Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

КиноСмена курса: Актеры, ставшие отличными режиссерами

Рассказываем об актерах, которым оказалось куда комфортнее в режиссерском кресле

Смена курса: Актеры, ставшие отличными режиссерами — Кино на Wonderzine

Вчера в прокат вышел фильм, где Анджелина Джоли во второй раз выступила в роли режиссера — эпическое полотно про бегуна-олимпийца «Несломленный» с Джеком О’Коннеллом. Одна из главных кинодив современности не первая, кто решил заняться режиссурой после успешной актерской карьеры: в прошлом году по тому же пути, к примеру, пошел и Райан Гослинг, чей режиссерский дебют «Как поймать монстра» выйдет в российский прокат в апреле. Многих их единомышленников мы сейчас воспринимаем исключительно как режиссеров, не сразу вспоминая об их былых актерских заслугах — настолько успешными они оказались в новой профессии. Мы решили вспомнить, какие режиссеры начинали свою карьеру актерами, затем променяли роли в чужих картинах на режиссерское кресло или же успешно продолжают работать по обе стороны камеры.

дарья татаркова

 

Такэси Китано

 

В массовом сознании Китано, кажется, давно стал таким же символом японского кино, как Куросава или Одзу: его имя знакомо даже тому, кто полагает, что Страна восходящего солнца — это исключительно суши, сумо и якудза. Снимать кино Китано при этом стал далеко не сразу, а славу ему принесли даже не эпизодические роли, а комические выступления в рамках тандема «Два бита» и передачи с невероятно смелым и грязным юмором «Мандзай-бум» (отсюда и один из его псевдонимов — Бит Такэси). Амплуа комика и продвинуло его сначала на телевидение, а затем и в кино. В режиссуру Китано пришел почти поневоле — ему пришлось переписать сценарий и снять «Жестокого полицейского» после того, как назначенный режиссером Киндзи Фукасаку поругался со студией и покинул проект. С тех пор Китано воспринимают в первую очередь режиссером  — хотя в собственных фильмах он играет примерно с такой же частотой, как Вуди Аллен — в своих.

сыграл: Выступал в рамках комедийного дуэта, снялся в 33 фильмах, в том числе «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс», а также «Банзай, режиссер!», «Королевская битва» и «Табу».

снял: Вел 14 передач на телевидении, 2 радиопередачи, снял 16 фильмов, в том числе «Жестокий полицейский», «Брат якудзы», «Затоiчи», «Куклы» и «Кикудзиро».

 

 

 

Клинт Иствуд

 

История Иствуда, пожалуй, одна из самых последовательных — мало кому удавалось быть одинаково успешным и актером, и режиссером, занимаясь и тем и другим почти без проколов. За свою карьеру он снял больше 30 фильмов, которые вполне могли бы стать впечатляющим послужным списком и без актерской карьеры в придачу. Даже сейчас Иствуд продолжает снимать и сниматься, вопреки тому, что в 2015-м ему исполнится 85 лет. Впрочем, сначала он был лицом киновестернов: сыграв у Серджо Леоне в «долларовой трилогии», Иствуд вышел просто на космический уровень популярности. Став режиссером, Иствуд блестяще освоил жанр больших честных человеческих историй, рассказанных правдорубом — за что его любят и зрители, и киноакадемики. Две из картин Иствуда, «Непрощенный» и «Малышка на миллион», собрали по четыре «Оскара» каждая, причем каждый раз и сам Клинт Иствуд становился лучшим режиссером. Его самый новый фильм — «Снайпер» — выходит в мировом прокате завтра, и без номинации  на «Оскар» у него тоже не обошлось.

сыграл:11 ролей на телевидении, снялся в 61 фильме, в том числе «долларовой трилогии», «Там, где гнездятся орлы» и «Грязный Гарри», «Сыграй мне туманно».

снял: 34 фильма, в том числе «Малышка на миллион», «Непрощенный», «Мосты округа Мэдисон» и «Гран Торино».

 

 

 

Роберт Редфорд

 

Один из главных голливудских секс-символов своего времени (для сравнения — Брэда Питта называли «новым Редфордом»), этот голубоглазый блондин был рожден для киноэкрана. Звезда самого кассового вестерна «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» стал одним из шести человек за всю историю, получивших «Оскар» за свою дебютную картину. Драма «Обыкновенные люди», даже останься она единственной его работой как режиссера, уже была бы достаточным достижением, но «крестному отцу инди-кино» есть чем похвастаться и помимо этого. В 1980-м он выкупил целый горнолыжный курорт в штате Юта в 5,5 тысячи акров на деньги, полученные от «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», после чего основал фестиваль независимого кино, назвав его в честь понятно кого. С тех пор Редфорд не просто снимал кино и сам в нем снимался, но и основал помимо фестиваля институт, кинотеатры и телеканал.

сыграл: 57 ролей, а том числе и в фильмах «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», «Вся президентская рать», «Три дня Кондора».

снял: 9 фильмов, в том числе «Обыкновенные люди», «Телевикторина» и «Заговорщица».

 

 

 

София Коппола

 

Дочка великого режиссера и член непрерывно растущего киноклана, Коппола с самого детства оказалась на площадке: актерскую работу ей выбрали без ее на то согласия — все-таки сложно выяснить у младенца, не против ли он побыть в массовке. С тех пор она снялась в обоих сиквелах главной работы Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец» — в третьей части роль досталась ей после того, как Вайнона Райдер отказалсь сниматься дальше. На Софию одинаково накинулись и критики, и зрители, вплоть до того, что ее заклеймили худшей актрисой года — с тех пор она появлялась в эпизодических ролях и у папы, и даже у Лукаса в первом фильме новой трилогии. Сыграв в нескольких музыкальных клипах, она наконец-то решилась на режиссерский дебют, который прошел куда глаже всех ее актерских достижений вместе взятых. Сейчас уже об актерском прошлом Софии Копполы никто не вспоминает, зато ее новых фильмов ждут с нетерпением.

сыграла: в 5 музыкальных клипах и 14 фильмах, в том числе «Крестный отец — 2» и «Крестный отец — 3».

сняла: 7 фильмов, два из которых находятся в стадии создания, в том числе «Трудности перевода», «Мария-Антуанетта» и «Где-то».

 

 

 

Сидни Поллак

 

Карьера Сидни Поллака, в отличие от многих других героев этого списка, совершила несколько решительных поворотов. Сын украинских эмигрантов сначала играл на сцене Neighborhood Playhouse School of the Theatre, куда поступил вместо колледжа. Следующим шагом, как это часто бывает, оказалось телевидение: до середины 60-х его было видно исключительно в сериалах и телефильмах, например, во франкхаймеровской телепостановке Хемингуэя «По ком звонит колокол» или в эпизоде долгоиграющего сериала «Альфред Хичкок представляет». Примерно в то же время Поллак начал сам снимать серии, а в 1965-м снимает полнометражную драму «The Slender Thread» с Энн Бэнкрофт и Сидни Пуатье — фильм с ходу берет две оскаровские номинации.

Настоящий режиссерский успех приходит к нему после выхода «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?». Даже если эти названия вам ничего не говорят, то вы наверняка видели хоть один фильм Поллака-режиссера — единственную комедию за всю его карьеру, «Тутси». Несмотря на ее огромный успех, в том числе и в прокате, Поллак признавался, что всё это не стоило потраченных на фильм нервов. Звезда комедии Дастин Хоффман чуть ли не силой заставил режиссера сняться в роли его агента — возможно, чтобы хоть как-то выпустить пар на экране. С тех пор Поллак не раз сыграет в кино, делая это так же блестяще, как и всё остальное — помимо режиссуры, он также продюсировал фильмы вплоть до своей смерти в 2008 году.

сыграл: в 19 сериалах и 14 фильмах, в том числе «Тутси» и «С широко закрытыми глазами».

снял: 37 фильмов, в том числе «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?», «Тутси» и «Из Африки».

 

 

 

Джон Кассаветис

 

«Отец Нового Голливуда» Джон Кассаветис поначалу преподавал актерское мастерство и играл проходные роли в кино и на ТВ — пока не снял свой дебютный фильм «Тени», покоривший европейских кинокритиков. Он снимался больше, чем снимал, однако в историю кино вошел именно как режиссер. Многие из его фильмов, обросших со временем репутацией «заумного Голливуда», были при этом хитами: их тонкий реализм и психологизм отлично совпали с нонконформистским духом времени, который был очень в цене у американской киноакадемии и крупных киностудий.

Кассаветис много снимал свою жену Джину Роулендс и друга Питера Фалька (всем, кто знает его лишь по роли Коломбо, — сюда), предпочитал давать актерам максимум свободы и всё это время продолжал играть сам. Не только у себя, а, к примеру, и у Романа Поланского — мужа главной героини в «Ребенке Розмари». Кассаветис не работал со студиями, придумав Faces International для распространения своих фильмов — назвав ее в честь своей второй полнометражки, снятой и вовсе у него дома. Дело Джона Кассаветиса пытаются продолжать дети, правда, с куда меньшим успехом: у его сына Ника в прошлом году вышел ромком «Другая женщина», а дочь Александра сняла лишь претенциозный готический триллер «Поцелуй проклятой».

сыграл:38 ролей, в том числе в фильмах «Ребенок Розмари» и «Ночью правит террор», «Грязная дюжина» и «Ярость».

снял: 12 фильмов, в том числе «Тени», «Лица» и «Женщина не в себе».

 

 

 

Вуди Аллен

 

Американский киноклассик и профессиональный невротик Вуди Аллен в этом году решил дебютировать в телережиссуре и снять сериал для Amazon, что, как мы уверены, не помешает ему выпускать примерно по фильму в год (наверняка с собой в главной роли). Несложно заметить, что больше всех снимает Вуди Аллена сам Вуди Аллен: это тот редкий случай, когда актер и режиссер в одном лице существуют на равных правах. Да, сначала о нем заговорили как о талантливом стендапщике и хорошем бродвейском сценаристе, после чего ему удалось сыграть в фильме по собственному сценарию. Сразу же после «Что нового, кошечка?» он сам снимает «Что случилось, тигровая лилия?», разочаровавшись в том, как работают с ним другие. С тех пор перфекционизм толкает его создавать свои фильмы максимально самостоятельно. Аллен — один из немногих режиссеров, чья актерская работа неразрывно связана с его работой по ту сторону камеры.

сыграл: в 56 фильмах, в том числе «Энни Холл», «Манхэттен», «Все говорят, что я люблю тебя».

снял: 46 фильмов, в том числе «Вики Кристина Барселона», «Матч-пойнт», «Разбирая Гарри».

 

 

 

Рон Ховард

 

Родившись в актерской семье, Рон Ховард играл буквально с младенчества (например, в пять лет он появился в эпизоде «Сумеречной зоны»), но первая заметная роль случилась у актера в 1973 году — в ностальгическом фильме молодого Джорджа Лукаса «Американские граффити» (в титрах он трогательно указан как Ронни Ховард). Следом был ситком «Счастливые дни», где Ховард на протяжении семи сезонов играл главного героя, «хорошего парня» Ричи. Его режиссерский дебют состоялся под руководством короля эксплуатейшн-фильмов Роджера Кормана: это была малобюджетная, но веселая «Большая автокража» про парочку угонщиков.

Кажется, что Ховард-режиссер готов снимать всё: это он превратил Джима Керри в зеленого Гринча в фильме «Гринч — похититель Рождества» и придумал обласканный критиками «Замедленное развитие», чей сюжет он к тому же сам зачитывает за кадром. Ховард одновременно способен и на конъюнктурщину вроде «Кода да Винчи», и на кино, которому еще на момент создания пророчат «Оскары» — как «Аполлон-13» или «Игры разума». В конце 2015 года у Ховарда должен выйти триллер «В сердце моря» о противостоянии китобойного судна и кашалота, вдобавок основанный на реальных событиях и с Крисом Хемсвортом и Киллианом Мерфи. Стоит ли говорить, что мы уже его ждем.

сыграл: в 27 фильмах, в том числе «Американские граффити» и «Самый меткий».

снял: 3 короткометражки и 25 фильмов, в том числе «Аполлон-13», «Игры разума» и «Фрост против Никсона».

 

 

 

Роб Райнер

 

Роб Райнер для современного молодого зрителя — это, скорее, автор ромкомов или человек с добрым лицом Санта-Клауса на вторых ролях родителей,  например папаша в «Волке с Уолл-стрит» или в ситкоме «Новенькая». Для американцев старшего поколения Райнер всё еще тот-самый-придурок Майк из невероятно успешного сериала «Все в семье» — очаровательный прогрессивный муж дочери, дитя контркультуры 60-х и голос либеральных настроений 70-х. Хиппи-персонаж Райнера так прочно с ним ассоциируется, что режиссеру до сих пор припоминают Майка, хотя с тех пор Райнером было сделано немало.

Во-первых, его первый же фильм вошел в историю как самое известное и убойное рокьюментари — «Это Spinal Tap» про несуществующую рок-группу. Уровень пафоса и дебилизма рок-тусовки передан в фильме настолько правдиво, что в нем не сразу разглядели сатиру. Во-вторых, Райнер снял одну из самых жутких экранизаций Стивена Кинга, «Мизери». В-третьих, один из лучших ромкомов на свете (и самая знаменитая секс-сцена с фальшивым оргазмом) «Когда Гарри встретил Салли» — тоже его рук дело. В общем, Райнер-режиссер умеет всё и работал, кажется, со всеми — от главной сценаристки ромкомов Норы Эфрон до Аарона Соркина. В его послужном списке есть даже комедийное фэнтези «Принцесса-невеста», вот только жаль, что бесспорных хитов в последние годы нет.

сыграл: в 26 фильмах и 13 сериалах, в том числе и «Все в семье», «Основные цвета», «Сбрось маму с поезда».

снял: 17 фильмов, в том числе «Это Spinal Tap», «Когда Гарри встретил Салли», «Несколько хороших парней», «Принцесса-невеста».

Фотографии: cover photo courtesy of Harry N. Abrams

 

Рассказать друзьям
11 комментариевпожаловаться