КиноЧто посмотреть на выходных: 5 исторических блокбастеров
От «Банд Нью-Йорка» до «Последнего из могикан»
Текст: Василий Миловидов
В ВЫХОДНЫЕ СЛОЖНЕЕ ВСЕГО РЕШИТЬ ДВЕ КЛЮЧЕВЫЕ ВЕЩИ: что приготовить и что посмотреть. Чтобы вам долго не метаться, перебирая списки лучшего по жанрам, авторам или году, мы составили рецепт идеального отдыха. Вот пять исторических экшенов, которые превратят выходные в захватывающее приключение.
Дуэлянты
The Duellists, 1977
Эпоха Наполеоновских войн. Гусару д’Юберу (Кит Кэррадайн) поручают арестовать гусара Феро (Харви Кейтель) за то, что тот убил на дуэли племянника страсбургского мэра. Так как арест происходит в доме у дамы, Феро оскорбляется и вызывает на дуэль уже д’Юбера. Их схватка в итоге растянется на несколько десятилетий, потому что каждый раз обстоятельства буду мешать одному добить другого. Заметный кинодебют на тот момент успешного рекламного режиссёра Ридли Скотта, за который он даже получил приз в Каннах. Сюжет фильма вольно основан на рассказе Джозефа Конрада, но на самом деле Скотт, конечно же, больше вдохновлялся «Барри Линдоном» Стэнли Кубрика, из которого он, по сути, убрал социальную сатиру и оставил только дуэли.
Последний из могикан
The Last of the Mohicans, 1992
1757 год, Франция и Великобритания воюют за американские колонии. Двух дочерей английского полковника пытаются похитить служащие французам индейцы. Девушкам на выручку приходят Чингачгук, его сын Ункас и приёмный белый сын Натаниэль Соколиный Глаз (Дэниел Дэй-Льюис). Необычный для режиссёра Майкла Манна проект, который даже в свои самые безумные моменты (вроде картины «Крепость» про битву нацистов с демонами) никогда не уходил так далеко в прошлое. Фильм вольно основан на романе Джеймса Фенимора Купера, но больше отсылает к фильму 1936 года — оригинальную книжку Манн считал крайне паршивой. На выходе получился абсолютно мастерский, оперных масштабов приключенческий фильм, в который режиссёр всё-таки умудрился вставить пару захватывающих перестрелок, хотя у героев тут лишь однозарядные пороховые ружья.
13-й воин
The 13th Warrior, 1999
Багдадского поэта Ахмеда ибн Фадлана (Антонио Бандерас) за интрижку с чужими жёнами ссылают послом подальше на север. По пути на него нападают кочевники, от которых его спасают викинги. Таким образом Фадлан неожиданно оказывается в легенде о Беофульфе и с двенадцатью другими воинами должен отправиться защищать соседнее королевство от нашествия поедателей трупов. Лучший режиссёр боевиков 80-х и 90-х годов Джон Мактирнан («Крепкий орешек», «Хищник») и нелепейшая экшен-звезда того десятилетия Антонио Бандерас под конец тысячелетия смастерили один из самых больших провалов в истории Голливуда. Фильм был с большим трудом снят по книжке автора «Парка юрского периода» Майкла Крайтона, разруган как критиками, так и зрителями и не собрал практически ничего в прокате. Однако из всех провалов 90-х сейчас кажется одним из самых благородных, увлекательных и оригинальных.
Банды Нью-Йорка
Gangs of New York, 2002
1846 год, Нью-Йорк. В битве банд Пяти Улиц главарь условно коренных американцев Мясник Билл (Дэниел Дэй-Льюис) убивает Священника Валлона, предводителя иммигрантов. Свидетелем этого становится малолетний сын Валлона (Леонардо Ди Каприо), который, выйдя через 16 лет из приюта, внедряется в окружение Билла и начинает планировать месть. Снять «Банды» Скорсезе мечтал аж с 70-х годов, когда прочитал одноимённую историческую книжку Герберта Осбери. Сам фильм в итоге был в работе три года, режиссёр долго ругался с продюсерами Вайнштейнами из-за хронометража и общей стилистики. На выходе же получился местами странный, но уникальный эпик, которым ознаменовалось начало очередного творческого пика в карьере Скорсезе.
Апокалипсис
Apocalypto, 2006
XV век. На маленькую деревню на полуострове Юкатан нападает другое племя и захватывает жителей в плен, чтобы позднее принести в жертву богам. Охотнику по имени Лапа Ягуара удаётся сбежать, и он отправляется на выручку беременной жене и малолетнему сыну. Четвёртый фильм Мела Гибсона, снятый им вскоре после нашумевших «Страстей Христовых» и в самом начале его проблем с законом, алкоголем и антисемитизмом. «Апокалипсис» снят на одном из языков майя и по сути представляет собой большую кровавую погоню; в каком-то смысле это «Безумный Макс», только без машин и огнестрельного оружия. К личности Гибсона можно относиться по-разному, как и к его явной страсти к насилию (которого в этом фильме через край), но фильм тем не менее является одним из самых мощных визуальных спектаклей в кино нулевых.
Фотографии: The Last of the Mohicans — Morgan Creek Productions, The Duellists — Paramount Pictures, Gangs of New York — Miramax, Apocalypto — Icon Entertainment International, The 13th Warrior — Touchstone Pictures