КиноОко за око:
10 фильмов
о женской мести
Хладнокровные убийства, поедание мозгов, уничтоженные состояния и кровавые жертвоприношения
Большинство фильмов на этой планете даже с натяжкой не проходят тест Бехдель — мы постоянно вынуждены наблюдать со стороны, как мужчины решают свои важные мужские проблемы, лишь изредка прибегая к декоративной помощи женщин. В связи с выходом картины «Другая женщина», где героини Кэмерон Диас, Кейт Аптон и Лесли Манн в содружестве мстят Николаю Костеру-Вальдау за поруганную любовь, мы решили вспомнить, где еще женщины объединяются и дают отпор жестокому миру патриархата. Потому что, ну вы поняли: хватит это терпеть!
Текст: Белла Рапопорт
3 женщины
3 Women, 1977
Драма, мимикрирующая под триллер и снятая в разгар Нового Голливуда, — неторопливая и разговорная, как и все фильмы великого американского режиссера Роберта Олтмена. Робкая малышка Пинки Роуз подселяется к самоуверенной пигалице Милли — но ни та ни другая не нужны мужчинам в этой забытой богом калифорнийской глуши. Обеими интересуется разве что бывший каскадер-пьянчуга, чья жена на сносях разрисовывает бассейны апокалиптическими рисунками. В итоге роли поменяются несколько раз, а три абсолютно разные женщины сплетутся в странной гармонии в мире, где от мужчин не осталось и следа.
режиссер
Роберт Олтмен
в ролях
Шелли Дювалл, Сисси Спейсек, Дженис Рул, Роберт Фортье, Джон Кромвель, Рут Нельсон
Иствикские ведьмы
The Witches of Eastwick, 1987
Три одинокие женщины по отдельности предаются своим хобби и вместе мечтают об идеальном принце. В ответ на их мольбы то ли с неба, то ли из-под земли на них сваливается загадочный мужчина (один на троих), а вместе с ним и цепочка фантастических перипетий. Все это приводит героинь к осознанию, что мужчина — не самое нужное в жизни, так что они полностью уничтожают его самого и следы его присутствия. Классическую картину Джорджа Миллера по роману Джона Апдайка можно даже истолковать с феминистской точки зрения: ласка и обходительность мужчин будут с тобой ровно до той поры, пока ты делаешь все так, как они говорят. Хочешь самостоятельности — пеняй на себя, а это значит, что грош цена таким ласке и обходительности. Ну и, конечно, демонический Джек Николсон и прекрасные актрисы.
режиссер
Джордж Миллер
в ролях
Джек Николсон, Шер, Сьюзен Сарандон, Мишель Пфайффер, Вероника Картрайт, Ричард Дженкинс
Отсчет утопленников
Drowning by Numbers, 1988
Три родственницы (мать, дочь и племянница), носящие одинаковое имя — Сисси, поочередно топят своих мужей: кто в ванне, кто в море, а кто в бассейне. Потому что надоели. Или были придурками. Или все вместе. Говорят, в этой насыщенной барочным символизмом и аллегориями картине при желании можно увидеть тот самый отсчет: числа от одного до ста, появляющиеся в самых неожиданных местах; а еще можно просто расслабиться и любоваться ею как голландским натюрмортом, на который похожи все фильмы Гринуэя.
режиссер
Питер Гринуэй
в ролях
Джоан Плаурайт, Джульет Стивенсон, Джоэли Ричардсон, Бернард Хилл, Пол Муни, Джейн Гарнетт, Дэвид Моррисси
Тельма и Луиза
Thelma & Louise, 1991
Лучших подруг, Тельму и Луизу, жизнь не особенно балует: у одной тяжелая работа, у другой муж с кулаками. Поэтому девушки с нетерпением ждут совместного отпуска в Мексике, не догадываясь, что отдых обернется противостоянием всему мужскому миру. Знаковая для многих феминисток картина Ридли Скотта о том, что обыденная жестокость окружающего общества, игнорирование женских нужд, отчаяние и бессилие могут привести к такой мощной реакции, что мало не покажется. И о том, что вкус свободы слаще любого другого.
режиссер
Ридли Скотт
в ролях
Сьюзен Сарандон, Джина Дэвис, Майкл Мэдсен, Харви Кейтель, Брэд Питт, Тимоти Кархарт, Кристофер МакДональд
Смерть ей к лицу
Death Becomes Her, 1992
Писательница Хелен Шарп и бродвейская актриса Мэдлин Эштон на протяжении десятилетий воюют друг с другом из-за мужчины — пластического хирурга Эрнеста. В ходе этой борьбы обе они выпивают эликсир молодости и, как потом выясняется, бессмертия. Тут уж им ничего не остается, кроме как объединить свои нескончаемые жизни. Лента снята еще в те относительно недалекие времена, когда было принято посмеиваться над женским тщеславием, боязнью старости и погоней за красотой вместо того, чтобы увидеть причину в массовой культуре, которая все это женщинам навязывает. Однако фильм, тем не менее, стоит посмотреть не только ради прекрасного союза Мэрил и Голди, но и ради тогда еще крепкого парня Брюса Уиллиса в роли запуганного задрота.
режиссер
Роберт Земекис
в ролях
Мэрил Стрип, Брюс Уиллис, Голди Хоун, Изабелла Росселлини, Мишель Джонсон, Джим Дженсен, Нэнси Фиш
Долорес Клэйборн
Dolores Claiborne, 1995
Угрюмая женщина Долорес Клэйборн всю жизнь проработала служанкой в богатом доме Веры Донован: муж Долорес, пьяница и любитель распускать руки, умер лет 15 назад, а дочь при первой возможности сбежала из их захолустья на большую землю и стала там успешной, но не особенно счастливой журналисткой. Вера умирает, оставив все деньги своей служанке, и о Долорес снова начинают ходить сплетни: когда-то поговаривали, что она убила мужа (так считает даже дочь Долорес, Селена), а теперь ее подозревают и в смерти хозяйки. Здесь рассказывается о молчаливом упорстве и силе характера обычной среднестатистической женщины, о банальности зла, в особенности такого, как домашнее насилие, и, конечно, о женской солидарности и привязанности, о связи женских судеб — это по-настоящему феминистский фильм.
режиссер
Тейлор Хэкфорд
в ролях
Кэти Бейтс, Дженнифер Джейсон Ли, Джуди Парфитт, Кристофер Пламмер, Дэвид Стрэтэйрн, Эрик Богосян, Джон Си Райли
Клуб первых жен
The First Wives Club, 1996
На похоронах покончившей жизнь самоубийством подруги три бывшие одногруппницы обнаруживают сходство в своих судьбах: за годы, что прошли с момента выпуска, все они (включая покойницу) так или иначе помогли мужьям встать на ноги, а сейчас оказались брошенными ради молодых девушек. При этом жены остались у разбитого корыта, а мужья продолжают процветать и пользоваться всеми преимуществами, которые дарит им общество. Не желая, как предписывает традиция, молча, с так называемой женской гордостью, мириться с произволом, подруги берутся за месть, причем настолько успешно, что в процессе тотального уничтожения и унижения изменников женщины обретают множество других, более интересных целей и смыслов существования. Стоит отметить, что в консервативные девяностые финал первоисточника, романа Оливии Голдсмит, был для сценария переписан: в то время как в книге одна из героинь открывает в себе лесбиянку, в фильме она воссоединяется с бывшим мужем.
режиссер
Хью Уилсон
в ролях
Бетт Мидлер, Голди Хоун, Дайан Китон, Мэгги Смит, Дэн Хедайя, Сара Джессика Паркер
Плетеный человек
The Wicker Man, 2006
Офицер полиции приезжает на подозрительный остров, чтобы расследовать исчезновение своей дочери. Жители острова оказываются членами религиозной секты под управлением властной женщины по имени сестра Саммерсайл. Ремейк странного британского ужастика 1973 года, переделанный то ли в мизогиничную, то ли, наоборот, издевающуюся над вселенским страхом перед феминистками картину. Если в старом фильме по острову бегают и поют веселые песни забавные сексуально озабоченные взрослые и дети в масках животных, в новом «Плетеном человеке» действуют строгие серьезные женщины, которых хлебом не корми — дай принести в жертву Николаса Кейджа. За что им, наверное, надо сказать большое спасибо.
режиссер
Нил ЛаБут
в ролях
Николас Кейдж, Эллен Берстин, Молли Паркер, Лили Собески, Кейт Бихан, Криста Кэмпбелл, Фрэнсис Конрой, Эмили Холмс
Попали!
Doghouse, 2009
Тусовка лондонских мачо едет в провинцию, чтобы своими столичными манерами покорить и оприходовать как можно большее количество наивных деревенских дев. В итоге парни попадают в село, мужская часть населения которого пала жертвами загадочного вируса, а женская превратилась в кровожадных мужененавистнических зомби. Новый контекст веселого анархистского зомби-дискурса, оснащение объектов мужских фантазий (жительницы деревни разгуливают в клишированных порноодежках) так называемой вагиной с зубами, противостояние женщин и звезд мачистских фильмов про околофутбол и скинхедов; кровь, кишки и мертвечина — в общем, достойный образчик эксплотейшена в комическом британском изводе.
режиссер
Джейк Уэст
в ролях
Дэнни Дайер, Ноэль Кларк, Эмил Марва, Ли Инглби, Кейт-Ли Кастл, Кристина Коул, Терри Стоун
Другая женщина
The Other Woman, 2014
Когда любовница и жена симпатичного улыбчивого парня внезапно узнают друг о друге, а затем встречают еще и третью пассию своего любвеобильного бойфренда/мужа, они, вопреки стереотипам, не вцепляются друг другу в волосы. Девушки вступают в альянс и начинают изощренно мстить подонку по всем фронтам — благо фантазии и талантов у них на троих предостаточно. Бесшабашная Кэмерон Диас, пляжные виды, реки экранного алкоголя и поток неприличных шуток, к сожалению, смягченных дубляжом (как это было и с «Очень плохой училкой») — очень кстати и к наступающему сезону отпусков, и для подъема самосознания.
режиссер
Ник Кассаветис
в ролях
Кэмерон Диас, Лесли Манн, Кейт Аптон, Николай Костер-Вальдау, Дон Джонсон, Тейлор Кинни, Ники Минаж