КиноПара о любимом фильме: «Побег из Шоушенка»
Проверяем на прочность историю побега из самой известной тюрьмы в истории кинематографа
МОЖНО СКОЛЬКО УГОДНО ПРЕДВКУШАТЬ ВЫХОД НОВЫХ ФИЛЬМОВ, но давайте будем откровенны: в дружеских разговорах мы чаще цитируем совсем другое кино — то, на котором выросли или навсегда полюбили в юности. Не хочется называть эти фильмы громким словом «культовые», хотя объективно они таковыми являются. Каждую неделю мы просим наши знакомые пары пересмотреть любимый фильм и прокомментировать важные для них сцены.
Сегодня обсуждаем американскую драму Фрэнка Дарабонта по повести Стивена Кинга — «Побег из Шоушенка». Ленту, традиционно занимающую верхние строчки в списках «лучших фильмов всех времен». Это история про несправедливо осужденного за убийство жены банкира Энди Дюфрейна, который сумел остаться человеком, проведя 20 лет за решеткой, и нашел выход на свободу вопреки, казалось бы, непреодолимым препятствиям.
Макс Николаев и Ирра Богушевская
музыканты группы Pinballsound
Вместе 9 лет
«Побег из Шоушенка» — универсальный выбор пары в случае, когда вечером хочется посмотреть какой-нибудь фильм, но нет желания копаться в текущих киноновинках. Макс считает «Побег из Шоушенка» практически идеальным фильмом и одним из тех редких случаев, когда киновариант куда мощнее, чем его литературный первоисточник. Ирра, как фанатка картин о тюрьмах и побегах, любит «Побег из Шоушенка» за то, что это ода силе человеческого духа и вечному стремлению к свободе. Ребята смотрели этот фильм вместе порядка семи раз и для Wonderzine с удовольствием пересмотрели в восьмой.
«Побег из Шоушенка»
реж. Фрэнк Дарабонт
1994
0:06:53
Макс
Ирра
Лицо и глаза Энди Дюфрейна, когда ему объявляют приговор. Тим Роббинс — великий актер, а фраза, сказанная его персонажем позже («Я оказался в центре бури»), идеально подходит к этой сцене.
Наказание для Энди — испытание, он не тратит время на размышления о несправедливости, он обтачивает себя, как шахматную фигурку из камня, становится крепче и лучше.
0:27:28
Макс
Ирра
Первый разговор Энди Дюфрейна с Рэдом. «Почему они тебя так назвали?» — «Может быть, потому, что я ирландец».
Ирландия — вечная заноза в заднице. Глаза у Рэда (Фримена) хитрые, и играет он безукоризненно. Неслучайно Энди предлагает научить его шахматам — это игра, в которой важны ум, смелость, умение просчитывать варианты на много ходов вперед. Это игра для победителей, которыми они с Рэдом в итоге и окажутся.
0:36:31
Макс
Сцена разговора Энди Дюфрейна с главным охранником Байроном Хедли позволяет понять, что в теле долговязого ботаника-юриста скрывается могучая личность. Герой переламывает отчаянную ситуацию в тюрьме в свою пользу, предлагая свою помощь в решении налоговых вопросов. В любой момент его могли убить, но он все сделал как надо.
0: 45:25
Макс
Когда видишь, как Байрон Хедли с остальными охранниками бешено избивают в камере Богза (лидера банды, которая доставала Энди в тюрьме), то сначала кричишь: «Да, так его!» — за все те страдания, которые Богз причинил главному герою. Но уже в следующем кадре, где парализованного Богза увозят в тюремную больницу, а голос за кадром сообщает, что он навсегда остался калекой, эти слова как-то застревают в горле.
65:29
Макс
Ирра
Самоубийство Брукса — один из самых печальных моментов в фильме. Старика, просидевшего почти всю свою жизнь в тюрьме, выпускают на свободу, но у него так и не получается адаптироваться к жизни на воле. Тюрьма въелась ему под кожу. С другой стороны, понимаешь, что так Бруксу, наверное, будет только лучше.
Брукс не прошел испытание свободой, тюрьма не закалила его, а подчинила себе.
67:57
Макс
Ирра
Щемящий момент: Энди достает пластинку Моцарта и включает ее на всю тюрьму, заперев охранника в сортире. Частичка абсолютной красоты и свободы в свинцовой мерзости тюрьмы.
Благодаря Энди в тюрьме появляется библиотека, а учиться — это лучшее, что может сделать человек. Знания открывают любые двери.
91:40
Макс
Ирра
Великая и страшная сцена беседы начальника тюрьмы Нортона и Томми Уильямса — молодого вора, которого Дюфрейн научил читать и благодаря которому случайно узнал имя настоящего убийцы своей жены и ее любовника. Щемящий момент, когда у главного героя появляется надежда на скорое освобождение, но Нортон не намерен отпускать курицу, несущую золотые яйца. Он сажает сорвавшегося Энди в карцер и приказывает убить Томми.
Начальник тюрьмы ошибочно считает себя всемогущим. Его ослепляет власть. Он верит в свою безнаказанность и забывает об опасности.
103:45
Макс
Энди рассказывает про место в Мексике, про которое говорят, что в нем нет памяти. Герой мечтает там поселиться и приглашает с собой Рэда. Основополагающий разговор персонажей о свободе, смерти и расплате за свои ошибки. Жить или умереть, без вариантов.
114:48
Макс
Ирра
Побег Энди. «Геология — это наука давления и времени».
Через сотни метров говна к свободе, 20 лет каждый день по ложке выносить песок и камни из камеры. Энди заплатил за свою свободу, только так и можно ощутить ее сполна. Камни, давление и время — инструменты для того, кто знает, как ими управлять. Что касается начальника Нортона, самоубийство — это его последняя возможность сделать выбор. Гордыня не позволяет Нортону принять суд и искупить собственную вину. «И суд мой будет скор и страшен — возмездие неотвратимо».
138:32
Макc
Ирра
Они встретились, Рэд и Энди. У океана. Текут слезы. Занавес.
Рэда отпускают тогда, когда он перестает притворяться и становится самим собой. Он принял себя и свою жизнь, а Энди помог ему найти смысл, указал дорогу к синему океану и к свободе.