КиноВ главных ролях: Лучшие фильмы с Тильдой Суинтон
Что смотреть с любимыми актрисами и актёрами
Текст: Алиса Таёжная
На днях исполнилось 56 лет Тильде Суинтон — восхитительной актрисе и образцу хорошего вкуса и свободомыслия, которая работает с лучшими режиссёрами наших дней, занимается искусством и выглядит как инопланетянка, которую мы не заслужили. Разбираемся в феномене личности Суинтон и вспоминаем ранние фильмы из её фильмографии, в которых Тильда сыграла до того, как её открыли в Голливуде.
«Дорогая я, надеюсь, ты прожила эту длинную жизнь и всегда была окружена чудесными собаками и прекрасными друзьями», — такое пожелание себе 80-летней напишет 15-летняя Матильда Суинтон во время учёбы в закрытой частной школе. Её главная радость и удача, признаётся она в интервью, что она живёт так и сейчас: Тильда предпочитает тишину вечеринкам, вечность и чтение — разговорам, дружбу — карьере, а дом с собаками и курами — особняку на голливудских холмах. В её признаниях о том, как актриса организовала свою жизнь, чувствуется кокетство — мол, если бы дизайнеры не присылали в подарок наряды, было бы нечего носить: так неуютно она чувствует себя в примерочных. Однако длительное наблюдение за Тильдой Суинтон в фильмах и интервью даёт понять, что ей совсем неинтересно обманывать, прибедняться или сочинять, — одно из её самых удивительных свойств, по мнению многих репортёров, мягко растворяться в толпе, оставаясь наедине со всеми, не актёрствовать и не притворяться.
Одноклассница леди Ди, Тильда Суинтон — дочь гордого военного шотландского рода — настоящая несбывшаяся герцогиня и почти наследница титулов и замков. «Внешность — часть нашего племени», — комментирует актриса свои гены: высокий рост, общие для Суинтонов скулы, рыжие волосы и строение тела. Пока предки актрисы мужского пола с IX века шли на подвиги, дочери семейства томились в башнях в ожидании принца. Суинтон расписывает сценарий, разыгранный многими женщинами в роду: приличный пансион, хорошее знакомство, подходящая партия. Театральная компания, съёмки на складах в фильмах без бюджета, чтение стихов и классики, дружба с художниками и поэзия в жизненный сценарий аристократки не входили: голубая кровь позволяла иметь артистов в друзьях, но не становиться одной из них.
Отлучённая в частной школе от молодёжной культуры, Суинтон приехала в Лондон, когда ей уже было за 20, неискушённым человеком из другого измерения и прожила первые годы на новом месте доходами от скачек: слуги в родовом имении научили Суинтон определять лошадь-победителя по походке, стати и внешнему виду. Перед Лондоном было волонтёрство в Африке и участие в компартии, а также филология в Кембридже — но весь этот опыт обнулился, когда Суинтон из консервативной среды попала в распахнутый мир людей, которым нечего терять, и которые только что пережили The Clash и Sex Pistols.
Тильда в жизни предпочитает ходить с минимальным количеством косметики и признаётся, что мечтает дожить до 90, как героиня «Отеля „Гранд Будапешт“»
Человек без страха, на которого родители не возлагали надежд, — Лондон 80-х был переполнен такими людьми, и аристократичная Суинтон была всего одной из 1 000 богемных обитателей. «На Англию последний взгляд» — фильм Дерека Джармена, в котором Матильда, ставшая Тильдой, разрывает душащие её жемчуга и платья и представляет образ в состоянии мучительного перехода: из куколки в бабочку. Именно встречей с британским авангардистом и его толпой бедных, увлечённых и анархических коллабораторов Тильда обязана своей жизнью в искусстве. Попав в поле экспериментов, она навсегда связала работу с радостью, а творчество с любовью — с тех пор в долгосрочных отношениях полагается только на личные симпатии и созвучие во вкусах. Джим Джармуш, Уэс Андерсон и братья Коэн — её собеседники, в то время как «Пляж», «Константин», «Нам надо поговорить о Кевине», «Девушка без комплексов» или «Сквозь снег» — высокобюджетные трейлеры её интимных и камерных фильмов, к которым Суинтон неровно дышит и с которыми на самом деле себя ассоциирует.
Голливуд открыл для себя Тильду после её ледяной роли Колдуньи в «Хрониках Нарнии», которая вдохновила дизайнеров на хрустальное платье и дала пропуск в мир фильмов с доходами 700 миллионов. О скачках больше речи не идёт, и Тильда продолжает вкладываться в продакшн фильмов и работать фандрайзером небольших проектов. «Мой Голливуд — это большая рекламная кампания моих настоящих фильмов», — говорит Тильда о двойственности фильмографии с начала нулевых. Актёрское мастерство она объясняет как способность быть идеальной проекцией для зрителя и говорит о неразрывности игры и жажды мгновенного открытия на площадке. Хотя тёплые слова она находит даже для Колдуньи из «Нарнии» или Старейшины в «Докторе Стрэндже», Суинтон превращается в настоящего поэта, когда говорит про любимые фильмы — вампирскую мелодраму «Выживут только любовники» или дуэт с Джорджем Клуни в «Майкле Клэйтоне», за который Суинтон внезапно для себя получила «Оскар».
Она одной из первых не побоялась рассказать прессе об открытом браке: помимо мужа, вместе с которым актриса воспитывает детей, у неё есть бойфренд
Уверенная с юности, что её звезда взойдёт в 40, Суинтон сознательно сторонилась большого кино и много снималась в Британии, даже не думая об американской карьере. Её снисходительная позиция по отношению к собственной внешности кажется не вполне искренней, пока не изучишь все интервью Суинтон о возрасте, времени и красоте. Убеждённая, что пухлые губы, широко раскрытые глаза и женственные формы навязывают трудные модели поведения, Тильда в жизни предпочитает ходить с минимальным количеством косметики и в век омоложения с уважением относится к собственному возрасту, признаваясь, что мечтает дожить до 90, как героиня «Отеля „Гранд Будапешт“».
Выйдя замуж и родив детей-близнецов, она одной из первых не побоялась рассказать прессе об открытом браке: помимо мужа, вместе с которым актриса воспитывает детей, у неё есть бойфренд — и то спокойствие и убеждённость, с которой Суинтон рассказывает жадным таблоидам про свою личную жизнь, даёт новую оптику для медийной дискуссии о современной семье. «Мой дом — зона, свободная от стыда», — прямодушие Суинтон и её неготовность оправдываться за собственный выбор — другой жизненный сценарий поколения леди Ди, перевёртыш сказки об образцовом партнёрстве, под которой похоронены неврозы — частая тема ролей Суинтон. Инопланетная гостья, которая растит морковку на берегу моря и верит в Хаяо Миядзаки, а не в Бога, в какой-то момент напишет лучшее на свете письмо подрастающему сыну, где навсегда утвердит своё право бороться на экране и в жизни «за слезающий с пятки ботинок и движение ступни, чтобы его поправить, за разбитое яйцо и разлитое молоко». Неправильных ответов нет, ошибки можно исправить, главное — чтобы не было скуки.
Ещё пять отличных фильмов с Тильдой Суинтон
«Орландо»
Завораживающая экранизация британской классики и феминистской прозы, вдохновляющий пример обращения с литературным источником и роль, которой Тильда Суинтон до сих пор гордится едва ли не больше всего. История об Орландо, путешествующем через века, эпохи и гендерные границы, — одно из самых личных и эмоциональных высказываний Вирджинии Вульф, боровшейся с предначертанной социальной ролью и зависимостью от других. Скованность общественных ритуалов и отчаянное требование независимости воплощены в шотландском образе Суинтон, который обещает на экране куда больше, чем сообщает.
«Орландо» Салли Поттер — фильм-упражнение длиной в пять лет и результат тёплой дружбы актрисы и режиссёра: эмоции, из которой, как говорит Суинтон, строятся её лучшие связи и фильмы. Невозможно представить другого человека в этом образе: андрогинность, одновременная целостность и противоречивость человека, которому больше нравится молчать, мечтать и переживать, чем разговаривать, — Тильда росла на экране вместе с героиней и сообщила ей свои мутации: от влюблённой в театр и искусство девушки из привилегированной семьи к личности, для которой актёрское дело и свобода станут главным выбором в жизни.
«Молодой Адам»
Хмурый триллер, замешанный на достоевщине и туманностях британского пейзажа, — не самое очевидное и потому в чём-то поразительное кино с ролями Суинтон и Эвана МакГрэгора. Нуар складывается из привычной расстановки: вот амбициозный, но не очень последовательный молодой писатель с большими амбициями. Его работа не спорится, и он рад отвлечься — на одиноких и задумчивых красавиц на берегу или жену капитана баржи. Женщины дразнят самолюбие и помогают скоротать время, но, чем больше времени главный герой тратит на них, тем сложнее и мучительнее становится цель — написать что-то для вечности.
Тильда Суинтон в простецком платье-халате, с худыми ногами и растрёпанной головой, одновременно чахлая и притягательная, суровая и нежная, внезапно становится магнитом для молодого автора — женщиной из бедноты, в которой, в отличии от скучающего героя, горит пламя простой и понятной жизни. Можно быть роковой, не будучи роковой — в этой роли Суинтон показывает, из какой простоты складывается магнетизм.
«Любовь — это дьявол»
Критик Guardian назвал фильм о страсти и живописи Фрэнсиса Бэкона — «куда больше, чем байопик и куда меньше, чем байопик»: так или иначе, удачные картины о художниках без спекулятивного мелодраматического тона и округлений надо ещё поискать. «Любовь — это дьявол» — история тёмной, сокрушительной любви живописца с декадентской репутацией и молодого грабителя, который вломился в студию за лёгкими деньгами, а стал его любовью, моделью, вдохновителем и властителем дум.
Колкий британский акцент в исполнении Дерека Джекоби и Дэниэла Крейга — одна часть трагичной истории. Тильда Суинтон, матерящаяся, громкая, с панибратской манерой и рублеными жестами, играет другую часть публичной трагедии художника. В этом фильме она исполняет роль одной из главных фигур в жизни Бэкона — Мюриэл Белчер, хозяйку известного андеграундного бара с зелёными стенами «Колони», прирождённую предпринимательницу и корыстную спонсоршу, спивавшую Бэкона за полезные знакомства с влиятельными и знаменитыми. Режиссёр фильма выводит художника из зарисовок будничных и брутальных отношений с окружающими, где «мамочка» Мюриэл играла едва ли не первую скрипку: байопик неслучайно называется этюдом компактных ситуаций противоречий, фрустраций и отчаяния.
«Караваджо»
Фильм Дерека Джармена и тоже байопик о живописце — неслучайно Суинтон называет себя с большим удовольствием художницей, чем актрисой, — один из примеров независимого и недорогого кино, которому по силам пронзить зрителя в самое сердце. «Караваджо» — скупая на детали, идеально выверенная постановка о рабочем процессе и жизни одного из главных барочных художников — в общении с моделями, друзьями и недругами.
Снятый в копеечных лофтах лондонских верфей, фильм выстроен по свету и композиции точь-в-точь как живопись итальянского мастера. Мы смотрим на последние годы жизни Караваджо, где есть уязвлённое самолюбие, одержимость моделями и стремление к саморазрушению. Роль Тильды Суинтон — редкой гостьи-женщины мастерской художника и участницы любовного треугольника, в котором нет однозначного исхода. Заносчивая, с копной огненных волос и белой кожей — после дебюта у Джармена актриса стала его близкой подругой и постоянной коллегой, снявшись за несколько лет в семи главных фильмах режиссёра.
«На самом дне»
Не очень известный и достойный криминальный фильм, который во многом держится на главном персонаже — тревожной матери Маргарет в исполнении Тильды Суинтон: сложной, упрямой, испуганной и при этом решительной женщины, вынужденной покрывать сына. Её ребёнок — один из троих детей в семье — подросток-гей с перспективами начать жизнь по-другому и вырваться из сдавленного провинциального мира, становится причиной трагедии и источником переживаний для всей семьи. Вечно отсутствующий отец в плавании заставляет героиню Суинтон в одиночестве сопротивляться шантажу и разоблачению. «На самом дне» — ремейк известного нуара конца 40-х. В отличии от многих переделок, стал самоценным фильмом, в динамику которого легко веришь. Зеркальная роль Тильды Суинтон посреди несчастливой семьи в состоянии тревоги и страха разоблачения — в «Зоне военных действий» Тима Рота, где актриса сыграла будущую мать внутри обречённого дома.
Фотографии: Warner Bros., Fox Searchlight Pictures, Pandora Film, Focus Features