КиноЧто смотреть на каникулах: 10 фильмов с красивыми костюмами
Роскошь барокко и нежность рококо
Текст: Анна Елисеева, Аня Кротикова
Волна ностальгии по нулевым и восьмидесятым обернулась тем, что весь этот год мы пересматривали хиты того времени. На новогодних праздниках предлагаем совершить путешествие в более отдалённое прошлое: исторические фильмы, как правило, поражают не только размахом и увлекательными сюжетными линиями, но и кропотливой работой с главными приметами эпохи — нарядами героев и интерьерами, их окружающими. Мы собрали десять мрачных, сказочных и захватывающих исторических фильмов, в которых примечателен не только сюжет, но и работа дизайнеров по костюмам.
Братья Гримм
The Brothers Grimm, 2005
Поношенные бархатные костюмы, грязные болеро и тряпьё бедняков — визуальная составляющая фильма продумана до мельчайших деталей. Тёмные наряды людей, которые проживают жизни, стареют и умирают, контрастируют с роскошным красным бархатом платья злой королевы, которая мечтает быть вечно молодой. Глубокий вырез, вышивка бисером, бусами и драгоценными камнями, массивная золотая корона с рогами — всё говорит о желании резко отличаться от других. Поблагодарить за задумку можно звёздного костюмера с огромным опытом Габриэллу Пескуччи, которая получила две премии Британской киноакадемии за фильмы «Однажды в Америке» и «Приключения барона Мюнхгаузена».
Дракула
Bram Stoker’s Dracula, 1992
Костюмы для оскароносного фильма «Дракула» придумала японская художница Эико Исиока, которая, помимо прочего, сотрудничала с Бьорк. Она не стремилась к исторической достоверности и дала полную волю фантазии: так, генерал армии, будущий граф Дракула, облачён в красные доспехи, чья форма повторяет человеческую мускулатуру. Умирающий и жаждущий крови старик носит алое кимоно с вышитым золотом фениксом — элегантный наряд Старого Света. А платья любовниц Дракулы, хоть и отвечают канонам XIX века, выдают оригинальный взгляд художницы в интересных деталях.
Мария Антуанетта
Marie Antoinette, 2005
Даже если вы не поклонник исторических фильмов, «Марию Антуанетту» стоит посмотреть хотя бы из-за костюмов. Вас ждёт гиперболизированный стиль рококо: наряды — одна только королева Франции меняет порядка шестидесяти, — декорации, да и фильм в целом выполнены в пастельно-сорбетных тонах. Глубокие и насыщенные цвета вроде бордового, синего и изумрудного если и встречаются, то сигнализируют о противоречивых персонажах (например, Мадам дю Барри). Вольная интерпретация облика исторического периода позволила даже кедам Converse попасть в кадр — но получилось невероятно красиво.
Ещё одна из рода Болейн
The Other Boleyn Girl, 2008
Историческая драма стала дебютом режиссёра Джастина Чадвика и собрала в прокате порядка восьмидесяти миллионов долларов. В основу фильма об эпохе правления Генриха VIII из династии Тюдоров и соперничестве сестёр Анны и Марии Болейн за сердце короля лёг одноимённый роман писательницы Филиппы Грегори. При этом за сменой нарядов Марии (Скарлетт Йоханссон) и Анны (Натали Портман) наблюдать едва ли не интереснее, чем за стремительно развивающимся сюжетом.
Ещё одно достоинство фильма — возможность в деталях познакомиться с мужским парадным костюмом того времени. По замысловатости деталей и обилию цветов мужские наряды мало уступают женским: расшитые камзолы с золочёными пуговицами, рукава-буффы, шляпы, осыпанные драгоценными камнями и перьями, соболиные меха и затейливая обувь. Критики высоко оценили фильм в том числе и за достоверное соответствие костюмов эпохе — за это стоит благодарить мастера исторического жанра Синди Пауэлл, которая стилизовала такие фильмы, как «Молодая Виктория», «Влюблённый Шекспир» и «Кэрол».
Страшные сказки
Il racconto dei racconti, 2015
Фильм (не путать с одноимённым сериалом с Евой Грин и Джошем Харнеттом в главных ролях), снятый в 2015 году режиссёром Маттео Гарроне по мотивам сказок писателя Джамбаттисты Базиле, получил национальную кинопремию Италии — в том числе за наряды, макияж и причёски. Посмотреть здесь действительно есть на что: дизайнером по костюмам выступил Массимо Кантини Паррини, работавший над фильмами «Ван Хельсинг» и «Неделимые». Над макияжем, гримом и причёсками трудилась команда из двадцати человек — всё ради эффекта, будто персонажи фильма сошли с полотен художников Возрождения.
Чего стоит один образ Сальмы Хайек: пышное чёрное платье с высоким воротником и агрессивной отделкой на плечах, жемчужная диадема, массивные серьги и вкрапления драгоценных камней в волосах. Не меньшее внимание уделяется и второстепенным персонажам — достаточно взглянуть на слегка прибитые пылью, но красочные костюмы придворных шутов. Другими словами, «Страшные сказки» не просто идеальный фильм для расслабленных каникул, но и краткий экскурс в эстетику Ренессанса.
Багровый пик
Crimson Peak, 2015
Англия, самое начало ХХ века. Действие фильма о семейных перипетиях, сдобренное щедрой порцией мистики, разворачивается на фоне роскошных интерьеров, тяжёлых парчовых штор и в обрамлении викторианских нарядов с налётом готики. Пышные чёрные и алые платья с высокими воротничками и рядами неприступных пуговиц призваны держать в узде демонов, которые повелевают героиней Джессики Честейн, — в противовес этому персонаж Миа Васиковской наряжена в воздушное белое облачение. В 2016-м фильм стал обладателем премии «Сатурн» за «Лучший фильм ужасов», «Лучшую киноактрису второго плана» и «Лучшую работу художника-постановщика» — всё-таки Гильермо дель Торо всегда удавалась пугающая красота.
Влюблённый Шекспир
Shakespeare in Love, 1998
Ещё одна работа художницы по костюмам Синди Пауэлл. На этот раз речь идёт о Лондоне XVI века и напряжённых романтических отношениях Уильяма Шекспира и Виолы де Лессепс во время работы писателя над пьесой «Ромео и Джульетта».
Другое время — но всё та же приверженность фактам. В фильме нашлось место и костюмам эпохи (платья с кринолинами и узкими лифами, камзолы и мужские рубахи, грубая обувь и изящные головные уборы), и характерным мелочам, рисующим мятежный образ главного героя: здесь и серёжка в ухе, и массивные перстни. Отдельного упоминания стоит образ королевы Елизаветы (Джуди Денч), так что вспомнить о двухчасовой трагикомедии на зимних праздниках стоит хотя бы ради этого великолепия.
Елизавета
Elizabeth, 1998
Показывать королевских особ — непростая задача даже для именитых художников по костюму. Над образами в драме о королеве Англии Елизавете I (её роль досталась Кейт Бланшетт) работала британка Александра Бирн. В 2011-м Бирн сфокусировалась на сотрудничестве с Marvel и стилизовала «Стражей Галактики», «Доктора Стренджа», «Мстителей» и «Тора», но в ’98-м смогла с точностью воссоздать наряды монаршей особы. Богато расшитые, золочёные ткани, пышные юбки, меха и массивные украшения — одежда была призвана подчеркнуть не только богатство страны, но несгибаемую волю королевы, чьё время правления получило название «золотой век».
Герцогиня
The Duchess, 2008
Роль законодательницы мод и одной из самых противоречивых фигур своего времени досталась Кире Найтли, актрисе, умеющей, как никто другой, вживаться в образы исторических персонажей. Сюжет фильма основан на книге Аманды Форман о жизни герцогини Девонширской. Благодаря красоте и доброму сердцу Джорджиана добивается успеха в обществе, но любовные увлечения и экстравагантность не доводят её до добра.
Противоречивость характера герцогини находит отражение в нарядах — изысканных, но подчас нарочито помпезных и откровенных. Джорджина не стесняется глубоких вырезов, роскошных мехов и крупных украшений, так же как проявления чувств и готовности бросить вызов обществу. Художник по костюмам Майкл О’Коннор помог «Герцогине» выиграть «Оскар» за лучшие костюмы, обойдя в этой номинации «Австралию» База Лурмана.
Амадей
Amadeus, 1984
1781 год, противостояние Антонио Сальери и Амадея Моцарта. Несмотря на то, что история, лёгшая в основу сюжета, вымышлена (на самом деле Сальери был гораздо известнее Моцарта и пользовался заслуженным уважением со стороны коллег: Моцарта, Бетховена, Шуберта и других), для драматичного фильма она подходит идеально.
Благодаря работе художника по костюмам Теодора Пиштека у вас будет возможность познакомиться с мужской модой рубежа XVIII и XIX веков. По словам Пиштека, художника по образованию, составить целостные образы героев фильма ему удалось, обращаясь к работам живописцев того времени — Ватто и Фрагонара. Даже если оставить классическую музыку в стороне, фильм стоит внимания хотя бы из-за красочных сцен балов, пышных выбеленных париков, расшитых камнями и бисером камзолов и белоснежных чепцов.
Фотографии: Dimension Films, American Zoetrope, Columbia Pictures Corporation, Archimede, Legendary Entertainment, Universal Pictures, PolyGram Filmed Entertainment, Paramount Vantage, AMLF