Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

КиноПолцарства за танк:
10 вольных экранизаций Шекспира от сайфая
до ромкома

Полцарства за танк:
10 вольных экранизаций Шекспира от сайфая
до ромкома — Кино на Wonderzine

Что посмотреть вместе с новым сериалом «Уилл»

дмитрий куркин

НА КАНАЛЕ TNT СТАРТОВАЛ МИНИ-СЕРИАЛ «УИЛЛ» — вымышленная биография Уильяма Шекспира, фантазия на тему молодости драматурга, отправляющегося покорять средневековый Лондон — город блеска и нищеты, высокого стиля и грубых нравов, политических интриг и религиозных распрей. Создатель сериала Крейг Пирс долгое время работал с Базом Лурманом в качестве сценариста, чьё влияние безошибочно узнаётся в первых эпизодах «Уилла». Костюмная драма озвучена классикой английского панк-рока, от «Pretty Vacant» Sex Pistols до «London Calling» The Clash, и пестрит забавными — абсолютно намеренными — анахронизмами.

Последние, впрочем, ничуть не противоречат манере самого Шекспира. Великий драматург любил разбавлять повествование своих пьес актуальными (для своего времени) шутками и очень вольно обходился с историческими сюжетами, рассматривая их скорее как отправную точку для размышлений о противоречивой человеческой природе. Вспоминаем десять фильмов, авторы которых поступали так же с самим Шекспиром и здорово преуспели.

Ромео + Джульетта

1996 г.

Очевидный, наряду с «Марией Антуанеттой» Софии Копполы, источник вдохновения для «Уилла» — всенародная романтическая драма с Леонардо Ди Каприо и Клэр Дейнс. Две равно уважаемые банды Западного побережья, хип-хоп-свэг и песни The Cardigans, Garbage и Radiohead — «Вестсайдская история» для поколения MTV имела оглушительный успех. Лурман был готов к тому, что ему придётся отбиваться от театральных снобов, и на помощь призвал, как ни странно, исторический контекст. Режиссёр напомнил, что Шекспир в первую очередь стремился развлечь публику, а его конкурентами в елизаветинской Англии были «травля медведей и проституция». 

Ричард III

1995 г.

Очаровательный высокобюджетный капустник, в котором действие пьесы перенесено из XV века в Европу накануне Второй мировой. Сценарий вместе с режиссёром фильма Ричардом Локрейном написал Иэн Маккеллен, он же сыграл заглавного героя, боевого генерала с характерными усиками, готового ради личных амбиций идти по трупам и превратить страну в руины.

По уровню эксцентричности зрелище местами дотягивает до Лурмана: «Коня! Коня! Полцарства за коня!» — кричит обречённый фюрер, сидя в буксующем военном джипе. Маккеллену подыгрывает вся королевская рать, от Доминика Уэста (для будущего Макналти из «Прослушки» это был дебют на большом экране) и Роберта Дауни-младшего до Джима Бродбента, но ветеран шекспировской труппы предсказуемо переигрывает всех.

Трон в крови

1957 г.

Патриарх японского кино Акира Куросава за Шекспира брался трижды, двигая сюжеты его драм не столько во времени, сколько в культурном пространстве: вместо Шотландии — феодальная Япония, вместо «Глобуса» — но. Элементы японского театра в «Замке паучьего логова» (дословный перевод оригинального названия фильма) имеют едва ли не больший вес, чем первоисточник.

Однако экранизировать именно «Макбета» для Куросавы было принципиально, и для воплощения задумки он даже выждал несколько лет — не хотел, чтобы его фильм пересёкся с «Макбетом» Орсона Уэллса. Корни такого интереса опять-таки стоит искать во Второй мировой и предшествующем ей десятилетии: на время японского национализма Шекспир в стране был запрещён и режиссёр, возможно, увидел в пьесе не учтённое земляками предостережение.

10 причин моей ненависти

1999 г.

Комедии Шекспира шли под нож сценаристов не менее бойко, чем трагедии, хотя явных удач среди первых заметно меньше. Беззаботно сыплющий цитатами ромком по «Укрощению строптивой» с Джулией Стайлз, Джозефом Гордоном-Левиттом и Хитом Леджером вытянул счастливый билет. Не в последнюю очередь потому, что пышный слог пьес елизаветинской поры почти идеально пересажен на почву старших классов школы. Как говорит один из героев фильма, «я знаю, что Шекспир — мёртвый белый парень, но на это можно закрыть глаза, потому что тему он рубит».

Кориолан

2011 г.

Для своего режиссёрского дебюта Рэйф Файнс использовал хорошо знакомый ему материал: Кориолана он играл на лондонских подмостках в начале 2000-х и с тех пор грезил идеей воздать должное не самой популярной из шекспировских пьес. Военный триллер британца, даром что перенесён в наши дни, с первоисточником обходится бережнее, чем большинство из фильмов этого списка. Пугающую актуальность трагедии Файнс показывает, переодевая античных римлян в форму солдат НАТО. В прокате «Кориолан» провалился, зато стал отличным трамплином для Джессики Честейн, сыгравшей в фильме Виргилию.

Мой личный штат Айдахо

1991 г.

Американское инди-кино Шекспиром тоже не брезговало, и хаотичное роуд-муви Гаса Ван Сента, ставшее бенефисом Ривера Феникса (тоже в каком-то смысле шекспировского трагического персонажа — через два года после выхода фильма актёр умрёт от передозировки), приходит на ум одним из первых. Уличное дно, нарисованное Ван Сентом, с историческими хрониками — прежде всего «Генрихом IV» — перекликается очень условно, но местами и правда напоминает самые мрачные и отчаянные эпизоды шекспировских трагедий.

Запретная планета

1956 г.

«Сай-фай по Шекспиру» не самая распространённая формула, но программный для американской фантастики фильм (памятный в том числе полностью электронным саундтреком, сделанным супругами Баррон, — абсолютный прорыв по тем временам) как раз такой. Стратфордианца в титрах указывать постеснялись, но это и не понадобилось: в живущих отшельниками на далёкой планете профессоре Морбиусе, его дочери Альтаире и сконструированном им роботе Робби без труда угадывались Просперо, Миранда и Ариэль из «Бури».

Гамлет идёт в бизнес

1987 г.

В истории принца датского Аки Каурисмяки увидел критику людоедского капитализма и свою киноверсию пьесы обставил в декорациях нуар-детектива с элементами трагикомедии. Слегка поиграв с финскими именами (Клавдий стал Клаусом, Лаэрт — Лаури и т. д.), режиссёр сделал из «Гамлета» современную драму о классовой борьбе, мрачноватую и циничную. «Это, может быть, единственный фильм, где мне удалось достичь хэппи-энда. В других страдания главных героев продолжаются, а здесь все находят покой, за исключением собаки, служанки и шофёра», — рассуждал Каурисмяки.

Она — мужчина

2006 г.

Ещё одна попытка перекроить шекспировскую буффонаду — на этот раз из «Двенадцатой ночи» — в молодёжный ромком, подтянув заодно тему гендерного неравноправия (в переводе на прокатный русский название потеряло оттенок нарочитой маскулинности: в оригинале скорее «Она — крутой мужик»). После того как женскую футбольную команду не допускают до турнира, главная героиня Виола решает пробиться в мужскую, для чего притворяется братом-близнецом. Не особенно убедительный, «She’s The Man» тем не менее показывает, что даже легковесные пьесы классика парой росчерков можно подвести под актуальную повестку дня.

Цезарь должен умереть

2012 г.

Уже не экранизация, но в полном смысле слова адаптация Шекспира и документальная хроника его перевода на новый язык — язык тюремных понятий. Камера братьев Тавиани следует за заключёнными итальянской тюрьмы строгого режима, которые под руководством театрального режиссёра Фабио Кавалли готовят к постановке «Юлия Цезаря».

Тонкости конфликта шекспировских персонажей через себя пропускают люди с пожизненными сроками — и трагедия 400-летней давности оказывается им близкой и понятной. В центре внимания фильма не сама постановка, а прежде всего актёры экспериментальной труппы, их характеры, судьбы и истории, которыми они попутно делятся со зрителем. В то же время Тавиани вторят шекспировскому «Весь мир — театр», показывая, откуда искусство черпает свою подлинную силу.

Фотографии: Hermetof Pictures, Bazmark Films, Mayfair Entertainment International, Toho Company, Touchstone Pictures, New Line Cinema,  Metro-Goldwyn-Mayer, Kaos Cinematografica, Villealfa Filmproduction, DreamWorks

Рассказать друзьям
4 комментарияпожаловаться