Кино10 причин ждать выхода
«Нимфоманки»
Откровенная тема, мультизвездный состав, Джейми Белл с хлыстом и другие поводы ждать новый фильм датского режиссера
25 декабря в Дании состоится премьера «Нимфоманки» Ларса фон Триера — истории сексуальной жизни женщины в поисках оргазма. В России, как и во всем мире, фильм выйдет в двух частях ближе к весне, а рано или поздно мы получим и полную, нецензурированную режиссерскую версию длиной в пять с половиной часов. Если вас недостаточно подогрела рекламная кампания фильма, мы приводим 10 причин ждать его выхода на экраны с замиранием сердца.
оля страховская
1
Для начала — это новый фильм фон Триера. А нравится вам это или нет, фон Триер — важнейший режиссер из действующих сейчас (хорошо, один из). Это утверждение сродни «Radiohead — главная группа планеты Земля»: может быть кто-то любимее или популярнее, но по совокупности заслуг и произведенного эффекта значительней мало кто есть. Фон Триера принято по инерции называть провокатором, хотя им он является лишь в коренном смысле: да, как любое искусство, его фильмы вызывают у нас реакцию; они не дарят иллюзию и не навязывают мораль, они ставят вопросы — больные или неудобные, — задевают, ранят — в общем, не оставляют равнодушными. Делают то, что в любительских кинорецензиях наивно обозначают как «заставляет задуматься». Хотим ли мы очередной эмоционально-интеллектуальной встряски? Конечно, хотим.
2
Не самая удачная, но все же беззлобная шутка Ларса в жанре «черный юмор» про симпатию к Гитлеру, которую страшно раздула каннская пресса, умудрилась отчасти затмить его заявление там же — что его следующим фильмом будет порно. Все поахали, но не до конца поверили. Потом стали всплывать детали, подтвердился актерский состав, ЛаБаф сообщил, что снимают они без дублеров, потом начали появляться тизеры, и стало понятно, что Ларс не шутил: фильм будет. Половина громких анонсов и слухов в итоге оказалась преувеличенной: актеры, конечно же, не занимались друг с другом сексом (по крайней мере, на камеру), жанр, как обычно у Ларса, — психологическая драма, с единственного пока пресс-показа сообщают, что откровенных сцен (с порнодублерами) много, но мы и не такое видели, а Стеллан Скарсгард отметил, что как порнофильм «Нимфоманка» — полная дрянь, потому что при всем желании возбудиться у вас не получится. Тем не менее это фильм про секс в жизни одной отдельной женщины и в основных его проявлениях, включая оральный, анальный, групповой и садомазохистский. Стоит вспомнить, что Zentropa фон Триера еще в конце 90-х стала первой мейнстримовой киностудией, выпустившей несколько хардкор-фильмов, включая «Розовую тюрьму» Лисбет Лингхофт, и дала стимул развитию феминистского порно.
3
Все, что мы знаем на данный момент о «Нимфоманке», — заслуга маркетинговой кампании невиданного масштаба по меркам авторского кино. Сам фон Триер со своей эпохальной пресс-конференции в Каннах закрыл рот на замок и не общается с прессой, от актеров тоже не особо можно было добиться подробностей. Вместо этого на протяжении последних месяцев нас дразнили серией тизеров, потом постеров, и лишь после выхода первого полного трейлера стало понятно, что это не многосюжетный эротический альманах, а многолетняя история одной женщины, которую играют несколько актрис и в жизни которой было много мужчин. Последней каплей стала реклама фильма в копенгагенском метрополитене: скобки с постера, символизирующие вагину, украсили раздвижные двери вагонов (конкурс на лучшую шутку про «катись в ****» можно считать открытым). Наши коллеги даже озвучили предположение, что кампания мощнее самого фильма и после нее в кино можно уже не ходить. Но зная фон Триера, не стоит рассчитывать, что с «Нимфоманкой» уже все ясно: нам все равно показали только вершину или какой-то боковой кусок айсберга.
4
На самом деле фильм, конечно же, не о сексе, а о женщине. Фон Триера раньше упрекали в мизогинии — он действительно проводил через тяжелые испытания и своих героинь, и актрис, — но уже давно понятно, что он просто слишком хорошо все про нас понимает, хоть и демонстрирует это порой безжалостно. В мире фон Триера мужчина — четкое рацио, а женщина — хаос, клубок страстей и противоречий, оборачивающихся либо против нее самой, либо против всего мира. Отдельного исследования заслуживает, к примеру, мысль, что «Антихрист» — это метафора послеродовой депрессии, а «Меланхолия» — ПМС. Логично, что автор решился на подробное исследование женской сексуальности, и крайне интересно, что и как он нам сообщит.
5
Сложно сказать, кто из актеров первой величины рискнул бы подписаться на такой проект, если бы над ним стояло имя другого режиссера. Фон Триеру же удалось собрать впечатляющий каст. Достаточно перечислить исполнителей основных ролей: тут и его любимые Шарлотта Генсбур и Стеллан Скарсгард, и звезды мейнстрима Шайя ЛаБаф и Ума Турман, и вытащенные из полузабытья Кристиан Слейтер и Конни Нильсен. Все эти люди на одном экране, к тому же полуголые — что это, если не дрим тим?
6
В свое время Бьорк предупреждала Николь Кидман никогда не работать с фон Триером. А вот Шарлотта Генсбур определенно нашла с датчанином общий язык и играет у него уже третий раз подряд. Это, пожалуй, заслуга обоих: например, со съемок «Антихриста» актриса писала Джейн Биркин: «Мам, не волнуйся, у нас тут весело: сегодня весь день бегала голая по лесу, вымазавшись в крови». К дочери Сержа Генсбура мы всегда относились с симпатией, но именно после ролей у фон Триера стало понятно, какая она грандиозная актриса. К тому же недавнее социсследование доказывает, что пока мужчины восхищаются внешностью Меган Фокс, женщины признают одной из главных красавиц на свете Шарлотту.
7
В 2000-м году фон Триер снимал с музыкой Бьорк и Тома Йорка, спустя десять лет показал в «Антихристе», как использовать Генделя, а в «Меланхолии» — Вагнера: без них картина была бы неполной. В «Нимфоманке», судя по тизерам и отзывам прессы, нас ждет удивительное попурри из Rammstein, Баха и кавера Шарлотты Генсбур и Бэка на «Hey Joe» Джими Хендрикса. Мы, конечно, не хотим сказать, что Rammstein — это Вагнер XX века, но они вдруг оказались в достойной компании.
8
В этом году благодаря Стиву МакКуину и его «12 лет рабства» мы выучили имя впечатляющей дебютантки Люпиты Нионго, а следующий год, вероятно, станет триумфальным для Стэйси Мартин. Выросшая в Лондоне француженка и модель агентства Premier сыграла героиню Шарлотты Генсбур в юности и занимает добрую половину фильма. О ней пока ничего не знает даже Википедия, зато, судя по сайту Imdb, у начинающей актрисы уже пара других фильмов в пре-продакшне.
9
Из умопомрачительного актерского состава «Нимфоманки» отдельно хочется выделить Джейми Белла — ну хотя бы потому, что с его участием вышло целых два тизера, и роль в фильме у него весьма выразительная. Хорошенький мальчик из «Билли Эллиота» уже работал в компании фон Триера десять лет назад — играл главную роль в пронзительной «Дорогой Венди» у Винтерберга и по фонтриеровскому сценарию, но после этого немного выпал из-под радаров большого кино. К нашей радости, сейчас у 27-летнего Белла намечается яркий камбэк. Он невероятно похорошел и явно открывает возможности более взрослого амплуа: в «Нимфоманке» играет красивого и чуть застенчивого садиста, а, например, в только что вышедшей «Грязи» по Ирвину Уэлшу — копа с очень маленьким членом. Смелость — это похвально, а Джейми Белл вдобавок очень хот. Так что на месте Фассбендера мы бы немного заерзали.
10
Несмотря на то что фон Триер постарался свести на нет обстоятельства места и времени, концентрируясь на переживаниях героини, понятно, что история, охватывающая примерно 40 лет ее жизни, не может обойтись без парада разных эпох. Этой зимой нас ждет немало фильмов о прошлом, и «Нимфоманка» будет в их числе: судя по тизерам, в своих воспоминаниях Джо пройдется по всем декадам, начиная с 70-х.
Ну и последний аргумент в качестве бонуса:
так или иначе, «Нимфоманку» посмотрят все.