Кино«Ты водишь!»: Джереми Реннер и Джон Хэмм играют в салочки в главной комедии лета
Звёздный состав и дуракаваляние
Текст: Сергей Степанов
Завтра в прокат выходит комедия «Ты водишь!», основанная на анекдотической, но реальной истории большой мужской дружбы и объединившая нескольких хороших актёров, далеко не каждый из которых — комик. Вероятно, соскучившись по кино, где взрослым мужчинам позволительно вести себя как на детской площадке, некоторые поспешили провозгласить «Ты водишь!» лучшей комедией года. Хватит, впрочем, и того, что на её счету как минимум одна по-настоящему ударная шутка, ради которой придётся дождаться финальных титров.
Невероятно, но факт: в американском городе Спокан, штат Вашингтон, действительно живут друзья, с детства ведущие возобновляемую раз в год на месяц игру в салочки — не виртуальную и не компьютерную, а ту самую, где нужно догнать друга и, коснувшись его, радостно воскликнуть что-то в духе «Ты водишь!» Пять лет назад о них написали в The Wall Street Journal, ну и, конечно, эта история оказалась слишком весела, чтобы её не заметили в Голливуде: на главные роли, было дело, хотели взять Уилла Феррелла и Джека Блэка, но в итоге получилось куда интереснее.
«Мы не перестаём играть, потому что взрослеем, — цитирует герой по прозвищу Хоги (Эд Хелмс), как ему кажется, Франклина. — Мы взрослеем, потому что перестаём играть». Прожиточный минимум пафоса — и к делу: прочитав закадровый текст о том, как важно держаться корней, Хоги (у которого есть учёная степень, приличная работа и «идеальная» жена) нанимается уборщиком в страховую контору с одной-единственной целью — осалить её холёного босса (Джон Хэмм), уединившегося в конференц-зале с журналисткой The Wall Street Journal (Аннабелль Уоллис). Загнанный в угол, но не спешащий сдаваться, Хэмм пытается выйти из комнаты через стекло — и как-то так всё будет ещё где-то полтора часа.
Смех из серии «Что это было?» в «Ты водишь!» превалирует даже над подобающей подвижной игре физической комедией — до того вызывающим сюром выглядит происходящее. И хотя в свои худшие моменты фильм дебютанта Джеффа Томсича немного слишком напоминает очередной «Мальчишник в Вегасе», за жанровые клише убедительно оправдывается кастинг. Хелмс, хоть и не выходит за рамки амплуа бета-самца, в совершенстве освоенного в тех же «Мальчишниках», вновь на своём месте, называть Хэмма недооценённым комиком уже слегка неприлично, Ганнибал Бёресс остаётся королём покерфейса, а Джейк Джонсон, мамблкорщик со стажем, которого большинство знают по сериалу «Новенькая», играет так, как будто в Оскара Айзека вселился Сет Роген.
Пока укуренный Джонсон исправно остаётся в живых после смертельно опасных для трезвого человека падений,
а Дону Дрейперу говорят, что он не ахти какой любовник, Реннер не выходит
из образа супермена
Но за главную интригу — и сюжета, и фильма — в ответе Джереми Реннер. Это его герой, неуловимый Джерри, намеревается жениться, остепениться и покинуть игру непобеждённым (в смысле, ни разу не осаленным), на что Хоги говорит друзьям буквально следующее: «Мы догоним его сейчас или умрём — когда-нибудь». Дважды оскаровский номинант Реннер — это более или менее Марк Уолберг с удвоенным драматическим даром, герой боевика, по которому плачет комедия, но Джерри настолько зверски серьёзен («Наш друг — психопат, и это страшно», — осеняет в какой-то момент Бёресса), что с его появлением в кадре картина меняет жанр.
Пока укуренный Джонсон исправно остаётся в живых после смертельно опасных для трезвого человека падений, а Дону Дрейперу говорят, что он не ахти какой любовник (и он не спорит), Реннер не выходит из образа супермена — и впрямь угрожающей амальгамы Бонда, Борна, Нео и обзаведшегося, наконец, сверхспособностями Соколиного Глаза. Характерная деталь — исполняя один из трюков, актёр сломал руки и продолжил сниматься в гипсе, удалённом на стадии постпроизводства с помощью компьютерной графики.
При всём при этом «Ты водишь!» — кино не без души: не хватая звёзд с неба, но и не пуская по ветру имеющиеся в его распоряжении козыри, Томсич (доселе известный разве что как один из режиссёров сериала «Broad City») как может объясняет природу настоящей, переживающий испытание временем дружбы. Фильм смело — и не всегда удачно — шутит на серьёзные темы (алкоголизм, выкидыш, болезнь с высокой вероятностью летального исхода) и, несмотря на массу сюжетных манёвров, не отступает от собственных правил — отчего, в отличие от большинства братьев по оружию, не лениво ковыляет к финишу, а поминутно повышает ставки.
Включающий пункт «никаких девчонок» регламент игры был написан мало того что много лет назад, так ещё
и девятилетними
Да, занятые здесь интересные актрисы (особенно Уоллис и Рашида Джонс, в меньшей степени — Айла Фишер и Лесли Бибб), увы, преступно недоиспользованы, но на эту тему имеется уточнение: включающий пункт «никаких девчонок» регламент игры был написан мало того что много лет назад, так ещё и девятилетними. И да, местами «Ты водишь!» — совершеннейший torture porn (в том же смысле, в каком «Один дома» — один из главных источников вдохновения хоррор-франшизы «Пила»), но в концовке фильм меняет интонацию совсем уж радикально — грубо говоря, возвращаясь от швыряния Хэмма о стену к цитате из якобы Франклина.
Лучшая ли эта комедия года? Ой ли — даже использовавшие похожую завязку «Ночные игры» были, в общем, не хуже. Но финальных титров «Ты водишь!» дождаться необходимо: резко роняющий серьёзную мину Реннер на протяжении целых трёх минут шутит самую смешную шутку фильма.
Фотографии: Каро Премьер