Кино10 фильмов об отношениях человека и обезьяны
Вспоминаем кинокартины о гигантских гориллах, приятных во всех отношениях шимпанзе и дерзких орангутангах
Последние лет 150 человек находится в сложных взаимоотношениях с обезьянами: наверняка даже креационисты, глядя в грустные глаза какой-нибудь шимпанзе в зоопарке, подумывают о том, что такой же взгляд мог быть у их прапрапрапрабабушки. Поэтому обезьян мы и уважаем как почти равных, и умиляемся как младшим родственникам, и побаиваемся как конкурентов — франшиза «Планета обезьян», одна из частей которой выходит сейчас, в полной мере иллюстрирует весь спектр горячих чувств, от любви до страха и чувства вины, которые человечество испытывает по отношению к нашим возможным предкам. Мы решили вспомнить другие фильмы с участием обезьян на тот случай, если вы тоже их любите.
Текст: Белла Рапопорт
Тарзан: Человек-обезьяна
Tarzan the Ape Man
Двое торговцев бивнями и дочь одного из них путешествуют по Африке в поисках кладбища слонов. Внезапно девушку похищает и уносит к себе в качестве наложницы Тарзан — воспитанный обезьянами дикарь, повелитель джунглей и вообще горячий парень. Любовная линия романов Берроуза и фильма, снятого на волне моды 30-х на все колониальное, казавшаяся в то время необычайно дерзкой и романтичной, сейчас выглядит поэтизацией насилия. Иначе как стокгольмским синдромом нельзя назвать крепкую любовь жертвы к похитителю, и, занимаясь такого рода насилием, нечего на нее рассчитывать, какими бы мускулистыми (Тарзана играет мечта каждой тогдашней американки — пловец Джонни Вайсмюллер) ни были твои бедра.
Режиссер:
В.С. Ван Дайк
В ролях:
Джонни Вайсмюллер, Морин О’Салливан, С. Обри Смит, Нил Хэмилтон, Дорис Ллойд
2001 год: Космическая одиссея
2001: A Space Odyssey, 1968
Космическая операция «Discovery»: команда астронавтов в анабиозе, два бодрствующих пилота и компьютер с искусственным интеллектом летят к Юпитеру, чтобы исследовать некий загадочный и могущественный артефакт под названием «монолит», с собратьями которого ученые до этого сталкивались на Земле и на Луне. Собственно, с помощью «монолита» обезьяны в свое время научились величественно разбивать костью другие кости и начали эволюционировать. Растасканная на бесконечное количество цитат и пародий, картина Стэнли Кубрика считается одновременно и лучшим, и самым занудным фильмом на свете, под завязку напичкана философией и разного рода красотами и демонстрирует в равной степени ничтожность и величие человека в масштабах Вселенной.
Режиссер:
Стэнли Кубрик
В ролях:
Кейр Дуллеа, Гэри Локвуд, Уильям Сильвестр, Дэниэл Риктер, Леонард Росситер
Невероятно усохшая женщина
The Incredible Shrinking Woman, 1981
Находящаяся в апогее домохозяйского счастья Пэт Крамер начинает уменьшаться в размерах с пугающей скоростью: теряет ставшее большим обручальное кольцо, а потом и вовсе проваливается в сток раковины. Тайная организация злодеев похищает женщину, чтобы из ее крови создать сыворотку, с помощью которой можно будет уменьшить кого угодно. Кроме Пэт в лаборатории находится подопытная обезьяна. Животное и крохотная женщина вместе убегают из застенков, после чего носятся по городу, явно пародируя сцены из Кинг-Конга, пока в конечном итоге не воссоединяются с семьей Пэт. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы увидеть в этой картине не просто курьезную комедию, а некий стэйтмент: груз «традиционно женских» домашних обязанностей — слишком большая ноша для одного человека, особенно если этот труд никто не хочет замечать. Впрочем, если принять за намек последнюю сцену фильма, то…
Режиссер:
Джоэл Шумахер
В ролях:
Лили Томлин, Чарльз Гродин, Нед Битти, Генри Гибсон, Элизабет Уилсон
Гориллы в тумане
Gorillas in the Mist: The Story of Dian Fossey, 1988
В середине 60-х американка Дайан Фосси отправляется в Центральную Африку, чтобы изучать горных горилл — исчезающий вид обезьян. Там она и остается: любуется буйной африканской природой, дружит со своими подопечными и борется с уничтожающими их браконьерами, пока в 1985 году не умирает от руки неизвестного убийцы. Замечательная Сигурни Уивер в основанном на биографии реальной Дайан Фосси фильме о сильной целеустремленной женщине, которая, естественно, всем мешает, — здесь все так, как мы любим, за исключением плохого конца.
РЕЖИССЕР:
Майкл Аптед
В РОЛЯХ:
Сигурни Уивер, Брайан Браун, Джули Харрис, Джон Омира Милуви, Иэн Катбертсон
Могучий Джо Янг
Mighty Joe Young, 1998
Злой браконьер убивает женщину-ученого и самку гориллы, оставляя их детей — девочку Джилл и детеныша Джо — сиротами. Они растут вместе в заботе друг о друге, пока жестокий мир не вторгается в их уже взрослые жизни и не рушит идиллию. Диснеевские вариации на тему Кинг-Конга с, в общем-то, верным посылом о том, что животные лучше большинства людей, и характерным для произведений студии антуражем: живописной картинкой, торжественной музыкой, незлобивыми шутками и манипулятивно трогательными сценами, про которые вроде бы все понятно, но слезы сдержать все равно не получается.
Режиссер:
Рон Андервуд
В ролях:
Шарлиз Терон, Билл Пэкстон, Раде Шербеджия, Питер Фёрт, Дэвид Пэймер
Гарри и Хендерсоны
Harry and the Hendersons, 1987
Образцовое американское семейство сбивает машиной снежного человека и привозит его к себе домой с целью заработать денег на диковинке. Однако сперва дети, а за ними и родители привязываются к душевному чудищу, и, когда за ним начинает следить охотник, прикладывают все усилия, чтобы спасти друга, пусть даже ценой разлуки. Суперкассовая лента, исполнительным продюсером которой стал Стивен Спилберг со всеми вытекающими: семейные ценности, сентиментальный сюжет, грубоватый милый юмор и прочие духовные скрепы.
Режиссер:
Уильям Дир
В РОЛЯХ:
Джон Литгоу, Мелинда Диллон, Маргарет Лэнгрик, Джошуа Рудой, Кевин Питер Холл
Эпидемия
Outbreak, 1995
Вывезенная из Африки маленькая миленькая обезьянка заражает Америку смертельным вирусом, после чего пропадает где-то в недрах страны. Местные ученые и военные готовы к спасению человечества, да вот беда: могущественную сыворотку можно приготовить только на основе крови той самой обезьянки, поэтому животное необходимо немедленно найти, а не то все умрут. Этот фильм-катастрофа, наверное, не стоил бы упоминания, однако что может быть смешнее того, как звезды различной степени яркости (Рене Руссо, Дастин Хоффман, Кевин Спейси, Дональд Сазерленд, Морган Фримен и другие) полтора часа с невероятно серьезными лицами гоняются за мартышкой?
Режиссер:
Вольфганг Петерсен
В РОЛЯХ:
Дастин Хоффман, Рене Руссо, Морган Фримен, Кевин Спейси, Кьюба Гудинг-мл.
Появляется Данстон
Dunston Checks In, 1996
В отель для богатеев с жадной хозяйкой и измученным персоналом заселяется постоялец с орангутангом. Экстравагантный господин оказывается воришкой, а обезьяна — вспомогательным инструментом для быстрого освобождения чужих сумок и карманов от содержимого. В итоге животное убегает, кооперируется с девятилетним сыном менеджера отеля и устраивает переполох. Картина, снятая в модном в свое время жанре «непоседливые дети разделывают под орех похожих на недоумков взрослых», от прочих отличается действительно очаровательным главным героем-обезьяной и хорошими взрослыми актерами в составе: Рупертом Эвереттом и Фэй Данауэй.
Режиссер:
Кен Куопис
В ролях:
Джейсон Александр, Фэй Данауэй, Эрик Ллойд, Руперт Эверетт, Грэхэм Сак
Джей и молчаливый Боб наносят ответный удар
Jay and Silent Bob Strike Back, 2001
Вечные герои фильмов Кевина Смита узнают, что студия Miramax использует их честные имена в готовящемся к выходу дурацком фильме по мотивам дурацких комиксов. Джей и Молчаливый Боб отправляются в Голливуд, чтобы восстановить справедливость, и встречают по пути множество разнообразных персонажей, в основном тоже дурацких. В том числе они знакомятся со смекалистой обезьяной, с которой Боб сразу находит общий язык, а Джей не находит. Для своих комедий про лузеров и отщепенцев Кевин Смит всегда находит настолько правильное сочетание нарочито сортирных шуток и бесконечных бессмысленных разговоров, что это превращает его фильмы в сплошные именины сердца.
Режиссер:
Кевин Смит
В ролях:
Джейсон Мьюз, Кевин Смит, Шеннон Элизабет, Уилл Феррелл, Элиза Душку, Бен Аффлек
Кинг-Конг
King Kong, 2005
Во времена Великой депрессии съемочная группа из Нью-Йорка едет на корабле в Тмутаракань в Индийском океане для производства фильма, но в результате кораблекрушения попадает в еще большую Тмутаракань, где натыкается на странных туземцев, диковинных животных и, главное, на гигантского монстра-обезьяну, которую корыстолюбивый режиссер берет в плен и увозит домой — показывать за деньги. В процессе обезьяна успевает полюбить главную актрису несостоявшегося фильма, и от несчастной любви происходят все последующие беды. В своей картине Джексон возвращает историю о Кинг-Конге в русло оригинального фильма 1933 года, то дословно его цитируя, то пародируя, а сам сюжет преподносит с таким размахом, что от некоторых сцен у зрителей (особенно агорафобов) трясутся поджилки.
Режиссер:
Питер Джексон
В ролях:
Наоми Уоттс, Эдриан Броуди, Джек Блэк, Томас Кречман, Джейми Белл