КиноВ главных ролях:
Адам Драйвер и его лучшие фильмы
Что смотреть у любимых актрис и актёров
Текст: Алиса Таёжная
Завтра в прокат выходит «Патерсон» Джима Джармуша — фильм о немногословном водителе автобуса в Нью-Джерси, который пишет восхитительные стихи о ежедневном. За главную роль Адам Драйвер в идеальном мире получил бы номинацию на «Оскар», тем не менее это одна из самых тонких и изящно сыгранных мужских ролей за последнее время. Вспоминаем, как Адам Драйвер из актёра второго плана в сериале «Девочки» стал большой звездой нового поколения — и пришёл в фильмы Скорсезе, Содерберга, Гиллиама и Каракса.
«Я не думаю о вещах с позиции успеха. Мне нужно делать свою работу. А она часто заключается в том, что группа людей решает что-то на ходу. Нужно быть очень открытым и анализировать, что ты делаешь: какую историю рассказываешь, не стоит ли твоё эго на пути, что делать с чувством незащищённости или ожиданиями относительно других. Достаточно ли ты прислушиваешься к остальным?» Адам Драйвер без удовольствия отвечает на вопросы о своём статусе секс-символа, больших деньгах и свободе в отношениях и очень обстоятельно рассказывает, как печаль и неудовлетворённость всегда с ним на съёмочной площадке. Окончательного одобрения нет и быть не может: по признанию режиссёров, он не упивается своим отражением, не пересматривает свои фильмы и никогда не доволен собой. Если вам казалось, что Драйвер — тревожный человек с завышенными требованиями к себе, вы не ошиблись. Правда, с возрастом, по его признанию, стало немного проще.
Воспитанник престижной творческой школы Джуллиард, он отслужил больше двух лет морпехом-добровольцем и должен был поехать в Ирак, но не попал из-за травмы после падения с велосипеда. Простой парень из религиозной семьи в Индиане, служивший под прозвищем Уши-2, с трудом вписался в нью-йоркскую школу — кругом была богема, а он самый что ни есть рабочий класс, пасынок священника, выросший на «Смертельном оружии» и фильмах со Шварценеггером.
Превращение в актёра случилось на импровизированной театральной сцене в колледже с огромным количеством регулярных репетиций: до сих пор Драйвер предпочитает режиссёров, которые работают близко к тексту и бесконечно прогоняют материал с актёрами. Именно в повторениях Драйвер ищет интонации, мимику и движения, за которые его так любят и инди-режиссёры, и большой Голливуд. Как ни странно, актёрская группа по ощущениям сильно напоминала службу в вооружённых силах: много незнакомцев, чёткие роли и неизбежное совместное времяпрепровождение. «Вы удивитесь, как сильно вы можете быть привязаны к группе совершенно посторонних людей. Эта связь — очень сильная вещь, и её так трудно найти в гражданском мире». Как и подвиги, которых так мало в нашей жизни и полно в кино.
Японская поговорка — «Когда говоришь о будущем, мыши на чердаке смеются» — одно из правил жизни Адама Драйвера
Ради небольшой роли в эпосе Скорсезе «Молчание» Адам Драйвер похудел на четверть своего веса, голодая и перевоплощаясь в иезуитского проповедника в Японии XVII века. Скорсезе сказал в интервью, что Драйвер выглядит не как наш современник, а как лицо с полотен фламандских или итальянских мастеров — и его похудевшее могучее тело здесь ничем не похоже на полуобнажённого самовлюблённого бруклинца в «Девочках» или «Милой Фрэнсис». Для «Патерсона» Драйвер выучился водить автобус, чтобы его герой, вдохновлённый Алленом Гинзбергом и Уильямом Карлосом Уильямсом, не выглядел статистом в автобусном кресле.
Его экранный дуэт с Гольшифте Фарахани — меланхоличный и нежный портрет творческой пары, искры любимых занятий которых прожигают плотный занавес обыденности. Для него это работа на автобусе, для неё — выпекание кексов, а когда он пишет стихи о спичках и объятиях любимой девушки, она рисует очередной чёрно-белый узор на новой поверхности — от печений до стен и занавесок в ванной. Герой, живущий на автопилоте, чьё главное занятие в жизни — быть в моменте — ещё одно киноупражнение Джармуша в дзен-буддизме: Патерсон напоминает Пса-призрака и любовников из прошлого фильма в том, как они смакуют моменты наблюдения и не бегут от ежедневности.
В фильмографии Драйвера случился и поворот в «Звёздные войны» (продолжение франшизы стоит на будущий год), и актёрский приз на Венецианском фестивале. Параллельно со съёмками он занимается театром для военнослужащих в организации Arts in the Armed Forces, показывая людям на службе Теннесси Уильямса и Торнтона Уайлдера. Сейчас его больше всего занимают грядущие съёмки злополучного эпоса Терри Гиллиама о Дон Кихоте, мюзикла Леоса Каракса и фильма Сильвестра Сталлоне. Встречи с детскими кумирами случаются у актёра в последнее время одна за другой, и Драйвер не скрывает своего смущения и радости. Он давно в большой лиге, хотя никогда к этому не стремился и не думал о больших ролях. Японская поговорка — «Когда говоришь о будущем, мыши на чердаке смеются» — одно из правил жизни Адама Драйвера, и оно бы точно понравилось Патерсону.
Ещё пять отличных ролей Адама Драйвера
Внутри Льюина Дэвиса
Горький, как лимонная кожура, и едкий, как лимонный сок, фильм братьев Коэн о жизни и испытаниях восходящей звезды (или нет?) американского фолка. Льюин Дэвис спит с девушкой друга, пытается не потерять доверенного ему рыжего кота и учится продавать себя и свою пластинку «Внутри Льюина Дэвиса». В начале 60-х фолк невероятно популярен, и сотни поэтов и авторов песен бренчат на гитаре, ещё не догадываясь, что скоро на небосклоне загорится звезда Боба Дилана. Адам Драйвер играет здесь маленькую, но невероятно смешную роль самоуверенного и нелепого исполнителя в ковбойской шляпе, который басит и произносит речитативы и чувствует себя максимально уверенно там, где у Льюина Дэвиса подкашиваются ноги. В общем, простой парень без рефлексии, у которого всё получается без колебаний и на твёрдую четвёрочку.
Девочки
Главная работа Драйвера на телевидении и роль, принёсшая ему настоящую известность. Драйвер шесть сезонов играет тёзку Адама — бруклинского полубездельника, любителя нестандартного секса, манипулятора и просто эмоционально нестабильного парня. Из персонажа «а он мне перезвонит?» он стал одним из главных героев сериала: заземлился, научился направлять свою энергию в продуктивное русло и, как и многие другие герои сериала, повзрослел в молодого мужчину, отвечающего за себя и свой выбор. Едва появившись на экране, Драйвер стал секс-символом и воплощением магнетизма XXI века: несовершенный, угловатый, энергичный и не понимающий свои достоинства и недостатки. Главная роль в его карьере принесла ему также близкого друга: с Леной Данэм и другими участниками сериала он провёл шесть летних сезонов подряд, а такое не проходит бесследно.
Пока мы молоды
У Ноа Баумбаха Драйвер уже играл в фильме «Милая Фрэнсис»: там ему досталась роль художника, нарцисса и любимца всех бруклинских девушек Льва Шапиро. Он ходил полуголым по квартире, водил к себе новых гостий каждую ночь и воплощал идею артистичного наследника с деньгами, которыми переполнен современный Нью-Йорк. «Пока мы молоды» — виртуозная картина Баумбаха о конфликте поколений и о том, как видят мир нынешние 45-летние и 25-летние. Адам Драйвер играет гипертрофированного хипстера из вильямсбургской крафтовой мечты: они с молодой женой открыли небольшой бизнес, катаются на велосипедах, знают все правильные места в городе и лучшие тусовки на районе, а ещё его герой, кажется, не теряет надежды стать документалистом.
Старший товарищ в исполнении Бена Стиллера прокрастинирует над следующим фильмом и, кажется, окончательно утратил веру в себя. Баумбах рассуждает о связи и противостоянии инертных «отцов» и авантюрных «детей» и говорит неудобные вещи о притворстве, моде и желании быть известным. Герой Драйвера хоть и карикатурный, но очень человечный: его фраза «Давайте просто не знать, что это такое» — одна из простых истин о нашей жизни, переполненной гаджетами, гуглением и умничаньем не по делу.
Тропы
Экранизация мемуаров путешественницы, «Тропы» с Миа Васиковской — убедительная драма о жажде приключений и об испытаниях, на которые мы пускаемся, чтобы проверить себя на прочность. Робин Дэвидсон отправляется пешком через пустынную Австралию с четырьмя верблюдами и собакой, чтобы побыть в одиночестве и скрыться от людей, поблизости с которыми она всегда чувствовала себя неуютно. Она договаривается с журналом National Geographic о партнёрстве, и их условие — красивые карточки для разворота журнала: фотограф в исполнении Адама Драйвера будет появляться на пути героини несколько раз. На дворе — конец 70-х, и мотивацию хрупкой девушки в смертельно опасной пустыне большинство просто не понимает. Тем удивительнее, что настойчивому фотографу удаётся не только стать приятным компаньоном закрытой главной героине, но и постоянно выражать принятие и полную поддержку.
Голодные сердца
Роль, за которую Адам Драйвер получил актёрский приз на Венецианском фестивале вместе со своей партнёршей по фильму Альбой Рорвахер. «Голодные сердца» во всех смыслах сумрачный фильм, бродящий по краю «Ребёнка Розмари» и хичкоковского саспенса. Мина и Джуд очень любят друг друга, но внезапная беременность застигает врасплох обоих. Когда ребёнок появляется на свет, обоих родителей зажимает тревога: кажется, Мина страдает послеродовой депрессией и не способна ухаживать за сыном, Джуд же сходит с ума оттого, что не может доверять своей жене. Фильм кажется то пародией на сыроедческие семьи и культуру естественного родительства, то превращается в леденящую драму о том, как любая идея искажается в психически нестабильной среде. Здесь много напряжения, клаустрофобии и страха двоих взрослых перед неизведанным, и огромная заслуга в этом именно Адама Драйвера, сыгравшего одну из самых сильных отцовских ролей в истории кино.
Фотографии: Amazon Studios, Cappa Defina Productions, CBS Films, Apatow Productions, Scott Rudin Productions, Screen Australia, Wildside