КиноBeat Film Festival 2018:
7 отличных фильмов, снятых женщинами
Грейс Джонс, Аньес Варда, девичья скейт-банда и другие
Текст: Дина Ключарева
Этот год стал поворотным в борьбе женщин за признание их заслуг в области кино — не только среди актрис, но и среди тех, кто находится за кадром. Например, Рэйчел Моррисон стала первой за девяносто лет существования американской киноакадемии женщиной-оператором, получившей номинацию на «Оскар».
В четверг стартует Beat Film Festival: вместе мы подготовили специальную программу картин о женщинах «Grrrl Power», одна из которых — «Грейс Джонс: Хлеб и зрелища» — откроет мероприятие; помимо неё в рамках «Grrrl Power» можно будет увидеть «Матанги / Майя / M.I.A.», «Сильвану» и «Skate Kitchen». Рассказываем подробнее о семи достойных лентах, созданных женщинами, которые можно будет посмотреть на фестивале.
Грейс Джонс: Хлеб и зрелища
Режиссёр: Софи Файнс
Двухчасовое погружение в жизнь невероятной Грейс Джонс. Софи Файнс, режиссёр (и по совместительству сестра актёров Рэйфа и Джозефа Файнсов), провела рядом с Грейс почти десятилетие, документируя самые разные моменты жизни звезды: от экстатических экзерсисов на сцене до интимных, спокойных бесед с близкими людьми.
Файнс чередует в фильме концертные врезки с семейной хроникой (Джонс взяла с собой съёмочную группу на Ямайку, когда навещала родных), но не делит жизнь андрогинной артистки на две условные полярные стороны «на работе» и «вне её». Напротив, лента не спеша, но убедительно объясняет, как в одном человеке уживаются мать, дочь, бизнесвумен, суперзвезда, человек искусства и просто женщина, поглощённая повседневными проблемами. Сама Грейс Джонс отозвалась о фильме как об очень откровенном опыте: «Я в нём словно обнажённая».
Шоу Рейгана
Режиссёры: Сьерра Петтенджил, Пачо Велес
Мастерски собранный из архивных съёмок ироничный документальный фильм о том, как президентство стало для Рональда Рейгана главной ролью в карьере (он начинал как актёр игрового кино). Любопытное погружение в закадровую жизнь Белого дома — нарядной декорации к бесконечному телешоу о жизни президента США, за которым следили миллионы зрителей по всему миру.
Здесь есть неудачные дубли, уставшая Нэнси Рейган, цитаты из «Звёздных войн» и случайно сохранившиеся кусочки хроники, записанные не для широких масс, когда Рейган издевательски шутит о Горбачёве. Масштабно это рассказ о том, как аккуратный вид, хорошая речь и вовремя сделанный жест могут сместить акцент с содержания на эмоции, и доказательство того, что искусно использовать возможности прессы во благо общественного имиджа умели ещё задолго до эпохи Обамы.
Горы
Режиссёр: Дженнифер Пидом
Фильм-симфония о том, что «горы — это не только камни и лёд, но также — мечты и страсть». Австралийка Дженнифер Пидом в очередной раз берётся за свою любимую тему вечного поединка между человеком и природой и рассказывает, почему столетиями горы продолжают завораживать путешественников и экстремалов своей величественной красотой и безжалостной неприступностью.
Видеоряд захватывает дух: Пидом использует все доступные средства и с помощью дронов, гоу-про и вертолётных съёмок позволяет зрителю в буквальном смысле взглянуть в лицо бездны. Взлетающие в воздух лыжники, мчащиеся по ребру горной вершины велосипедисты, гигантские откалывающиеся льдины, мелкие фигуры людей на фоне каменной бесконечности — и всё это под музыку Австралийского камерного оркестра и закадровый голос Уиллема Дефо, который рассказывает, что такое любовь к горам: «Чувствуешь себя как никогда живым, если знаешь, что в любой момент можешь погибнуть».
Баския: Взрыв реальности
Режиссёр: Сара Драйвер
Трудно сказать, что здесь важнее: портрет художника в юности или портрет периода экономической и социальной разрухи в Нью-Йорке 70–80-х, в ответ на которую в искусстве случился мощный выброс энергии. Режиссёр Сара Драйвер — жена и муза Джима Джармуша и одна из очевидиц эпохи — собрала воспоминания современников Жан-Мишеля Баскии и архивные съёмки в хронологическое повествование о становлении удивительного человека, который был никем и жил на улице, а стал фактически и пророком, и творцом, использующим город как холст для своих выразительных работ.
Среда, в которой работал Баския, — равноправный герой фильма. Нью-Йорк в огне, гремящие хип-хоп-сборища во дворах проджектов, нищая богема против привилегированных слоёв общества — и посреди этого всего Жан-Мишель, горящий энтузиазмом и идеями, воплощение нью-йоркской энергии. Словом, это кино о времени, трудном для Большого Яблока и золотом — для мира искусства.
Лица, деревни
Режиссёр: Аньес Варда, JR
Фактически роуд-муви с двумя признанными художниками: одна из них Аньес Варда, кинематографистка с более чем полувековым опытом работы, второй — JR, фотограф, известный уличными инсталляциями с социальным подтекстом. Неожиданный, но очаровательный дуэт путешествует в фургоне по мелким французским городкам. Варда разговаривает с местными жителями об их жизни и заботах — например, как ухаживать за козами и почему жена заслуживает не меньшего признания, чем муж-трудоголик, — а JR тех фотографирует, тут же печатает снимки и превращает их в монументальные работы: наносит памятные крупнокалиберные портреты на стены домов, заброшенные конструкции и вагоны поездов.
У фильма, по сути воспевающего личные истории простых людей, есть второе, менее очевидное дно: он рассказывает о развивающейся нежной дружбе двух творческих персон, увлечённых общим проектом, которые проводят бок о бок десятки часов, подкалывают и поддерживают друг друга и становятся практически родными.
Сильвана
Режиссёры: Мика Густавсон, Оливия Кастебринг, Кристина Циобанелис
Проникновенный рассказ о молодой шведской хип-хоп-исполнительнице, за недолгий период превратившейся из андеграундной артистки в местную икону феминизма. «Типичная скандинавка» Сильвана Имам — высокая блондинка с печальными глазами и пронизывающим взглядом — на самом деле дитя смешанного брака: её мама из Литвы, а папа из Сирии. С детства вынужденная давать отпор окружающим из-за внешности (тогда она предпочитала короткую мальчишескую стрижку) и иммигрантского происхождения, Сильвана перенесла весь свой непростой опыт в лирику и стала голосом нового поколения.
Зрители фильма наблюдают за первыми годами популярности Сильваны: как она влюбляется, узнаёт цену славы, получает признание и начинает осознавать, что зачастую творчество неотделимо от политики, если ты требуешь безусловного принятия и права на самоопределение.
Skate Kitchen
Режиссёр: Кристал Мосилль
Документальная драма, снятая по мотивам реальной истории девчачьей скейт-банды. Режиссёр Кристал Мосилль (известная по фильму «Волчья стая» — Гран-при «Сандэнс» в 2015 году) наткнулась на их инстаграм и решила снять об этом полнометражное кино. Чётко прописанного сценария не было — Мосилль раздала девочкам примерные линии ролей для каждой из них, и в процессе съёмок они могли импровизировать.
По сути, «Skate Kitchen» — это универсальная тинейджерская история: замкнутый подросток бунтует против строгой одинокой матери и находит отдушину в компании единомышленников, среди которых может чувствовать себя свободно и обретает уверенность. Фильм красочный и очень атмосферный: залитый солнцем и забитый людьми Нью-Йорк, фанковый саундтрек, важность социальных сетей в жизни миллениалов, девичья болтовня («парни — отстой, тампоны — вещь») вперемешку с брутальными сценами (например, когда героиня от души впечатывается лицом в дорожный бетон, но стоически это сносит) — словом, это «Девочки», помноженные на субкультурные нюансы, минус Лена Данэм, плюс много красивой операторской работы и ещё больше — скорости и скейтов.
Обложка: Blinder Films