КиноКогда твоя девушка больна: «The Big Sick» как главный ромком года
Трогательная работа комика Кумэйла Нанджиани о межнациональных отношениях
дмитрий куркин
ЛЕТНИЙ РОМКОМ «ЛЮБОВЬ — БОЛЕЗНЬ», самую свежую из удач Джадда Апатоу, с момента выхода в прокат называют — и не без оснований — одним из вероятных претендентов на «Золотой глобус», а то и на «Оскар». Сбудется ли прогноз, мы узнаем уже скоро. Но посмотреть тонкую драмеди о межнациональных отношениях, сюжет для которой супруги Кумэйл Нанджиани и Эмили Гордон списали прямиком с собственной истории знакомства, стоит в любом случае. На то есть сразу несколько причин.
Закончив свое выступление на вечере стендапа, комик Кумэйл Нанджиани (Кумэйл Нанджиани) решает завязать знакомство с девушкой по имени Эмили (Зои Казан), для чего протягивает ей салфетку с её именем, написанным на языке урду. Эмили не слишком впечатлена таким пикапом и сразу же начинает прикидывать, сколько таких салфеток уже разлетелось по барам Чикаго, — но всё же принимает подачу.
Долгие отношения не входят в планы Кумэйла, у которого на этот счёт есть полушутливое правило: не встречаться с девушкой больше двух дней. Оно, конечно же, будет нарушено, но это полбеды. Ещё меньше новый роман входит в планы его пакистанской семьи, для которой давно ассимилировавшийся американец-атеист притворяется примерным мусульманином. Родительский тиндер не теряет надежды женить любимого сына Куми на приличной пакистанской девушке, для чего раз за разом подсовывает ему потенциальных невест, как бы невзначай заходящих в гости.
Недомолвки перед Эмили, с одной стороны, и семьёй — с другой, рано или поздно должны закончиться большим скандалом, но случается неожиданное: едва успев поругаться с Кумэйлом, девушка попадает в больницу и оказывается на грани жизни и смерти. Пока она пребывает в искусственной коме, её вчерашний бойфренд знакомится с её родителями и в их лице находит что-то вроде суррогатной семьи — общее несчастье сплачивает поневоле.
Строго говоря, Кумэйл Нанджиани («индийский репортёр» из SNL, Динеш из «Кремниевой долины» и много кто из «Портландии») не собирался снимать фильм о себе. «The Big Sick» случился благодаря цепочке случайностей, первой из которых стал разговор с Джаддом Апатоу. Обсуждая с продюсером идеи для сценариев, актёр вспомнил, что вскоре после того, как он познакомился со своей будущей женой Эмили Гордон, она слегла в больницу с неясным диагнозом (позже выяснилось, что у неё «один из тех недугов, которые показывают в „Докторе Хаусе“» — редкая форма болезни Стилла). Для самого Нанджиани история давно стала одной из семейных легенд, которую можно рассказать друзьям за ужином. Апатоу же разглядел в ней отличную завязку для фильма — и угадал: «The Big Sick» стал летним инди-хитом, собрав в десять раз больше своего бюджета, и с тех пор ему пророчат номинации на главные премии года.
Сценарий супруги Гордон и Нанджиани писали вместе, благодаря чему в фильме есть неуловимый и деликатный баланс, редкий для традиционных ромкомов и мелодрам
«Любовь — болезнь» даже не задумывался как автобиография. Своему герою Нанджиани собирался дать другую, не свою фамилию, но так и не успел сделать это до первого съёмочного дня, а потом ничего менять уже не стал, лишний раз подчеркнув, что лучшие сюжеты берутся прямиком из жизни (и да, Кумэйл действительно подкатывал к своей будущей жене с салфеткой, на которой было написано её имя на урду, — правда, реальную Эмили этот жест впечатлил).
Апатоу и Нанджиани решили, что снимут фильм без участия больших студий — только так можно было гарантировать бережное отношение к этой очень личной истории. Видимо, по этой причине в российский прокат «Любовь — болезнь» не попала и вряд ли уже попадёт. Что досадно: в стране, где тема межнациональных и межрелигиозных отношений всё ещё остается очень проблемной и прорывается не столько в искусство, сколько в сводки криминальных новостей (редкое исключение — недавняя «Теснота» Кантемира Балагова), фильм наверняка нашёл бы своего зрителя. Говорить о ней, соблюдая паритет и слушая каждую из сторон, спорящих за семейным столом, не научились даже в странах с самыми либеральными нравами.
Сценарий к «The Big Sick» супруги Гордон и Нанджиани писали вместе, благодаря чему в фильме есть неуловимый и деликатный баланс, редкий для традиционных ромкомов и мелодрам: в нём одинаково громко слышны голоса не только двух главных героев, но и их родителей. Своё вымышленное альтер эго Кумэйл не щадит, но вместе с тем его персонаж выглядит не столько рохлей или лицемером, сколько искренне запутавшимся в своей жизни человеком, который не хочет обидеть ни свою пассию (та всего лишь хочет честности в отношениях), ни родителей (которым нельзя просто взять и сказать, что ты на самом деле не любишь бога так, как любят они).
Отец и мать Нанджиани, в свою очередь, не столько фанатичные поборники традиционных ценностей, сколько «чужаки в чужой стране», изо всех сил старающиеся сохранить идентичность. Они не желают сыну зла — просто не понимают, как можно по-другому.
Из всех комедий, спродюсированных Апатоу, у «The Big Sick», возможно, самый человечный, сочувственный тон
и самый мягкий, непережатый юмор
Эту разницу между первым и вторым поколениями иммигрантов Нанджиани тоже показывает тонко: экранный Кумэйл спрашивает отца о первом фильме, который он посмотрел вместе со своей будущей женой, — и мысленно сравнивая отцовский опыт со своим собственным, лишний раз убеждается в том, насколько он не похож на родителей. У них, как позже пошутит персонаж Нанджиани, есть чётко выстроенная иерархия престижности профессий: адвокат, врач, под ними много-много профессий, затем ИГИЛ (террористическая организация, деятельность которо запрещена на территории РФ. — Прим. ред.) и в самом низу — комик.
Не меньше внимания уделено и родителям Эмили (Холли Хантер и Рэй Романо), даром что появляются они только ближе к середине фильма. У них своя собственная драма, которую они волей-неволей проецируют на дочь, пытаясь отогнать незадачливого ухажёра от её больничной койки.
Из всех комедий, спродюсированных Апатоу, у «The Big Sick», возможно, самый человечный, сочувственный тон и самый мягкий, непережатый юмор. Но комедией она не перестаёт быть даже в напряжённые моменты (если что, это по-прежнему фильм о девушке в коме, напоминают создатели). Снимая излишний драматизм, Нанджиани и Гордон приглашают к диалогу не только тех, кто оказался в такой же ситуации, как они, но и старшее поколение.
Фотографии: Apatow Productions