преподавательница физики в блёклой одежде, с пресным лицом и нулевым энтузиазмом преподаёт старшеклассникам, большинство из которых — ребята смешанного происхождения — с физикой свою жизнь никак не свяжут. После инцидента с грозой мадам Жакиль открывает в себе доселе неведомую роковую половину, а заодно — жажду жизни, разрушительную силу и интерес к работе, от которой её подташнивало годами. Абсурдистская история превращения пассивного в активное, полумёртвого — в опасное, но живое.
Шеба Харт и Барбара Коветт
Скандальный дневник
Notes on a Scandal, 2007
Режиссёр: Ричард Эйр
Героини психологического триллера об обманутом доверии и злоупотреблении чужой уязвимостью. Шеба — замужняя женщина и мать ребёнка с особенностями — находит себя в запрещённых отношениях с одним из учеников. Барбара — старшая преподавательница, набивающаяся в подруги к Шебе и становящаяся причиной её увольнения. «Скандальный дневник» изучает возраст, динамику соперничества и ревности, дружбу на грани с увлечённостью и власть одного человека над другим при существовании опасного секрета.
Карен Помрой
Донни Дарко
Donnie Darko, 2001
Режиссёр: Ричард Келли
Второстепенный, но определяющий персонаж культового фильма Ричарда Келли о мальчике, предвосхищающем катастрофу. Карен в исполнении Дрю Бэрримор — одна из немногих преподавателей старшей школы, осознающая, что может не понимать тинейджеров, и не боящаяся это признавать. На одном из уроков она даёт ребятам домашнее задание — прочитать «Разрушителей» Грэма Грина, важнейший для англоязычной литературы рассказ о подростковом бунте. Классическая история о мальчике и его плане стереть с лица земли единственное уцелевшее здание в городе — о насилии в каждом из нас — отзывается в каждом из учеников Карен. Ей не хочется отворачиваться от деструктивного начала в человеке, и она понимает, отчего дети будут всегда бунтовать перед родителями. Родители ничего не понимают, но делают вид, что всё знают — а дети понимают это и не могут больше притворяться.
ФОТОГРАФИИ: Интерсинема-Арт, Кино без границ, Buena Vista Pictures, Paramount Pictures, Ленфильм, Киностудия им. М. Горького, Мосфильм, Русский Репортаж, Гемини, Екатеринбург Арт