КиноКто одевает киногероев:
10 художников по костюмам
Алая рубашка Хоакина Феникса в фильме «Она», роскошные пачки в «Чёрном лебеде» и другие работы костюмеров
Текст: Наталья Серебрякова
Каждый из нас хоть раз, да мечтал влезть в наряд любимого киногероя — и не важно, речь о костюме Убивашки для Хэллоуина или о благородном готическом комплекте на каждый день, как у Катрин Денёв в «Голоде». Рассказываем о 10 современных художниках по костюмам, которые в ответе за стиль популярных героев — от Человека-паука до балерины из «Чёрного лебедя».
Кейси Сторм
«Она», «Быть Джоном Малковичем», «Зодиак», «Адаптация», «Там, где живут чудовища»
Костюмы из фильма «Она» покорили многих. Завышенная талия, яркие цвета, маленькие воротнички — так, по мнению дизайнера Кейси Сторм, выглядит одежда будущего. И чего греха таить, так действительно хочется одеваться. Талантливый дизайнер, Сторм сотрудничает со Спайком Джонзом уже на протяжении двадцати лет. «Самое замечательное в Кейси то, что он вообще не из модной индустрии, — говорит Спайк Джонз. — Он просто был моим другом с хорошим чувством стиля. Двадцать лет назад, когда он был выпускником колледжа, мы делали видео для Beastie Boys „Sabotage“ с очень маленьким бюджетом. Я подумал, что могу попросить Кейси помочь мне. У нас не обязательно должен быть официальный художник по костюмам. Мы дали ему тысячу долларов, чтобы он пошёл по магазинам и купил всю одежду. И он сделал это». Сам Кейси Сторм вспоминает, что за клип «Sabotage» заработал 300 долларов.
Последние шесть лет он вместе со Спайком Джонзом сотрудничает с брендом Opening Ceremony, результатом чего стало создание коллекций для фильмов «Там, где живут чудовища» и «Она». Главный герой последнего — Теодор — выглядит так, как он выглядит, потому что Сторму показалось, что, придумывая этот персонаж, Спайк Джонз держал в голове Теодора Рузвельта. Так персонаж оказался в брюках с завышенной талией, напоминающих галифе для верховой езды. Красная рубашка Теодора — вещь из гардероба самого дизайнера. По мнению Кейси, нет ничего странного в том, что меланхолик носит яркие вещи — грустные люди часто так делают.
В фильме вообще нет джинсовой одежды и никаких ремней. Это решение было принято, чтобы показать, каким лёгким, экологичным и правильным будет наше будущее. Или взять персонажа Эми Адамс — её героиня носит широкие брюки на манжетах, рубашки, застёгнутые на все пуговицы, армейские куртки. По сюжету она режиссёр-документалист и стремится к удобству и комфорту, о чём свидетельствует её внешний вид. Героиня Руни Мары (бывшая жена Теодора — Кэтрин) выглядит, напротив, романтично. Её образ отражает всё то, чего не хватает Теодору в его жизни.
Коллин Этвуд
«Белоснежка и охотник», «Молчание ягнят», «Большая рыба», «Сонная лощина»,
«Алиса в стране чудес»
Коллин Этвуд — костюмный дизайнер, регулярно работающий с Тимом Бёртоном. «Тим — это художник, который живёт по своим правилам, — говорит Этвуд. — Он весело проводит время и хочет, чтобы все вокруг чувствовали себя так же. Он позволяет другим людям проявить себя и вселяет огромное чувство доверия в вашу работу». За свои костюмы Этвуд десять раз номинировалась на «Оскара» и три раза получала статуэтку. Она вспоминает, как начинала свою карьеру: «... в чужой прихожей, делая всё вручную и за очень маленькие деньги». Свой первый заказ Этвуд получила в 1983 году: ей предстояло сделать костюмы к «Saturday Night Live». Дизайнер узнала об этом в пять вечера пятницы, а эфир, понятное дело, был в субботу: «Я побежала за покупками в Grand Central, потому что он был открыт после шести».
Работая над фильмом «Белоснежка и охотник», она придумала роскошные наряды для героини Шарлиз Терон и платья попроще — для Кристин Стюарт, кроме этого, она с ног до головы одела гномов и обмундировала армию в доспехи. Сейчас Этвуд шестьдесят семь, и, поработав в своё время с Гиллиамом, Финчером и другими великими режиссёрами, она признаётся, что в наши дни бюджеты на костюмы становятся всё меньше. Впрочем, бросать свою работу она не собирается и делает костюмы не для того, чтобы их заметили, а просто потому что это доставляет ей удовольствие.
Милена Канонеро
«Барри Линдон», «Заводной апельсин»,
«Отель „Гранд Будапешт“»,
«Мария-Антуанетта», «Сияние»
О Милене Канонеро Ральф Лорен сказал однажды: «Она — один из лучших художников по костюмам. Если бы я снимал кино, я бы обратился к ней». Милена вспоминает, что всю молодость в родной Италии она ходила в кино. Переехав в Лондон, Канонеро делала одежду для бутиков друзей, однако всегда мечтала поработать в кино. По счастливой случайности, Канонеро познакомилась со Стэнли Кубриком. Её первым фильмом был «Заводной апельсин», а стиль, придуманный ею для этой картины, повлиял не на одно поколение молодёжи. После выхода «Заводного апельсина» рок-музыканты переоделись в тяжёлые чёрные ботинки, белые рубашки и дополнили образ подтяжками. За своё следующее сотрудничество с Кубриком — «Барри Линдон» — она получила награду киноакадемии. По словам Канонеро, она очень жалеет, что отказалась от работы над «Звёздными войнами» Лукаса: «На тот момент я устала и исчерпала себя».
Свою третью премию «Оскар» Милена Канонеро получила за костюмы к фильму «Мария-Антуанетта» Софии Копполы. Создавая нежные, воздушные и романтичные наряды, она вдохновлялась пастельными цветами и ни в чём себе не отказывала. Говорят, что затраты на костюмы для «Марии-Антуанетты» составили 80 % от бюджета фильма.
Эми Уэсткотт
«Чёрный лебедь», «Рестлер», «Кальмар и кит», «После нашей эры»
Путь Эми Уэсткотт в профессию начался в детстве, когда она со старшей сестрой нашла мамин тайник с залежами атласа и органзы. Вооружившись ножницами, девочки начали вырезать наряды для кукол. Как оказалось, это было свадебное платье матери Эми, за что той сильно влетело. В 1992 году, оставив свой родной город, Уэсткотт отправилась в Нью-Йорк, где полгода проработала официанткой, прежде чем получить свой первый заказ по дизайну. О себе она говорит, что в то время слишком идеалистически смотрела на профессию.
Эми Уэсткотт делала костюмы для «Рестлера» Даррена Аронофски и «Чёрного лебедя», за последнего она номинировалась на «Оскар». В процессе работы над фильмом Уэсткотт пришлось с головой уйти в балет. Она смотрела не только «балетные» фильмы, но и просто близкие по духу — «Двойную жизнь Вероники» Кесьлёвского и «Пианистку» Ханеке. «Зрители видят каждый ваш стежок», — говорила Эми в своих интервью того периода. Однако, по иронии судьбы, её имя также запомнилось громким скандалом. Марка Rodarte пыталась присвоить заслуги по созданию костюмов для «Чёрного лебедя», но, по словам Уэсткотт, Rodarte имеют отношение всего к 7 костюмам, а не к 40, как было заявлено.
Жаклин Уэст
«Операция „Арго“», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Социальная сеть», «Древо жизни», «Перо маркиза де Сада»
Карьера Жаклин Уэст началась в тот момент, когда Филип Кауфман нанял её ассистентом художника по костюмам для фильма «Генри и Джун». Фактически Уэст — самоучка, она просто штудировала книги по дизайну и осваивала профессию на ходу.
Жаклин Уэст часто приходилось воссоздавать стили прошлых лет. Так, во время работы над «Операцией „Арго“» она пересмотрела кучу фильмов того времени, от Сидни Поллака до Роджера Кормана, а затем устроила затяжной рейд по винтажным магазинам. К счастью, оказалось, что у марки Sierra Designs есть подходящая для фильма ретроколлекция, поэтому некоторые предметы гардероба для «Операции „Арго“» были отобраны из неё. Герои фильма — госслужащие, поэтому они не выглядят чересчур шикарно для 70-х, но, тем не менее, придерживаются характерного для того времени стиля. Широкие воротники, ботинки с квадратными носками, брюки клёш.
Жаклин вспоминает, как муж-писатель дал ей самый лучший совет, когда она работала над костюмами для исторического фильма «Перо маркиза де Сада» Филипа Кауфмана: «Просто представь, что ты отправилась за покупками с маркизом де Садом». И тогда она начала читать все письма маркиза де Сада и его адвокатов, чтобы понять, что он любил. «Это было похоже на работу детектива, — говорит Жаклин, — и это и есть профессия художника по костюмам».
Александра Бирн
«Мстители», «Тор», «Волшебная страна», «Елизавета: Золотой век»
Александра Бирн пришла в профессию художника по костюмам, просто следуя своей интуиции. Она выучилась на архитектора, затем долгое время работала театральным художником. Опыт в сфере театра помог ей быстро освоиться на съёмочной площадке. С равным успехом Бирн удаются костюмы супергероев (самое интересное, что до работы над «Тором» она не держала в руках комиксов) и роскошные платья Елизаветинской эпохи, за которые она получила «Оскара».
Интересно, что для создания костюмов к фильму «Елизавета: Золотой век» пришлось задействовать целый производственный отдел в Кениннгтоне. Бирн говорит, что она не придерживалась канонических портретных образов Елизаветы и шила платья для героини Кейт Бланшетт, руководствуясь собственным вкусом. Так и получилось, что в своей частной жизни Елизавета одевается в синий цвет, а в публичной — в красный.
Патриция Филд
«Дьявол носит Prada», «Шопоголик»,
«Секс в большом городе»
Несколько лет назад журнал Time Out назвал 75-летнюю Патрицию Филд одной из самых стильных жительниц Нью-Йорка. Именно Пэт ответственна за все костюмы, которые мы разглядывали в сериале и фильме «Секс в большом городе», в том числе и свадебное платье Кэрри Брэдшоу Vivienne Westwood. Вот что она говорит о себе: «Я бы описала мой ежедневный личный стиль как утилитарный, современный и полный воображения, с повествовательностью и экскурсом в рок-эпоху». В обычной жизни Пэт носит American Apparel и Thierry Mugler, примерно так же одевает и своих героинь.
Патриция — обладательница ярких рыжих волос, которые красит в собственном салоне, и любительница крепких коктейлей с водкой. Эпохой своего вдохновения она называет 20-е годы ХХ столетия, которые были началом модернизма. У неё есть собственный магазинчик, который хорошо знают ньюйоркцы. Девизом этого заведения является: «Жизнь в удовольствие — учёба, любовь, вечеринки».
Джеймс Ачесон
«Человек-паук», «Человек из стали», «Бразилия», «Последний император», «Монти Пайтон»
Художник по костюмам Джеймс Ачесон начал свою профессиональную деятельность на канале BBC в 70-х, где поработал над восемью эпизодами «Доктора Кто». Его первым фильмом стали сумасшедшие «Бандиты времени» Терри Гиллиама, где он одевал Джона Клиза, как Робин Гуда. Ачесон работал со всей командой «Монти Пайтон» над «Смыслом жизни» в 1983 году, а потом снова сошёлся с Гиллиамом, чтобы придумать костюмы для «Бразилии». Именно он нарядил Кристофера Ламберта в килт в «Горце». Ачесон создал тысячи костюмов для «Последнего императора» Бернардо Бертолуччи и успел вновь поработать с ним в 90-х.
Одно из последних долгоиграющих сотрудничеств — с Сэмом Рэйми, который нанял Ачесона для франшизы «Человек-паук». Внешний вид как Тоби Магуайера, так и Эндрю Гарфилда — дело рук одного человека, который обладает прекрасным вкусом и чувством юмора. В противовес творческой плодовитости о личной жизни Ачесона неизвестно ничего, кроме того факта, что он англичанин.
Хайди Бивенс
«Отвязные каникулы», «Внутренняя империя», «Птицы Америки»
39-летняя художник по костюмам Хайди Бивенс — самая молодая из этой компании, но зато она уже успела поработать с Дэвидом Линчем, Мишелем Гондри и Хармони Корином. Бивенс делала музыкальные клипы для Канье Уэста, Шарлотты Генсбур и The White Stripes, а также создавала стиль для таких крупных брендов, как Vespa и L’Oréal. Хайди считает своим наставником маму: «Она всегда собирала старинную одежду, головные уборы и аксессуары, одевала мою сестру и меня и фотографировала». Свой личный ежедневный стиль она не представляет без вещей Saint Laurent, музой считает Леа Сейду и советует начинающим дизайнерам найти свою нишу и сотрудничать с молодыми фотографами.
Для создания коллекции для «Отвязных каникул» Бивенс сделала коллаборацию с Opening Ceremony. Хайди рассказывает: «Хармони сказал, что хочет, чтобы девушки носили носки Hello Kitty и их нижнее бельё выглядывало из-под шорт. Пришлось выполнять заявку режиссёра». Помимо прочего Хайди успела побывать статистом на съёмке у Корина и сыграть у Линча во «Внутренней империи».
Эллен Миройник
«Чаплин», «Уолл-стрит», «Основной инстинкт», «За канделябрами», «Шоугёрлз»
Эллен (Лили) Миройник родилась в Нью-Йорке, её называют легендарным дизайнером. За свою работу над фильмом «Чаплин» она получила награду BAFTA. Миройник одевала Майкла Дугласа в строгие и пафосные костюмы для «Основного инстинкта» и «Уолл-стрит», в блёстки и гламурные стразы — для роли Либераче в недавнем «За канделябрами». О своей с ним работе она говорит так: «Хорошо, когда вы на короткой ноге с актёром. Актёр должен чувствовать себя в безопасности. Актёр — это художник, который хочет защиты, какую он получает из доверительных связей, поскольку также уязвим». О своей же профессии Миройник говорит так: «Как художник по костюмам вы никогда не должны думать, что вы автономны, это было бы большой ошибкой. Ваша работа — понять видение режиссёра».
Материал впервые был опубликован на Look at Me
Фотографии: Annapurna Pictures, Focus Features, Paramount Pictures, Columbia Pictures, Warner Bros. Pictures, Universal Pictures, Orion Pictures, Walt Disney Studios Motion Pictures, Fox Searchlight Pictures, Samuel Goldwyn Films, Miramax Films, 20th Century Fox, Warner Bros. Television Distribution, EMI Films, A24, 518 Media, Myriad Pictures, TriStar Pictures, HBO, United Artists