КиноДело жизни: 10 женщин, байопики о которых мы бы хотели посмотреть
Марина Абрамович, Анна Ахматова и многие другие
ТЕКСТ: Дмитрий Барченков
Сегодня на экраны выходит «Богемская рапсодия» — долгожданный байопик о Фредди Меркьюри (в исполнении как будто родившегося для этой роли Рами Малека) и группе Queen. Вдохновлённая этим событием и самим жанром, редакция вспомнила десять выдающихся женщин, которые, по её мнению, вполне заслуживают, чтобы их биографии вышли на большие экраны.
Ольга Бузова
Эта кандидатура пришла в голову всей редакции одновременно. Можно было предположить, что участница проекта «Дом-2» окажется в кресле ведущей — такой карьерный рост часто случается у бывших героев реалити-шоу. Что станет женой известного футболиста — почему бы и нет. Но кто бы мог подумать, что Ольга Бузова окажется самой популярной девушкой страны, законодательницей моды, повелительницей стадионов, хозяйкой собственной сети ресторанов и даже лицом криптовалюты. Картонные портреты героини так часто воровали в магазине «Пятёрочка», что администрация решила отдавать макеты в дар. Даже самый далёкий от поп-культуры человек знает, что сейчас самое время открывать «Мир других мужчин». Но пройдёт пара лет, и Ольга наверняка захочет снять ещё и фильм о себе и, вполне возможно, возьмёт на главную роль, например, Полину Максимову.
Мэй Уэст
Отец — детектив полиции, мать в молодости была моделью. Наверное, это идеальное сочетание для родителей будущей звезды раннего Голливуда. Начав театральную карьеру на Бродвее с пьес, рассказывающих о проблемах прав сексуальных меньшинств, Мэй Уэст и всю вскоре начавшуюся киножизнь не боялась говорить на самые запретные темы, например о табуированном в её время сексе. «Брак — это великий институт, но я в институт ещё не готова» — этим и другими вызывающими афоризмами пестрила половина медиа-Америки 40–50-х годов. Но и в поздние годы Уэст никто не забывал, потому что превзойти такую скандальность не так уж и просто, особенно учитывая крайнюю консервативность её эпохи.
Хелен Адамс Келлер
Настолько трогательная и сложная история жизни, что даже странно, как Голливуд, всегда охотящийся за такого рода сценариями, ещё не переснял фильм 1962 года о ней. Когда будущей писательнице, лектору и активистке Хелен Келлер было чуть за полтора года, она перенесла серьёзное заболевание, после чего на всю оставшуюся жизнь потеряла слух и зрение. Но отчаиваться Хелен не стала и с помощью хороших педагогов смогла доказать миру, что отсутствие слуха или зрения — это не приговор. Позже Уильям Гибсон положит этот сюжет в основу пьесы «Сотворившая чудо», её до сих пор часто ставят в театрах разных стран, в том числе и в России, и несколько раз экранизировали. Но несмотря на то, что фильм 1962 года даже выиграл два «Оскара», по-настоящему большой и выдающейся экранизации жизни Хелен Адамс Келлер ещё не сделали, а очень хотелось бы.
Жозефина Бейкер
Американо-французская танцовщица и певица, в честь которой назвали кратер Бейкер на Венере, а фильма о ней до сих пор каким-то образом не сняли. Получился бы он наверняка в духе картин Спайка Ли, главного режиссёра — защитника прав афроамериканцев. Ведь ещё в раннем детстве Жозефина пережила массовую резню в Сент-Луисе, которая настолько отложилась в её памяти, что до конца жизни певица будет активисткой борьбы с расизмом. Но известна она не столько яркой политической позицией, а как один из первых «адептов» хастла, степа и хип-хопа — танцевальных направлений, ещё не ставших мейнстримом в её время, но так популярных в наше. Довольно долго слухи о съёмках биографической ленты о Жозефине, которую даже должна была сыграть Рианна, всё-таки ходили. Но, к сожалению, так и не получили подтверждения.
Патти Смит
2007 год. В Зале славы рок-н-ролла появляется новое имя — Патти Смит. В народе её принято называть «крёстной мамой панк-рока», а U2 и The Smiths могли бы звучать совсем по-другому, если бы на их творчество не повлияла эта рок-дива. Особый же интерес кинематографистов вызывают приравниваемые к поэтическому трактату мемуары певицы «Просто дети». В них Патти показала жизнь Нью-Йорка конца шестидесятых: Энди Уорхол, Вудсток, битники и абсолютная свобода. В 2015 году было объявлено, что за экранизацию книги в виде мини-сериала возьмётся канал Showtime, и сама Патти даже говорила, что хотела бы, чтобы главные роли исполнили Кристен Стюарт и Роберт Паттинсон или просто пара неизвестных актёров. Но нам бы всё-таки хотелось увидеть крупнобюджетный фильм о Патти на больших экранах.
Ольга Скороходова
Если снимать фильм о советской учёном-дефектологе Ольге Скороходовой, то это будет не просто байопик, а настоящая лента о подвиге. Заболев в детстве менингитом, довольно быстро Ольга потеряла зрение, а чуть позже и слух. Пройдя длинный путь борьбы с жизнью и наложенными на неё ограничениями, Ольге удалость стать советской Хелен Адамс Келлер, и можно предположить, насколько трудно было достичь таких успехов в СССР. В тридцать шесть лет она выпустила вызвавшую огромную шумиху книгу «Как я воспринимаю окружающий мир», а годом позднее стала научным сотрудником НИИ дефектологии Академии педагогических наук СССР, где Ольга и трудилась до последних дней. Трудно предположить, кто бы из российских режиссёров мог взяться за такой фильм, но для главной роли, как нам кажется, отлично подошла бы Мария Шалаева.
Княгиня Ольга
Самая суровая Ольга в нашем списке. Княгиня приобрела широкую известность не благодаря церковным или политическим реформам (хотя они были крайне важными для Киевской Руси), а после мести древлянам, виновным в смерти её мужа Игоря. Если в Египте все знали десять казней Божиих, то на Руси столь же страшными были четыре мести княгини Ольги. В качестве первой она приказала заживо закопать древлянских послов, во время второй сожгла лучших мужей противного ей народа, третья месть состояла в убийстве пьяной вражеской дружины по языческому канону. Апофеозом же мести Ольги стало массовое истребление древлян: кого-то она убила, кого-то продала в рабство, а на оставшихся наложила тяжёлую дань. Звучит как идеальная роль для Елизаветы Боярской.
Анна Ахматова
Её первый муж, Николай Гумилёв, был расстрелян, третий — Николай Пунин — трижды арестован и погиб в лагере, а сын, Лев Гумилёв, более десяти лет провёл в заключении. Она мечтала писать стихи о любви, хотя жизнь сначала диктовала поэму «Реквием» — где отпечаталась боль страдающей женщины, а затем и «Поэму без героя» — с творческим переосмыслением советских времён от Революции до Великой Отечественной. «Реквием», как в шпионском триллере, Ахматова тайно, с помощью специального шифра, диктовала своим друзьям, после чего те заучивали поэму наизусть в ожидании лучших времён. Звучит как эпизод из романов Стига Ларссона или Джона Ле Карре, даже удивительно, что кроме телефильма и незаметно прошедшей «Татарской княжны» об Анне Ахматовой не было снято ни одного художественного проекта, достойного её масштаба.
Надежда Толоконникова
Когда в марте 2012 года участницы группы Pussy Riot представили в храме Христа Спасителя антикремлёвский панк-молебен, а потом были арестованы и отправлены в колонию, многие подумали, что это и станет конечным художественным пунктом нашей героини. Но на деле эти события оказались лишь началом мировой славы. После освобождения Надежда написала книгу о российском арт-протесте и притеснениях женщин в тюрьмах, запустила с друзьями сайт «Медиазона», снялась в «Карточном домике» и сняла несколько клипов, встретилась со звёздами Голливуда и американской политической верхушкой, оказалась одной из самых востребованных акционисток и, наконец, была приглашена в качестве гостя на шоу «вДудь» (байопика достойны все участницы группы, но в этой программе Толоконникова показала себя ещё и солирующей звездой). Документальных работ о её творчестве уже было несколько, и мы рассчитываем, что и художественное кино не за горами.
Марина Абрамович
Обладательница «Золотого льва» Венецианской биеннале Марина Абрамович в свой 71-й год по праву называет себя «бабушкой перформанса». Каждый перформанс или инсталляция Марины, исследующей пределы тела и возможности ума уже на протяжении пяти десятилетий, — это настоящее событие, и выделить что-то одно, «главное» из всего этого невозможно как минимум по двум причинам: каждый одновременно красивый и ужасающий и абсолютно все несут уверенное политическое сообщение. В 2012 году о Марине уже вышел отличный документальный фильм «Марина Абрамович: В присутствии художника», но её богатая личная и творческая жизнь явно заслуживают и крупномасштабного художественного проекта.
Фотографии: ТНТ, Фонд ТОК, Wikipedia (1, 2, 3, 4, 5), Wikimedia Commons