КиноSisters before misters:
Чем хороши (и плохи)
«8 подруг Оушена»
Женский спин-офф культовой трилогии Содерберга
Текст: Сергей Степанов
В прокат вышел фильм-ограбление «8 подруг Оушена» — нарядный спин-офф незаурядной трилогии Стивена Содерберга, где одного из умнейших кинематографистов современности заменил добротный ремесленник Гэри Росс, а мужскую сборную Голливуда во главе с Джорджем Клуни и Брэдом Питтом — женская команда мечты, ведомая Сандрой Буллок и Кейт Бланшетт. И, подобно позапрошлогодним «Охотникам за привидениями», это большое летнее кино, которому навязаны совершенно лишние проблемы вроде порочного, но популярного вопроса, могут ли женщины преуспевать в «мужских» жанрах или франшизах.
Куда более оправданной формулировкой примерно того же вопроса будет следующий: стоило ли вообще всё это затевать — и если да, то зачем? На него, высказываясь по схожему поводу, отвечает героиня Сандры Буллок: «Потому что это то, что у меня хорошо получается». Оскароносная актриса играет Дебби Оушен, отсидевшую пятилетний срок сестру Дэнни Оушена (Клуни) из фильмов Содерберга и в первой же сцене роняющую на экран бомбу: «Мой брат, мир его праху, был преступником».
Несмотря на даваемое следом обещание исправиться (дело происходит на заседании тюремной комиссии по условно-досрочному освобождению), Дебби не только потомственная, но и, похоже, неисправимая преступница: выйдя на волю, она первым делом мастерски надувает сотрудников универмага и пятизвёздочной гостиницы, после чего находит свою давнюю напарницу Лу (Кейт Бланшетт) и выкладывает зревший в её голове на протяжении пяти лет за решёткой план — ограбить очередной Met Gala.
«Его замечают, её игнорируют», — говорит уже героиня Бланшетт, имея в виду детали дерзкой операции, но подтекст считывается и тут. Самая яркая отличительная черта и главное достоинство «8 подруг Оушена» — это, конечно, кастинг, благодаря которому 95 % экранного времени принадлежат восьми великим, блестящим или как минимум подающим надежды актрисам. При этом если трилогия Содерберга — энциклопедический пример star power, растрачиваемой с олдскульной ленцой (его «11 друзей Оушена» были, в свою очередь, ремейком старого фильма с Синатрой и другими звёздами «крысиной стаи»), то женщинам, как обычно, приходится работать в две смены.
Хэтэуэй капризничает, лицемерит, заглядывается на себя в зеркало и раздувает интригу на пустом месте — в общем, играет Хэтэуэй, какой её привыкли видеть недоброжелатели
Усерднее всех трудится Энн Хэтэуэй в роли не то жертвы, не то звезды ограбления с настолько жирной приставкой «мета», что героиня Джулии Робертс, выдающая себя в «8 подругах Оушена» за, кого бы вы думали, Джулию Робертс, после такого почти не впечатлит. Хэтэуэй капризничает, лицемерит, заглядывается на себя в зеркало и раздувает интригу на пустом месте — в общем, играет Хэтэуэй, какой её привыкли видеть недоброжелатели. Для полного счастья есть сцена, где Энн говорят, что она похожа на Барби («в хорошем смысле»), на что она, задумавшись, отвечает самодовольной благодарностью.
Тут, возможно, стоит уточнить, что сценаристка «8 подруг Оушена» Оливия Милч пишет и игровой фильм о Барби, куда на роль блондинки из пластмассы взяли именно Хэтэуэй, но это уже нюансы — в целом же очевидно, что она тут самый ценный игрок. При всём богатстве выбора: Хелена Бонэм-Картер, вжав педаль газа в пол, играет дружного с Анной Винтур ирландского модельера, титаническая Сара Полсон всех очаровывает, Минди Калинг отвечает за дайверсити, а поп-звезда Рианна с рэпершей Аквафиной — ещё и за язык миллениалов.
Как и в случае с «12 друзьями Оушена» (самая недооценённая и, возможно, лучшая глава содерберговской трилогии), нынешний фильм-ограбление неумолимо оборачивается фильмом-дефиле: костюмов, причёсок и, разумеется, звёзд — не только уже названных, но и дюжин других, от Адрианы Лимы и Хайди Клум до Марии Шараповой и Серены Уильямс. Снималось всё действительно в Метрополитен-музее и в присутствии десятков реальных знаменитостей — так что из уст Калинг, вопрошающей «а можно просто туда пойти, ничего не воруя?», звучит мнение большинства.
Это бойкое, глянцевое и здорово сыгранное кино, зарабатывающее пять с плюсом по экранной химии
Недостатков у «8 подруг» мало, но они существенные. При всей своей прогрессивности фильм недобирает баллов из-за назначенных на ответственные посты мужчин: Росса (который, хоть и четырежды оскаровский номинант, режиссёр довольно скучный — ритма и вкуса Содерберга ему не хватает отчаянно) и появляющегося в концовке, чтобы расставить точки над «i», Джеймса Кордена. Не фонтан и сценарий: фильм образцово-показательно сторонится гендерных и расовых стереотипов, но не сомнительного геополитического юмора (Буллок, заговорив на немецком, безотлагательно как будто теряет лоск, все русские — хакеры), да и дефицит деталей по поводу судьбы Клуни кажется в итоге не умыслом, а небрежностью авторов.
Вот и выходит, что, с одной стороны, это бойкое, глянцевое и здорово сыгранное кино, зарабатывающее пять с плюсом по экранной химии (не верите — взгляните, с каким упоительным задором Бланшетт и Полсон пускают под откос телевизионное интервью). Возвращаясь к вопросу «зачем» и ответу Буллок, с ней нельзя не согласиться: хорошо у неё и её подруг получается и это (легкомысленное, не задерживающееся в памяти развлечение), и многое другое. Милч, впрочем, идёт дальше, называя одним из достоинств фильма «обещание, что на протяжении почти двух часов зрителям не придётся волноваться, что с женщинами случится что-то ужасное».
Но симптоматично, наверное, и то, что едва ли не самая обсуждаемая интрига «8 подруг Оушена» связана не с титульными героинями и даже не с тем, жив ли Клуни, а с вырезанным при монтаже камео Мэтта Дэймона, чересчур разговорившегося на тему #MeToo и нарвавшегося на онлайн-петицию с просьбой убрать его из фильма. Режиссёр уверяет, что петиция тут ни при чём, но верится ему с трудом.
Фотографии: Каро Премьер