КиноШляпа, сигарета, пистолет:
5 классических нуаров
на вечер
Что посмотреть в выходные вечером
Текст: Василий Миловидов
В ВЫХОДНЫЕ ВЕЧЕРОМ, КОГДА СИЛ УЖЕ НИКАКИХ НЕТ, сложнее всего решить две ключевые вещи: что приготовить и что посмотреть. Чтобы долго не метаться, перебирая списки лучшего по жанрам, авторам или году, мы составили рецепт идеального отдыха за вас. Вот пять фильмов, на которые не жалко потратить драгоценный вечер.
Лора
Laura, 1944
Театральная и ухоженная сторона нуара. В Нью-Йорке выстрелом в лицо из дробовика убивают успешную рекламщицу и светскую львицу Лору (Джин Тирни). Дело поручают детективу Макферсону (Дэна Эндрюс), который в ходе расследования умудряется влюбиться в погибшую. Та, конечно же, оказывается жива. Как и в «Глубоком сне» здешний сюжет едва ли можно назвать логичным и стройным, герои второго плана оказываются интереснее главных и всё в таком духе, но это и делает картину выдающейся.
Фильм снят по книжке Веры Каспари, с отсылками к Агате Кристи, что выделяет его в ряду классических нуаров про циничных сыщиков, снующих по городскому дну. «Лора» — глянцевое кино о высшем обществе и богеме, держащееся на истории об успешной женщине. Торопиться хвалить фильм за прогрессивность, впрочем, не стоит — на месте стандартной для жанра мизогинии тут можно разглядеть вполне отчётливую гомофобию.
Глубокий сон
The Big Sleep, 1946
Золотая классика нуаров, большое кино. В качестве первоисточника — роман великого Рэймонда Чандлера о циничном детективе Филипе Марлоу, Говард Хоукс в режиссёрском кресле, самая горячая на тот момент пара Голливуда, Богарт и Бэколл, в главных ролях и Уильям Фолкнер, ещё один великий писатель, в качестве одного из сценаристов. Несмотря на всё это фильм в первую очередь известен благодаря своему абсолютно наплевательскому отношению к сюжету.
Марлоу берётся за очередное дело (престарелый генерал просит разобраться с долгами его непутёвой младшей дочери), но дальше происходит чёрт знает что. Отчасти это связано с требованием студии добавить больше романтики между Богартом и Бэколл, из-за чего авторы выкинули порядка двадцати минут важных для сюжета разговоров. С первоисточником, впрочем, тоже не всё просто: когда сценаристы Фолкнер и Бракетт решили уточнить у Чандлера, каким образом погиб один из персонажей, тот ответил, что забыл это сочинить.
В укромном месте
In a Lonely Place, 1950
Не выйди «В укромном месте» в золотой период нуаров, на нём бы крайне уместно смотрелась приставка «нео» — уж слишком не по правилам жанра он снят. За режиссуру тут к тому же ответственен Николас Рэй — один из авторов, проложивших дорогу для Нового Голливуда. Хамфри Богарт играет Дикса, сценариста-алкоголика с дурным нравом и в творческом кризисе, который соглашается на неприятную подработку — адаптацию дурного бестселлера, который ему совсем неохота читать. Наудачу он знакомится с гардеробщицей, поклонницей романа, и везёт её к себе домой для консультации. На следующий день её находят мёртвой, а Дикс оказывается главным подозреваемым.
Неожиданно алиби герою предоставляет его соседка Лорел, и между ними завязывается страстный и искренний роман. Вскоре, правда, и она начинает всё больше сомневаться в невиновности Дикса. Детективная линия тут, впрочем, не так важна. На деле «В укромном месте» — взрослая мелодрама о двух побитых жизнью людях и грустное высказывание на тему мужской агрессивности. Книжка-первоисточник обходилась с виновностью главного героя более однозначно, но избранная фильмом полумера почему-то кажется ещё более пессимистичной.
Целуй меня насмерть
Kiss Me Deadly, 1955
Экранизация одной из многочисленных книжек Микки Спиллейна о частном сыщике Майке Хаммере. В начале фильма тот подбирает на ночном шоссе беглянку из дурдома в пальто на голое тело и быстро оказывается замешан в мутную историю о поисках загадочного чемодана не пойми с чем. Книжный Хаммер по своим человеческим качествам был самым отталкивающим из классических сыщиков — туповатым и вспыльчивым мужланом, неприкрытым женоненавистником.
Если экран и сгладил пару острых углов его характера, то не сильно — кажется, что проводить время в компании враждебных ему негодяев было бы приятнее. Режиссёр Роберт Олдрич снял это не слишком тонко завуалированное высказывание на тему паранойи периода холодной войны без каких-либо попыток спрятать циничную бульварность первоисточника за голливудским лоском и очаровать зрителя. Положительных героев нет, в финале происходит конец света.
Печать зла
Touch of Evil, 1958
Под конец 50-х Орсон Уэллс решил в очередной раз вернуть себе расположение Голливуда и в качестве сценариста, режиссёра и актёра взялся за вольную экранизацию книжки Уита Мастерсона. С прокатом в итоге вышел полный провал (фильм перемонтировали, частично пересняли и постарались спрятать от публики), но, вопреки расхожему мнению, именно «Печать зла», возможно, является лучшим фильмом режиссёра. В мексиканском городке на границе с США взлетает на воздух машина, и расследовать это дело на свою голову берётся слишком честный агент местного наркоконтроля (Чарлтон Хестон).
Вскоре он, правда, понимает, что главное зло здесь — хромоногий и обрюзгший капитан полиции (Орсон Уэллс). Фильм начинается с одного из самых знаменитых длинных планов в истории кино и всю дорогу держит визуальную планку. Играя главного негодяя, Уэллс по-михалковски нагло перетягивает одеяло на себя. Существует несколько версий фильма, смотреть надо самую позднюю — её пересобрали по заметкам режиссёра.
Фотографии: 20th Century Fox, Warner Bros., Columbia Pictures, United Artists, Universal Studios