КиноПервая любовь Бессона: «Валериан и Лорелин» ― романтический комикс в жанре sci-fi
Люк Бессон и его героиня нового типа
Текст: Валерия Давыдова
В РОССИЙСКИЙ ПРОКАТ ВЫШЕЛ НОВЫЙ ФИЛЬМ ЛЮКА БЕССОНА «ВАЛЕРИАН И ГОРОД ТЫСЯЧИ ПЛАНЕТ» ― адаптация знаменитого французского комикса «Валериан и Лорелин». Перенеся его на экран, режиссёр осуществил давнюю мечту и заодно сделал главным героем женщину.
Идёт XXVIII век. Управление разумом, телепортация, походы в другие измерения, виртуальная реальность и жизнь бок о бок с существами с других планет ― обычное дело, а современным мегаполисом, «городом тысячи планет», становится станция Альфа, где проживают почти 30 миллионов существ со всей Галактики.
Майор Валериан (Дэйн Дехаан) и сержант Лорелин (Кара Делевинь) отправляются на задание особой важности ― добыть последнего представителя вида конвертеров. Родную планету зверьков, способных воспроизводить жемчужины (мощнейшие источники энергии), уничтожили тридцать лет назад, а информация о ней подозрительными образом стёрта из галактических архивов. Лишь немногие выжившие знают правду, до которой главным героям предстоит докопаться, преодолевая сопротивление наёмников и корпоративной бюрократии.
Для жанра bandes dessinées, франко-бельгийских комиксов, «Валериан и Лорелин», созданные писателем Пьером Кристеном и художником Жан-Клодом Мезьером, примерно то же самое, что для американской аудитории ― хиты Marvel и DC. С момента издания первого номера в 1967 году (одновременно вышел дебютный альбом Дэвида Боуи, и Бессон, конечно же, не прошёл мимо этого факта) «пространственно-временные» агенты, путешествующие по планетам и эпохам, успели стать предметом большого культа. Несмотря на минимальный интерес со стороны англоязычной аудитории (на английский «Валериан и Лорелин» стали переводить только в 1981 году), комикс продержался более сорока лет. Одним из преданных его читателей был Бессон, перенёсший кое-какие визуальные ходы в свой «Пятый элемент».
Главные герои оригинального комикса ― коллеги, боевые товарищи, в первую очередь команда. Бессон выводит любовную интригу на первый план
Главные герои оригинального комикса ― коллеги, боевые товарищи, пусть и связанные романтическими чувствами. Между ними чувствуется некое сексуальное напряжение, но даже целуются они впервые только в части под названием «Город тысячи планет». В комиксах Лорелин и Валериан в первую очередь команда.
Бессон выводит любовную интригу на первый план. Его Валериан не просто галактический майор со множеством наград, а самовлюблённый плейбой, который не упустит случая приударить за красивой девушкой. От Лорелин он без ума и с ходу готов предложить ей руку и сердце. Она же неприступна и строга, а на ухаживания коллеги отвечает выводом на экран внушительного списка его предыдущих романов. «Лорелин была моей первой любовью», ― признавался Бессон в интервью изданию Collider. Лорелин свободная и сильная — это её, а не Валериана, режиссёр делает ведущей в паре.
В этой расстановке сил есть своя правда. Лорелин как героиня комиксов появилась именно в тот момент, когда в ней нуждались. Она стала женским протагонистом в жанре, который до этого почти полностью был отдан мужчинам. С самого своего появления ― и в комиксе, и в адаптации Бессона ― Лорелин показывает, что умна, самодостаточна, профессиональна и обладает молниеносной реакцией.
Это не совсем характерно для мира sci-fi-комиксов, где, несмотря на присутствие феминистского сегмента (Wonder Woman, Y: Last Man, Bitch Planet), власть по большей части находится в руках мужских персонажей, а женщины чаще выступают пассивным элементом, сопровождающим главного героя, чтобы стать или его романтическим интересом, или приманкой для злодея. В паре Валериана и Лорелин именно вторая выступает голосом благоразумия и спасает своего партнёра.
В мире
sci-fi-комиксов власть находится в руках мужских персонажей, а женщины сопровождают главного героя, чтобы стать его романтическим интересом
Французские создатели героини Лорелин основывались на текстах феминистского движения, в числе которых «Второй пол» Симоны де Бовуар. Иллюстратор комикса Мезьер отметил, что его вдохновили две вещи: восхождение феминизма и комиксы о Барбарелле. Но если Барбарелла была скорее собирательным образом, слишком размытым, чтобы стать ролевой моделью, то Лорелин кажется абсолютно цельной и живой ― принцесса Лея и Эллен Рипли ей кое-чем обязаны. У Лорелин нет стреляющих браслетов и горы она не двигает. Зато она умна, быстра и сильна и за это любима читателями. Она просто девушка (с вполне земным прошлым), которая работает на межгалактическую организацию.
Притом что главным героем комикса всё же оставался Валериан, Бессону не пришлось до основания переделывать оригинал. Достаточно было сделать поправку на современный женский образ в массовой культуре: здесь уже нет места пассивным героиням, которых нужно спасать. Они не только вытаскивают напарников из передряги, но способны научить их эмпатии.
Бессону удалась не просто адаптация, а почти самостоятельное научно-фантастическое произведение. И если фильм подтянет кассовые сборы, которые пока оставляют желать лучшего, он станет заявкой на новую сагу. Режиссёр умело распорядился визуальными эффектами, снял востребованных, но не слишком заигранных звёзд (Делевинь и Дэхаан кого хочешь затянут на сеанс, а к ним ещё прилагается Рианна, работающая танцовщицей в «квартале красных фонарей») и изящно трансформировал персонажа комиксов 1960-х в актуальную фемгероиню нашего времени, которая никому ― даже возлюбленному ― спуску не даст.
Фотографии: EuropaCorp