КиноВ главных ролях:
Кейси Аффлек
и его лучшие фильмы
Что смотреть у любимых актрис и актёров
Текст: Алиса Таёжная
Сегодня В прокат выходит «Манчестер у моря» — драма о разрушенной семье и пожирающем чувстве вины, где главную роль одинокого и покинутого мастера на все руки играет Кейси Аффлек. За неё актёр получил «Оскар» (у него уже была номинация за лучшую мужскую роль второго плана), а «Манчестер у моря» был отмечен наградой за лучший оригинальный сценарий. Но одновременно с долгожданной наградой выплыл скандал шестилетней давности — тогда Аффлеку предъявляли обвинение в сексуальных домогательствах две его коллеги по съёмочной площадке мокьюментари «Я не здесь». Сегодня добиться хоть каких-то комментариев от обвиняемых и их адвокатов нельзя: в 2010-м дело закрыли до суда по обоюдному примирению сторон. Пострадавшим выплатили компенсацию при условии, что подробности произошедшего останутся в тайне. Так скандал остался в серой зоне слухов и сплетен, обрастая спекуляциями.
Великолепная репутация Аффлека-актёра, поддержанная старшим братом, другом детства Мэттом Дэймоном, влиятельными коллегами и родственниками (актёр почти десять лет был женат на сестре Хоакина Феникса), соседствует с негативными комментариями коллег по цеху и неприглядными слухами. И пока его публичные выступления строятся вокруг тезиса «Уважать необходимо каждого», актриса Бри Ларсон, открыто выступающая против сексуального насилия, предпочитает не хлопать Аффлеку, когда тому вручают награду. Дилемма неизбежна: рассказ об интересной карьере одного из самых заметных актёров Голливуда с ролями у Содерберга, Ван Сента и Нолана невозможен в вакууме — умолчать о противоречивых аспектах его биографии было бы нечестно.
«У меня так много близких друзей и членов семьи, которые не только талантливы, но и очень успешны. Так случилось, что женщина, на которой я женился, была суперталантливой актрисой (Саммер Феникс. — Прим. ред.). А её брат, Хоакин, оказался невероятно талантлив. Мой брат — Бен. Я вырос в квартале от Мэтта Дэймона. Это очень плотный круг людей, которые знают, что такое успех», — рассказывает Кейси Аффлек в профиле для Vanity Fair под заголовком «Аутсайдер», вышедшем прошлой осенью. Журналисты предсказывают Кейси оскаровскую награду за «Манчестер у моря» (которую он в итоге и получит) и подчёркивают его честность и осведомлённость о мире собственных привилегий. 41-летний актёр, которого пару десятилетий преследовала кличка «другой Аффлек», официально вышел из тени брата и получил заслуженную награду за двадцать лет в американском независимом кино.
Взросление Кейси Аффлека не было радужным. В девять лет он остался без отца, который начинал с творческой работы в театральной компании Бостона, а закончил с приступами белой горячки на сдельных хозяйственных работах. У его мамы тоже были проблемы с алкоголем, что потом передалось и обоим братьям: Бен в молодости лежал в рехабе (недавно он рассказал о своей борьбе прессе), а Кейси несколько лет назад, по собственному заявлению, бросил выпивать совсем, потому что это не приводило ни к чему хорошему. Болтаясь на улицах Бостона в компании старшего брата, он проводил время в пацанских компаниях и уличных драках — неблагополучные районы родного города оба брата показали в одном из лучших нуаров нулевых «Прощай, детка, прощай». Первая актёрская работа Кейси Аффлека — это не школьные спектакли, на которые его активно подбивали мама и старший брат, а терапия при помощи психодрамы, используемой в реабилитации детей из проблемных семей.
Первая актёрская работа Кейси Аффлека — это терапия при помощи психодрамы, используемой в реабилитации детей из проблемных семей
Карьера, несмотря на маленькие роли на телевидении и в местном кружке, совершенно не была идеей фикс Аффлека. Но когда старший брат перебрался в Лос-Анджелес, чтобы всерьёз заниматься продвижением себя, Кейси тоже задумался о Калифорнии. Ему невероятно повезло с дебютом: ему досталось камео неблагополучного подростка в «Умереть во имя», чёрной сатире Гаса Ван Сента об идущей по головам телеведущей. Фильм дал новый толчок Николь Кидман на большом экране и запустил карьеру Хоакина Феникса: именно с ним и Мэттом Дэймоном Кейси тогда снимал квартиру. Дружба с Хоакином длится до сих пор и привела к общему фильму и женитьбе на его сестре Саммер, с которой Кейси развёлся в прошлом году, у них осталось двое общих детей.
Долгое время оставаясь актёром выразительного эпизода или второго плана (ещё два фильма Ван Сента, Кевина Смита, несколько молодёжных ромкомов), Аффлек ждал главных ролей, пока Бен богател, становился постоянным героем светской хроники и целовал попу Дженнифер Лопес. Жизнь Кейси Аффлека в это время подчинялась другому нарративу: «Джерри» Ван Сента дал ему первую большую роль в фестивальном кино, а трилогия Содерберга о «Друзьях Оушена» обеспечила коммерческий успех. В середине нулевых Кейси снялся в первой романтической роли в своей карьере — инди-классике режиссёра Стива Бушеми «Одинокий Джим», где он и Лив Тайлер играют молодых ребят из рабочего класса, писателя и медсестру, непростая любовь которых соседствует с меланхолией и усталостью. Прорыв 2007 года в двух совершенно не похожих между собой ролях — мелкого преступника Роберта Форда и независимого бостонского детектива — мог принести много толковых предложений, но их у актёра не было, и, глядя без вдохновения на продюсерские проекты, он решился на режиссёрский опыт — как выяснится позже, не только неудачный, но и бросивший тень на его репутацию.
Мокьюментари «Я ещё здесь» стал результатом близкой дружбы и примером отсутствия критической дистанции. В компании Феникса Аффлек решил снять историю об амбивалентности славы: актёр открыто признавался, что собирается стать рэпером и посвятит год новой профессии. Медиа не на шутку перепугались за вменяемость любимой кинозвезды, пока не выяснилось, что эксперимент сопровождает съёмочная бригада Аффлека. Балаган про ярмарку тщеславия был показан на Венецианском фестивале в полной тишине под смех присутствовавшего Хоакина Феникса, а десятки изданий возмутились потраченному времени и упущенным возможностям двух талантливых людей, которым по силам гораздо больше. В этот момент Бен Аффлек уже выпустил крепкий «Город воров» и готовился к съёмкам «Операции „Арго“», которую в 2012 году оскаровский комитет назовёт лучшим фильмом.
Как много в самом актёре от страдающего героя, сломленного ошибками прошлого — можно только гадать
После окончания съёмок «Я ещё здесь» всплыли и претензии двух участниц съёмочного процесса: оператора и продюсера фильма, которые одна за другой подали иск на Кейси Аффлека за несоблюдение условий договора и сексуальные домогательства. Оба заявления и сейчас доступны онлайн, но после удовлетворения исков в досудебном порядке адвокаты и представители заявителей не имеют права раскрывать какие-либо детали. Многие высказывали версии о том, что актёр откупился значительной суммой, многие ссылались на отсутствие судебного разбирательства, которое затрудняет предъявление претензий Аффлеку, — всё происходившее на съёмках «Я ещё здесь», находится на территории сплетен.
Однако заявления пострадавших и безличные комментарии Аффлека в ответ откровенно огорчают. То, что можно прочитать в документах семилетней давности, воспринимается как дневник из кокаиновых будней Нового Голливуда или пародия на «Телеведущего Рона Бургунди»: обращение к женщинам как к «тёлкам», хамство в подпитии, настойчивые предложения секса, замечания «А не пора ли вам размножаться?» — совсем не то, что привычно читать о жизни актёров в 2010 году, особенно тех, кого восхваляют за тонкий психологизм и осознанность в кадре. С другой стороны, аналогичные комментарии Дональда Трампа не помешали ему стать законно выбранным президентом. Пока десятки изданий пишут о том, почему карьера Аффлека не потонула после предъявленных ему претензий, актёра номинировали на «Оскар» и вручили ему приз — обвинения в сексуальных домогательствах, очевидно, не являются препятствием для получения актёрской награды.
О случившемся актёр постфактум высказался так: «Мы уладили дело по соглашению сторон. Мне было больно, и я был огорчён — уверен, как и все остальные, — но теперь это в прошлом. Это была неприятная ситуация — по большей части для невинных очевидцев из семей всех вовлечённых». Позже он добавил: «Я верю, что любое грубое обращение с кем угодно по любой причине недопустимо и каждый заслуживает уважения на рабочем месте. Больше ничего я сделать не могу. Разве что жить, придерживаясь своих ценностей… Думаю, люди полагают, что если ты известен, о тебе можно спокойно говорить всё что угодно. Я не знаю, почему всё так устроено. Но так не должно быть, потому что у всех есть семьи и частная жизнь». Семья Кейси Аффлека развалилась год назад, но бывшие супруги, по заявлению актёра, остались друзьями. Феминистский блог Man Repeller сравнивает официальные комментарии Аффлека с эпизодом «Американская стерва» сериала «Девочки», где обвиняемый в домогательствах писатель с именем предстаёт с очень похожим монологом.
После вдохновлённой эстетикой Малика драмы «В бегах», фантастического «Интерстеллара» и «Трёх девяток» Хиллкоута Аффлек возвращается с триумфальной ролью ангедонического рабочего Джима в драме «Манчестер у моря». Несчастливый мужчина средних лет с дырой в сердце должен позаботиться о своём племяннике в городе, о котором он не хочет вспоминать и куда боится возвращаться после всего, что случилось. Трагедия Джима остаётся загадкой до последнего момента — Аффлек играет раздавленного человека на вторых ролях, не желающего принимать решения и опять встречаться с болью лицом к лицу. В карьере Кейси «Манчестер у моря» уже стал несомненным поворотом, после которого актёр, вероятно, будет нарасхват — но как много в самом актёре от страдающего героя, сломленного ошибками прошлого — можно только гадать.
Ещё пять отличных ролей Кейси Аффлека
200 сигарет
Подарок из безрассудных 1990-х, в котором фигурируют Кортни Лав, Пол Радд, Кейт Хадсон и даже Элвис Костелло. История о десятке нью-йоркцев в канун Нового года, которые вопреки планам попадают на одну и ту же вечеринку с отчаявшейся хозяйкой торжества. Это были времена, когда Бен и Кейси Аффлек в одном фильме ещё позволяли себе дурачиться: старший брат играет парня, флиртующего с уставшими девушками ночью в баре, младший — панка-балабола с фантастически смешным ирокезом, который цепляется к двум отчаянным подружкам (одна из них — Кристина Риччи в невероятной шубе и карикатурных шпильках). Альманах о двадцатилетних редко бывает смешным и удачным, но «200 сигарет» хорош не только тем, что это подходящий фильм для новогоднего похмелья: в первую очередь авторы и актёры здесь относятся с колоссальной иронией к себе.
Убийца внутри меня
Экранизация известного романа Джима Томпсона, в любви к которому признавался Стэнли Кубрик. Брутальный и кровавый триллер о полицейском-оборотне, где Кейси Аффлек играет пугающую и восхитительную роль психопата, истинная природа которого остаётся тайной для окружающих. В жарком Техасе 50-х счастливо помолвленный и приятный во всех отношениях полицейский встречает секс-работницу (Джессика Альба): она социально уязвима, невероятно сексуальна и вступает с ним в долгую абьюзерскую связь — шериф Лу регулярно бьёт и насилует её. При этом фасадная невеста (Кейт Хадсон) подозревает о новых отношениях и замечает перемены в Лу. Будни работы на консервативном Юге перемежаются пугающими флешбэками из прошлого: убийца внутри Лу был, сколько он себя помнит, и напоминания о старых знакомых, многие из которых всё ещё живут поблизости, только тревожат героя на грани нервного срыва. Фильм о цепочке насилия, зарождении агрессии и невозможности выплеснуть её в конструктивное русло — один из самых чётких портретов маниакальной личности, рядом с которой никто не находится в безопасности.
Прощай, детка, прощай
Детектив Бена Аффлека по роману Денниса Лихэйна, чьи книги положены в основу сценариев «Таинственной реки» и «Острова проклятых». Четырёхлетняя девочка похищена в рабочем районе Бостона: в истории фигурируют неблагополучная мать-одиночка, её тревожная сестра с дядей, деньги от наркокартеля и маньяк-педофил. Двое детективов, которые являются парой (их играют Кейси Аффлек и Мишель Монахэн), отправляются по следам девочки, но встречают то поддельные полицейские отчёты, то трупы, то жертв сексуальных маньяков. «Прощай, детка, прощай» — неонуар в реалистичных декорациях неблагополучной Америки, где кровные родители не могут обеспечить опеку, а замещающие их воспитатели погрязли во лжи. Отношения главных героев проверяются десятком этических дилемм, пока они распутывают местную сеть подтасовок и вранья: бросаясь на поиски маленькой девочки, они открывают ту правду, которую никому не хочется видеть.
Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса
Название со спойлером — это кино действительно о том, как невыразительный трус и конформист справляется с легендарным Джесси Джеймсом. Легенде Дикого Запада, ставшему героем комиксов и главным Робин Гудом американской поп-культуры, Джесси Джеймсу нет равных, когда нужно придумать план захвата и ограбления: c женой и детьми он часто переезжает и окружает себя только проверенными людьми. В какой-то момент к их компании прибивается Роберт Форд — тоже младший из нескольких сыновей, голубоглазый человек такого же роста, тоже с верой в то, что ему предначертана особенная судьба. Мягкое соседство с задушевными разговорами сменяется конкуренцией, но Джесси Джеймс слишком спокоен и уверен в себе, чтобы зашевелиться от грядущего предательства. Величественный Брэд Питт и подобострастный и обманчиво простой Кейси Аффлек разыгрывают историю о власти и мужественности, где кульминационная сцена и спустя десять лет заставляет замереть в мурашках от режиссёрского мастерства.
Джерри
Снявшись дважды у Гаса Ван Сента в «Умереть во имя» и «Умнице Уилле Хантинге», Кейси Аффлек берётся за роль в медитативном и задумчивом фильме, оставившем в недоумении целое поколение фанатов того, что тогда было принято называть артхаусом. «Джерри» — роуд-муви и притча с небольшим количеством диалогов и полным отсутствием морали. Аффлек и Дэймон, друзья с соседней улицы, играют в «Джерри» двоих ребят с одним и тем же именем, отправляющихся в пустыню в поисках чего-то, о чём мы пока не догадываемся. Дикая тропа приводит в пустыню, где нет ни одной живой души, закат сменяется рассветом, еды и воды поблизости нет, и оба Джерри уже выживают, а не являются частью общего приключения. Зачаровывающе красивый и ускользающий от удобных ответов, «Джерри» и сейчас смотрится как фильм для залипания в музейном пространстве и медитации: то ли личность, расщеплённая надвое, то ли двое неразличимо похожих между собой людей бродят по заповедным пейзажам, теряя из виду свою цель.
Фотографии: Amazon Studios, Dogstar Films, Hero Entertainment, Miramax, Warner Bros., Epsilon Motion Pictures