КиноChaos Reigns:
9 женщин
Ларса фон Триера
От Бесс из «Рассекая волны» до Джо из «Нимфоманки» — что понимает про нас фон Триер
в российский прокат вышла первая часть самого ожидаемого фильма года — «Нимфоманки» Ларса фон Триера. Долгая рекламная кампания картины постепенно подготовила нас к тому, что на экране нам покажут многое; зрители с удовольствием достали из шкафа бирку «провокатор» и приготовились опять навешивать ее на датского режиссера. Мы же считаем, что хорошее кино призвано провоцировать чувства, особенно когда оно посвящено устройству женской души, — а в этом фон Триер разбирается лучше многих. Рассказываем, что он сообщал нам о нас с помощью героинь своих фильмов.
оля страховская
Медея
МЕДЕЯ, 1988
Телефильм по мотивам древнегреческой трагедии — не столько по Еврипиду, сколько по его адаптации, написанной в 60-х датским киноклассиком Карлом Теодором Дрейером и так никогда им не снятой. Из канонической истории про женщину, пожертвовавшую всем ради мужчины и потом им же преданную, фон Триер экранизирует лишь кошмарный финал. Изгнанная из города и отвергнутая мужем ради молодой соперницы, Медея задумывает страшную месть — и мстит. Решительная, сжавшая зубы Медея на фоне зыбкого, тусклого и безысходного ландшафта больше напоминает героиню сурового скандинавского эпоса, чем знойных античных мифов. Похоже, таким способом Фон Триер наглядно иллюстрирует тезис, что месть — это блюдо, которое лучше подавать холодным.
В РОЛЯХ
Кирстен Олесен, Хеннинг Дженсен, Удо Кир
Бесс
рассекая волны, 1996
Бесс с блаженным лицом Эмили Уотсон для многих стала первой фонтриеровской героиней: «Рассекая волны» показывали по российскому ТВ и образ безропотной, почти юродивой страдалицы у многих надолго сросся с именем режиссера. Воспитанная в христианской традиции и придумавшая себе доверительные отношения с богом, Бесс, как и многие героини фон Триера, вводила зрителей в ступор решительной и последовательной терпимостью к ударам судьбы, достающимся ей из рук мужа. Ад, ведущий в рай — высказывание прямолинейное, но эффектное: мы никогда не забудем колокольный перезвон в финале, разносящийся с пустынного неба над пустынным морем.
в ролях
Эмили Уотсон, Стеллан Скарсгард, Кэтрин Картлидж, Удо Кир, Жан-Марк Барр
Карен
ИДИОТЫ, 1998
Если после «Рассекая волны» фон Триера стали называть женским режиссером, то ярлык «провокатор» явно прицепился к нему после «Идиотов» — дискомфортного эксперимента движения «Догма». По-хорошему, надо отделять автора от персонажей, но не в этом случае. Компания молодых интеллектуалов весь фильм троллит буржуазное общество, выставляя себя, собственно, идиотами в публичных местах: пуская слюни и бегая с голым задом. Во время одного из перформансов к ним присоединяется тихая Карен, проявляющая к акциям дебилизма неподдельный интерес — все продолжают веселиться до тех пор, пока не выясняется, что она не в себе из-за смерти ребенка. За этим следует нравоучительный финал о том, как поддельное безумие сталкивается с настоящим. Занавес.
в ролях
Анна Луиса Хассинг, Енс Альбинус, Бодиль Йергенсен, Николай Ли Кос, Анне-Грете Бьяруп Риис, Луиза Мириц
Сельма
танцующая в темноте, 2000
Максимально слезовыжимательная история: бедная и слепнущая чешская иммигрантка тяжелым фабричным трудом пытается собрать деньги на операцию для сына. С певицей Бьорк в главной роли, а для усиленного психологического давления еще и с Томом Йорком на саундтреке. Сельма с ее инфантильным и доверчивым лицом и повадками — идейная наследница Бесс из «Рассекая волны»: вырванная из родного контекста и перемолотая системой, безропотная настолько, что иногда хочется запустить чем-то тяжелым в экран. Это фильм, в финале которого должен стоять титр БЕЗЫСХОДНОСТЬ — если у вас есть сердце, даже не пытайтесь смотреть «Танцующую в темноте», не обложившись клинексами.
в ролях
Бьорк, Катрин Денев, Дэвид Морс, Петер Стормаре, Джоэл Грей, Кара Сеймур, Владика Костич, Жан-Марк Барр, Винсент Патерсон, Шивон Феллон, Желько Иванек, Удо Кир
Грейс
догвилль, 2003
В трехчасовом формалистском эксперименте фон Триер опять проводит героиню через круги ада на земле. Девушку в бегах берут под крыло милые жители Догвилля, но их благолепие вскоре оказывается фасадным: Грейс сажают на цепь, насилуют, еще раз насилуют и в очередной раз объясняют, что она сама виновата. Ощущение театральности от структуры фильма и декораций (все действие происходит в темном павильоне, расчерченном мелом на условный план города) проходит ровно в тот момент, когда камера заглядывает в лицо Николь Кидман: то, что люди — зло, мы с ней понимаем примерно в один и тот же момент. Когда она наконец теряет терпение, мы торжествующе хлопаем в ладоши, — и высказывание Триера насчет доброты человеческой души и пользы библейского смирения обретает завершенность.
в ролях
Николь Кидман, Лорен Бэколл, Пол Беттани, Бен Газзара, Стеллан Скарсгард, Джеймс Каан, Харриет Андерссон, Жан-Марк Барр, Блэр Браун, Патришия Кларксон, Джереми Дэвис, Филип Бейкер Холл, Том Хоффман, Удо Кир, Клоэ Севиньи, Билл Реймонд
Грейс
мандерлей, 2005
Сиквел «Догвилля», с которым они должны были составить две части трилогии «Америка — страна возможностей», так никогда и не реализованной (сценарий заключительного «Вашингтона», кажется, так и лежит в фонтриеровской кинокомпании Zentropa на полке). Все та же Грейс, но в исполнении уже другой актрисы, решает насадить равноправие и отменить рабство на одной морально и законодательно отсталой плантации. Увы, ее идеализм сталкивается с реальностью, которую не так просто изменить чистыми намерениями. «Мандерлей», в отличие от «Догвилля», оказался почти комедией воспитания — и поэтому в итоге затерялся в его тени.
в ролях
Брайс Даллас Ховард, Исаак Де Банколе, Дэнни Гловер, Уиллем Дефо, Лорен Бэколл, Михаэль Абитебуль, Жан-Марк Барр, Джеффри Бейтман, Верджил Брамли, Рубен Бринкман, Дона Кролл, Джереми Дэвис, Льюэлла Гидеон, Мона Хаммонд, Джинни Холдер
Она
Антихрист, 2009
Грандиозный фильм о любви и природе отношений между мужчиной и женщиной, замаскированный под психологический хоррор. Именно в «Антихристе» фон Триер максимально наглядно выразил свою систему взглядов на различия полов: женщина — хаос и разрушение, а мужчина — четкое рацио, в итоге терпящее поражение. Вдобавок у героев фильма нет имен — это обобщенные Он и Она. Движимая чувством вины за смерть ребенка, который шагнул из окна, пока Они занимались любовью, героиня Шарлотты Генсбур постепенно сходит с ума, пока мужчина самоуверенно учит ее смотреть в лицо своим страхам. О, как зря. Исполненный в известном хоррор-жанре «хижина в лесу», этот разыгранный двумя актерами фильм ужасает похлеще любого слэшера. Просто потому, что многие из нас могут узнать себя в женщине с лопатой в руке, готовой сначала огреть ей мужчину по голове, а потом искренне его пожалеть.
в ролях
Уиллем Дефо, Шарлотта Генсбур, Сторм Акеке Сальстрем
Жюстина
Меланхолия, 2011
«Меланхолия» — любимая метафора ПМС в редакции Wonderzine: это фильм о днях, когда тебе по необъяснимой причине хочется, чтобы прилетела огромная голубая планета и разнесла все к чертям. Душевным страданиям главной героини фон Триер, действительно, не дает никакой рациональной мотивации. У нее отличная карьера и она буржуазно выходит замуж за положительного жениха в огромном поместье сестры. Окей, допустим, жених — зануда, работа достала, родители не выносят друг друга и вообще программы новостей сообщают, что все скоро умрут: к Земле приближается огромное небесное тело с прекрасным древнегреческим названием. Это один из самых красивых фильмов о конце света — по одной из версий, происходящем исключительно в сознании отдельной психически нестабильной женщины. Но когда она говорит «I know things», ей почему-то веришь.
в ролях
Кирстен Данст, Шарлотта Генсбур, Кифер Сазерленд, Александр Скарсгард, Брэйди Корбет, Стеллан Скарсгард
Джо
Нимфоманка, 2013
Новый фильм фон Триера, который мы ждали с премьеры «Меланхолии» — тогда, во время неудачной поездки в Канны, он впервые поделился планами снять порнофильм. Порно не вышло (после «Жизни Адель» поклонников фестивального кино уже ничем не удивить). Вышла многочасовая история сексуальных удач и неудач женщины, однажды переставшей испытывать оргазм с мужчиной всей своей жизни. Куда это ее привело, можно понять по кадру выше. Помимо многочисленных эротических сцен всех особенно радует тот факт, что мужское рацио (его играет Стеллан Скарсгард) и женская чувственность (Шарлотта Генсбур) опять никак не могут найти общий язык.
В РОЛЯХ
Шарлотта Генсбур, Стеллан Скарсгард, Стейси Мартин, Шайя ЛаБаф, Кристиан Слейтер, Джейми Белл, Ума Турман, Уиллем Дефо, Миа Гот, Софи Кеннеди Кларк, Конни Нильсен, Михаэль Пас, Жан-Марк Барр, Удо Кир