КиноЖизнь напоказ:
10 фильмов о мире моды
Документальные картины о жизни и работе Дианы Вриланд, Валентино, Марка Джейкобса и других важных людей мира моды
В прокат вышел «Ив Сен-Лоран» — байопик Ива Сен-Лорана, охватывающий период, когда модельер возглавил Dior. Перенесенные на большой экран биографии великих людей всегда интересно смотреть, но не не стоит забывать, что чаще всего эти красивые, мелодраматичные фильмы приукрашивают реальность. И случай с «Ивом Сен-Лораном» — не исключение. Для тех, кто хочет понять, по каким законам живет мир моды и как складываются судьбы известных дизайнеров, моделей и фотографов, мы собрали 10 документальных фильмов о модной индустрии, где риск наткнуться на вымысел сведен к минимуму.
Текст: Дарья Чагина
Сентябрьский номер
The September Issue, 2009
Знаменитая документалка о работе над сентябрьским номером Vogue 2007 года — самым толстым на тот момент выпуском в истории журнала. Правда, предупреждаем: несмотря на то, что в фильме показаны планерки, примерки и сразу несколько съемок, включая съемку обложки, получился «Сентябрьский номер» как-то больше об отношениях между Анной Винтур и креативным директором журнала Грейс Коддингтон. Так что если хотите смотреть именно про работу редакции, советуем сделать выбор в пользу другой документалки — «In Vogue: The Editor’s Eye», выпущенной к 120-летию журнала. Там нет места для офисной драмы, зато в подробностях рассказывается о сразу нескольких поколениях фэшн-редакторов Vogue и самых крутых придуманных ими фотосессиях.
режиссер:
Р. Дж. Катлер
в ролях:
Хамиш Боулз, Сара Браун, Чарльз Черчуорд, Оскар де ла Рента, Патрик Демаршелье, Джилл Демлинг
Павильоны
The Tents, 2012
Документальный фильм об устройстве и истории Недели моды в Нью-Йорке. Посмотреть его стоит потому, что помимо прочего в фильме говорится о совершенно неглянцевом бедламе, который вечно творился во время мероприятия, когда показы еще проходили в белых тентах посреди Брайант-парка. Причем иногда ситуация становилась абсолютно катастрофичной: вспыхивала проводка, подвесной потолок рушился прямо на подиум, а к месту показов приезжала полиция, чтобы свернуть все мероприятие и разогнать моделей по домам. В итоге в 2010-м все показы перенесли в Линкольн-центр, но о тентах не забыли до сих пор — они все еще символ Нью-Йоркской недели.
режиссер:
Джеймс Белцер
в ролях:
Бетси Джонсон, Каролина Эррера, Айзек Мизрахи, Зак Позен, Томми Хилфигер
Диана Вриланд:
Глаз должен путешествовать
Diana Vreeland: The Eye Has to Travel, 2011
Хроника журналистской карьеры Дианы Вриланд в журналах Harper’s Bazaar и Vogue и всех ее достижений от дружбы с Жаклин Кеннеди до воговской обложки с Твигги и первых глянцевых разворотов о Мике Джаггере. Тот факт, что Вриланд позже уволили из Vogue без всякого объяснения причин, вызывает еще больше желания покопаться в ее биографии. Кстати, помните редактора журнала Quality из «Забавной мордашки»? Реальным прототипом этого персонажа была именно Диана Вриланд.
режиссер:
Лиза Иммордино Врилэнд, Бент-Йорген Перлмутт, Фридерик Ченг
в ролях:
Диана Вриланд, Ричард Аведон, Дэвид Бэйли, Лорен Бэколл, Сесил Битон, Маноло Бланик
Валентино: Последний император
Valentino. The Last Emperor, 2008
Корреспондент Vanity Fair Мэтт Тирнаур, для которого этот фильм стал первым режиссерским опытом, потратил на съемки не неделю и даже далеко не один месяц, а целых два года. За это время он успел настолько раствориться в окружении Валентино, что в какой-то момент все просто-напросто забыли о камере. Благодаря этому хитрому в своей простоте трюку получился один из самых грандиозных фильмов о фэшн-дизайнерах вообще. Настолько, что сначала его показали на Венецианском кинофестивале, а затем и вовсе номинировали на «Оскар». Особенно трогательно то, что зафиксировал Тирнаур последние годы карьеры дизайнера. Съемочная группа закончила собирать материал в июле 2007-го, за три месяца до того, как Валентино показал свою последнюю коллекцию.
режиссер:
Мэтт Тирнаур
в ролях:
Валентино, Джанкарло Джаметти, Нативидад Абаскал, Джорджо Армани, Дженни Бекер
Секреты Лагерфельда
Lagerfeld Confidential, 2007
Прежде чем встретиться с Лагерфельдом лично, режиссеру Родольфу Маркони, снявшему «Последний день» с Гаспаром Ульелем и Мелани Лоран, пришлось полгода донимать пресс-атташе дизайнера. Тот как попугай повторял, что Маркони вообще-то не первый и даже, наверное, не сотый, кто хочет снять фильм про Лагерфельда. Маркони, в свою очередь, настаивал, что сделает не так, как это сделали бы остальные. И сделал. «Секреты Лагерфельда» — камерное, можно даже сказать, интимное кино, которое, если уж честно, совсем не про высокую моду, а про последовательное превращение в бренд самого себя.
режиссер:
Родольф Маркони
в ролях:
Николь Кидман, Брэд Кёниг, Карл Лагерфельд, Принцесса Кэролайн, Кристи Белла Джойнер
Marc Jacobs & Louis Vuitton
Marc Jacobs & Louis Vuitton, 2007
Видеонапоминание о том, что когда-то Марк Джейкобс носил супердурацкие очки и совсем не выглядел так кричаще сексуально, как сегодня, но зато дружил с художником Такаси Мураками и размещал его мимимишные рисунки на сумках Louis Vuitton. Например, такую панду. Кроме экспериментов с сумками в фильме можно увидеть, как создавались первые самостоятельные коллекции Джейкобса. Хотя на самом деле все, что достаточно о фильме знать, — это то, что он очень смешной. Обо всех остальных документалках такого точно не скажешь.
режиссер:
Луи Прижен
в ролях:
Бернар Арно, Марк Джейкобс, Дайан Крюгер, Вайнона Райдер, Уэс Андерсон, Дита фон Тиз
Мадемуазель Си
Mademoiselle C, 2013
Бытовая мозаика из жизни Карин Ройтфельд после ее ухода с поста главного редактора французского Vogue и переезда в Нью-Йорк ради открытия собственного журнала. Вот Карин распивает водку с визажистом Томом Пешо, вот смотрит, как Лагерфельд убаюкивает ее внука, а вот сидит на съемках для первой обложки CR Fashion Book. Словом, вроде бы ведет тот самый богемный образ жизни, который обычно пропагандируют на страницах глянца. Но обольщаться не стоит — скорее всего это просто удачный монтаж.
режиссер:
Фабьен Констант
в ролях:
Карин Ройтфельд, Анна Винтур, Марион Котийяр, Джеймс Франко, Кирстен Данст, Линда Евангелиста, Лив Тайлер
Нараспашку
Unzipped, 1995
Довольно известный документальный фильм о подготовке показа осенней коллекции Айзека Мизрахи 1994 года, в котором приняли участие Кейт Мосс, Наоми Кэмпбелл, Синди Кроуфорд и Линда Евангелиста. Смотреть «Unzipped» стоит в случае острой ностальгии по девяностым, желательно не вспоминая, что то был пик карьеры Мизрахи. Модельер, коллекции которого без умолку обсуждали двадцать лет назад, сейчас о высокой моде забыл и превратился скорее в медийного персонажа. Причем одиозного: когда несколько лет назад Мизрахи поручили вести репортаж с красной дорожки «Оскара», он вместо того чтобы вежливо флиртовать с актрисами, принялся расспрашивать, надето ли на них нижнее белье. В общем, чтобы вам понравился фильм «Нараспашку», все эти сомнительные подробности из сегодняшней жизни дизайнера лучше забыть.
режиссер:
Дуглас Кив
в ролях:
Айзек Мизрахи, Карла Бруни, Наоми Кэмпбелл, Хелена Кристенсен, Синди Кроуфорд
Билл Каннингем Нью-Йорк
Bill Cunningham New York, 2010
Стритстайл стал настолько неотъемлемой частью нашей жизни, что кажется, будто он существовал всегда, а это не совсем так. Отца стритстайла зовут Билл Каннингем. В 1978 году он случайно сфотографировал на улице Грету Гарбо, и этот снимок напечатала The New York Times. Публикация оказалась настолько успешной, что все следующие годы вплоть до сегодняшнего дня Каннингем продолжает снимать красиво одетых прохожих, знаменитых и никому неизвестных, а The New York Times — печатать эти фотографии. Единственный минус видеопрофайла в том, что энергии в 85-летнем Каннингеме столько, что во время просмотра ты сам начинаешь чувствовать себя дряхлой развалиной.
режиссер:
Ричард Пресс
в ролях:
Билл Каннингэм, Эдитта Шерман, Патрик МакДональд, Кармен Дель’Орефисе, Аннетт де ла Рента, Анна Винтур, Айрис Апфель
Модель
Model, 1980
Черно-белая лента легендарного документалиста Фредерика Вайсмана, который снял четыре десятка фильмов обо всем на свете. Этот — про модельный бизнес — ироничный, но ирония у Вайсмана насквозь горькая. В сухом остатке воспринимать фильм приходится либо как предлог поговорить об объектификации женщин (да и мужчин тоже), либо как высказывание на тему консюмеризма, что сегодня тоже актуально. Единственная загвоздка: фильм был снят в 1985-м, а сейчас уже 2014-й, так что обе проблемы обросли новыми нюансами.
режиссер:
Фредерик Вайсман