КиноВ главных ролях:
Скарлетт Йоханссон
и её лучшие фильмы
Что смотреть у любимых актрис и актёров
Текст: Алиса Таёжная
ЗАВТРА В ПРОКАТ ВЫХОДИТ «ПРИЗРАК В ДОСПЕХАХ» — голливудский ремейк культового аниме со Скарлетт Йоханссон в роли Майора. Скарлетт играет гибрид нового поколения робота и человека; её работа — устранять особо опасных преступников. В прошлом году актриса возглавила подборку самых высокооплачиваемых актёров Forbes — успех во многом продиктован блокбастерами, ролей в которых Йоханссон не чурается. Мы разбираем длинный послужной список одной из самых успешных голливудских актрис и объясняем, как в её фильмографии экшен уживается с независимым кино.
«Даже оставаясь только голосом, она может изменить весь фильм», — говорили о роли Скарлетт Йоханссон в фильме «Она» Спайка Джонза. Там актриса играла бесплотную виртуальную помощницу Саманту, общение с которой выводит главного героя из кататонии. Ласковая, смешливая, остроумная, общительная и уютная — он полюбил Её за то, что она научилась идеально подражать человеческому общению. Антиутопия Джонза светит тёплым ламповым светом, а мир погружённых в депрессию и социопатию людей облечён в пастельные цвета. Саманта превосходит всех реальных женщин, потому что сохраняет персональные настройки и дарит иллюзию участия.
Стоит посмотреть фильм «Она» в оригинале, чтобы понять, почему герой бросает действительность ради долгих телефонных разговоров по гарнитуре: на месте и фирменная хрипотца, и паузы, и громкий смех. Скарлетт оживает и захватывает собой анонимное пространство из стекла и бетона, окутывает зрителя в одеяло своего обаяния. Ко времени съёмок у Джонза репутация Йоханссон фантастическая: будучи на виду с тринадцати лет, в начале 2010-х она уже многократно «самая соблазнительная женщина», реинкарнация Мэрилин Монро и голливудского шика, талантливейшая актриса своего поколения и исполнительница нескольких хлебных ролей. «Мстители» и «Капитан Америка» кормят её до сих пор, позволяя актрисе брать перерыв на жизнь между Нью-Йорком и Парижем, материнство и небольшие тихие роли. А ещё она поёт — и несовершенство, с которым актриса это делает, греет подчас сильнее четырёх октав Адель.
Многие большие актрисы начинают со статуса старлеток, и Скарлетт Йоханссон не исключение — она пробивается на телешоу и получает серьёзные предложения ещё тинейждером. В 16 лет она попадает в большое кино — на роковую роль второго плана в неонуар братьев Коэн «Человек, которого не было». Её героиня — ровесница самой актрисы Рэйчел, которая любит играть на фортепиано и будит в герое Билли Боба Торнтона надежду, что он поможет ей достичь славы и реализовать талант. Инцидент с Рэйчел будет началом его падения в бездну. В тот же год она перевоплощается в другую школьницу — Ребекку из «Призрачного мира», симпатичную, высокомерную и насмешливую, как все подростки-маргиналы. Их дуэт с Торой Бёрч — важнейшее, что случилось с американским инди-кино; две эти роли в независимом и негромком кино запустили карьеру Йоханссон.
«Трудности перевода» — один из главных фильмов нулевых, поставивший точку в вопросе о том, выросла ли София Коппола в самостоятельного режиссёра — построены на неподражаемой игре двоих: пожилого и расслабленного Билла Мюррея и Скарлетт Йоханссон, освежающе молодой и при этом предельно смущённой. Оба, как настоящие аутсайдеры, презирают социальные игры и этикет, теряются в церемониях и не могут понять, зачем они оказались в Токио в статусе чужаков. Они давно плывут по течению и сталкиваются в восхитительно фотогеничном и холодном городе, ходят на свидания, которые не называют свиданиями, и поют песню «More Than This» Roxy Music, шепча на ухо нежные признания. «Трудности перевода» стали одной из лучших мелодрам о невыразимом, о любовном настроении, которому подвержены люди, независимо от возраста, статуса и жизненной стадии. Скарлетт встречает нас в начальных титрах, лёжа на кровати в прозрачных трусах: после фильма её имя стали употреблять без фамилии — стало очевидно, что она с нами надолго.
Скарлетт сознательно ставит свои роли на первый план и не исчезает
с радаров, поймав однажды удачу
за хвост
Йоханссон легко вписывается в атмосферное историческое кино: «Девушку с жемчужной серёжкой» или «Ещё одну из рода Болейн» можно смотреть во многом потому, что актриса подаёт свою героиню как самое важное в фильме и интуитивно приковывает внимание. Почему-то именно её Джанет Ли из «Хичкока» запоминается, когда сам фильм потерялся среди прочих, снятых вполсилы. В её фильмографии очень много ролей и немало проходных фильмов, но несправедливо забыта «Любовная песня для Бобби Лонга» — этакие «Трудности перевода» в американской солнечной глубинке, где 18-летняя героиня Йоханссон после похорон матери оказывается с двумя мужчинами в заброшенном старом доме: наследство поделено на троих.
Карьера Йоханссон развернулась и после того, как она сработалась с Вуди Алленом, вместе режиссёр и актриса сделали три фильма: первый («Матч-пойнт») считался настоящим камбэком для Аллена, второй («Сенсация») стал идеальной комедией на все времена. Третий («Вики Кристина Барселона») собрал идеальный каст для любовного четырёхугольника, где Хавьер Бардем мучительно выбирает между тремя фантастическими женщинами; Кристина, которую играет Скарлетт, из них самая приземлённая и открытая. В фильмах Аллена актриса похожа на себя: прямолинейная, храбрая и остроумная. Тогда же Йоханссон попрекали дружескими отношениями с режиссёром, обвиняемым в сексуальных домогательствах приёмной дочери Дилан Фэрроу. Скарлетт прокомментировала это однозначно: её там не было, а принимать стороны вне судебного разбирательства — безответственно.
Так или иначе три фильма у Аллена открыли актрисе путь к ролям во франшизах, параллельно с которыми продолжается её карьера у именитых режиссёров — новые фильмы Уэса Андерсона и братьев Коэн не обошлись без неё. Мультфильм об острове собак Андерсона ещё не вышел, а в сатире Коэнов на Голливуд 1950-х «Да здравствует Цезарь!» Йоханссон играет невероятно смешную роль беременной актрисы русалочьих фильмов, популярных на заре цветного кинематографа.
Другое её запоминающееся появление в последние годы — главная роль в экшене Люка Бессона «Люси», где Скарлетт с мозгом, работающим на 100 процентов, предугадывает действия противников — такого праздника Бессон не дарил нам со времён «Пятого элемента». Неудивительно, что кандидатура актрисы всплыла одной из первых, когда был задуман голливудский ремейк вселенной «Призрака в доспехах», хотя фанаты забросали продюсеров петициями о том, что героиню с именем Мотоко не должна изображать белая американка с датско-еврейскими корнями. Скарлетт всё же сыграла главную роль, буквально не дрогнув бровью, что плюс для андроида будущего, но минус для неё как одной из лучших ныне живущих актрис.
Будучи политически активной, побывавшей дважды замужем и ныне матерью, Скарлетт сознательно ставит свои роли на первый план и не исчезает с радаров, поймав однажды удачу за хвост. Участие в предвыборной кампании демократов, выступление на «Женском марше», даже упомянутое пение, Райан Рейнольдс и Ромен Дориак в качестве партнёров и ребёнок, которого она воспитывает своими силами, не вытесняют Скарлетт из публичного поля как главную актрису поколения. Достаточно посмотреть на её подачу в шоу «Saturday Night Live» и интервью с Дэвидом Леттерманом, чтобы осознать, насколько она контролирует каждое слово и каждое движение своего тела. Оставаясь осязаемой, тёплой, светящейся и предельно человечной при мотивации прирождённого лидера.
Ещё пять отличных ролей Скарлетт Йоханссон
Призрачный мир
Важнейшее кино о подростковых разочарованиях и похвала скуке в одноэтажной Америке. Терри Цвигофф экранизировал вместе с художником комиксов Дэниелом Клоузом историю двух саркастичных девушек из провинции: рисующей Энид и конвенционально красивой и острой на язык Ребекки. Скарлетт Йоханссон играет Ребекку — ещё не определившуюся, что ей больше нравится в жизни.
Для язвительного союза против наводящей скуку реальности всегда нужны минимум двое, но скоро обе героини устают от тона заговорщиков. Энид пытается выйти в открытый мир и начинает размышлять об учёбе в арт-колледже, пока Ребекка соглашается с условиями вокруг, устраивается на обычную работу и перенимает взрослые категории для планирования жизни. Йоханссон заразительна и убедительна и как острящая лучшая подружка в дайнере, без которых не придумаются самые злые шутки, и как друг из прошлого, которого оставляешь позади, когда садишься на автобус в неизвестном направлении. Её Ребекка — это друг, с которым мы попрощались, решив пересилить свои страхи и отправиться на новый виток.
Сенсация
Известно, что знакомство со Скарлетт Йоханссон вернуло Вуди Аллена в игру неожиданно и очень определённо. Построенный на коллизиях Достоевского «Матч-пойнт» подал дилемму из классики как увлекательный детективный сюжет в декорациях современного Лондона, а «Вики Кристина Барселона» стала одним из самых мудрых фильмов о туристическом мышлении. «Сенсация» — промежуточный фильм между первым и вторым, легкомысленная комедия и невесомое развлекательное кино, в котором умение Йоханссон насмешить, а Аллена поговорить о смысле жизни с нотами чёрного юмора сверкает неогранённым алмазом.
В пересказе похожая на анекдот, «Сенсация» — фильм о молодой журналистке, которая подозревает миллионера в серии убийств, но слишком увлекается им. Её компаньон по расследованию — фокусник Чудини, бруклинский неудачник, впервые в карьере устанавливающий связь с мёртвым криминальным журналистом, который и подбросил эту сенсацию. Аллен и Йоханссон разыгрывают историю отеческой гиперопеки и дочернего всезнайства и превращают бульварный заход в комедию, которая казалась проходным Алленом при выходе, а десять лет спустя воспринимается как совершенство.
Чёрная орхидея
Хмурый неонуар с роковыми женщинами, жестоким голливудским убийством и коррумпированными копами — всё по правилам жанра, только снято не в 1940-е, а в середине нулевых одним из умнейших режиссёров Нового Голливуда Брайаном Де Пальмой. Частично «Чёрная орхидея» строится на легенде пинап-модели Бетти Пейдж и скандальном калифорнийском убийстве, частично разоблачает местную систему «рука руку моет», которой известна Калифорния золотого века Голливуда и позже.
«Секреты Лос-Анджелеса» встречают «Китайский квартал» и «Город грехов» — и на выходе получается одна из самых остроумных стилизаций нулевых. Главный герой, следователь, разрывается между двумя женщинами, вплетёнными в расследование убийства. Скарлетт Йоханссон с мундштуком и в безупречной кашемировой кофточке — жена босса главного героя, от которой он теряет голову, пока его соблазняет наследница голливудской богатой семьи (её играет Хилари Суэнк). В шкатулке героини Скарлетт есть десяток диких секретов, а на спине прячется шрам от огромного ножа — у каждого в этой истории есть неприятные секреты, на то это и нуар. Скарлетт носит свои секреты за ангельским личиком и безупречной репутацией супруги.
Страсти Дон Жуана
Сатирическая комедия об инфантильном сексоголике, который попадает в когти манипуляторши. Барбара Шугармен — один из самых смешных образов охотницы на мужчин, придуманный в современном кино. Обитательница Нью-Джерси начинает встречаться с современным Дон Жуаном, для которого секс с женщинами никогда не про общение с ними, а про удовлетворение собственной одержимости. Он не очень внимательно слушает спутниц, но с огромным удовольствием покоряет новую вершину, не забывая о своей главной радости — порно.
Идеальная Барбара, секс с которой тоже вписывается в категорию софт-порно на любимых сайтах Дон Жуана, ставит ситуацию ребром: или порно и все остальные, или только она. Барбара, без конца жующая жвачку и таращащаяся в зеркало, в исполнении Скарлетт не просто самоуверенная хабалка, невнимательная и нечуткая, на которых стоит патриархат: она максимально безответственна в отношениях, считая себя призом и большой удачей для каждого. Видимость пары — с походами в кино и сексом на шёлковых простынях — всегда будет для неё важнее диалога, и даже незрелый Дон Жуан начнёт чувствовать, что что-то не так, пока его родители будут с открытым ртом смотреть на Барбару за семейным столом.
Побудь в моей шкуре
Медитативная фантастика с невероятной развязкой, «Побудь в моей шкуре» — идеальный фильм для анализа в компании психоаналитика и восхитительная аллегория вечного соседства сексуальности и смерти. Главная героиня с ярко накрашенными губами в полушубке из искусственного меха катается на фургончике по северной Шотландии в поиске мужчин, которых никто не будет искать. Холодная погода и нескладное бормотание, дежурные диалоги и показная вежливость маскируют её миссию на нашей планете.
Заманивая молодых мужчин в автомобиль, а позже в сексуальные отношения, она превращает их в ресурс для неизвестного заказчика, пока не встретит человека, сдвигающего её механические мотивации. Как и в «Призраке в доспехах» техническая миссия героини сталкивается с рефлексией и пробуждением чувств, но визуальные и сценарные решения клипмейкера и режиссёра Джонатана Глейзера попадают точно в цель. Он идеально работает со звуком и видеорядом, чтобы саспенс здесь не стоил невероятных миллионов и был закольцован на экзистенциальном отчаянии героини, а не на сотнях каскадёров.
Фотографии: DreamWorks, United Artists, BBC Films, Universal Pictures, Film4