КиноПара о любимом фильме: «Вспомнить все»
Проверяем на прочность боевик Пола Верховена по мотивам рассказа Филипа Дика
Можно сколько угодно предвкушать выход новых фильмов, но давайте будем откровенны: в дружеских разговорах мы чаще цитируем совсем другое кино. То, на котором выросли, которое сформировало наше представление о тех или иных жизненных проблемах. Не хочется называть эти фильмы громким словом «культовые», хотя объективно они таковыми являются. Время от времени редакция Wonderzine будет показывать наши любимые фильмы знакомым парам и просить ребят прокомментировать важные для них сцены. Сегодня обсуждаем фантастический боевик Пола Верховена «Вспомнить все» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли.
Ира Инешина,
креативный директор
Даниил Трабун,
главный редактор
Look at Me
Вместе 1,5 года
Первый раз поодиночке смотрели «Вспомнить все» еще в школе. Летом прошлого года решили пересмотреть фильм перед тем, как пойти на ремейк с Колином Фаррелом. Сидели в «Ароматной реке», ели суп фо, смотрели на Шварценеггера, а потом решили на Фаррела не идти. По просьбе Wonderzine ребята пересмотрели «Вспомнить все» в третий раз и рассказали о своих впечатлениях.
«Вспомнить все»
реж. Пол Верховен,
1990
0:03:31
Даниил
Ира
Надо сразу сказать, что у Верховена вместе со Шварценеггером получился даже более шизофренический фильм, чем первоисточник — рассказ известного психа и великого фантаста Филипа Дика. Вот смотрите, с первых кадров «Вспомнить все» погружает зрителя в пучины депрессии, паранойи и навязчивых идей. Куэйд никогда не желал полететь на Марс, но после сна почему-то хочет. Женщина, которая ему снится, — полная противоположность его жене. Главное — Куэйд не удовлетворен собой, ну то есть совсем. Кризис среднего возраста. А Шэрон Стоун — горяченькая.
Действительно, раскол у него случается еще в первой сцене сна: романтическая прогулка по мифическому Марсу, треснувшая оболочка, отсутствие кислорода и эти глаза напротив.
0:05:57
Даниил
Тут, за просмотром Euronews про Марс, происходит диалог о том, что «Дорогой, ты же добился всего, чего хотел». Если ставить диагноз Куэйду сейчас, то точно будет депрессия.
0:12:09
Даниил
ира
Отличная сцена с секретаршей шарлатана, который торгует воспоминаниями. Гаджет для автоматического маникюра — мечта любой женщины. Куэйд выбирает поездку внутрь самого себя, его голову наполнят ложными воспоминаниями. Для того чтобы добавить символизма и еще раз подчеркнуть, что все это метафора, художник-постановщик особенно постарался: за продавцом воспоминаний — детская картинка с ракетой (которая в измененном виде потом опять появится, но уже на другой стене), это намек на иллюзорность реальности. Плюс два идентичных экрана на стене — аллегорическое изображение головы главного героя. Потом эти два глаза много где еще появятся, так что фиксация на них — штука неслучайная.
Есть опасность провалиться во фрактал доморощенного психоанализа, поэтому я, наверное, воздержусь от комментариев, но в целом с тобой соглашусь.
0:16:12
Ира
Даниил
Шизоидная эмболия! Вот оно что. Хорошо ложится в историю про недостаток кислорода в целом, если думать, что Марс — это метафора. Кстати, вторую сторону Куэйда зовут Хаузер. Припоминаю, что Каспар Хаузер — это загадочный юноша, найденный в XIX веке, признанный потомком короля. Потом, правда, он был так же таинственно убит через пять лет. Помнишь, кстати, мы смотрели «Легенду о Гаспаре» с Винсентом Галло в огромном пустом зале «35мм»? Там тоже все было про сон. Точнее, про передоз главного героя.
Интересно, что все последующие столкновения с докторами будут заканчиваться у Хаузера натуральными приступами, переходящими в отличные экшен-сцены.
0:21:18
Даниил
Итак, после приступа Куэйд-Хаузер расправляется со всей ненавистной ему реальностью. Сослуживцы — агенты спецслужб, жена — предательница. Реальность становится именно такой, как ему и хотелось. Здесь есть и вторая, более простая точка зрения, — о том, что все вокруг действительно агенты. Она менее реалистичная, но мы, в конце концов, сай-фай же смотрим. Как истинные параноики, мы докручиваем придуманную (или увиденную) систему до идеала и нисколько этого не стыдимся. Так даже интереснее.
0:34:50
Даниил
Ира
то есть они следят за вами из-за жучка в вашей голове? Никогда не задумывались? Надо только в зеркало посмотреть и представить. Шизофрения Хаузера развивается.
Незадолго до просмотра «Вспомнить все» мы не только узнали, что в США мышам впервые внедрили искусственное воспоминание, но и прочитали гениальную книгу «Операторы и вещи» Барбары О`Брайен. Барбара «переболела» шизофренией и написала автобиографический роман. Голоса в голове отправили ее путешествовать по всей Америке, чтобы избавиться от наболевших проблем. Барбара в своей книге подробно описывает галлюцинации и навязчивые состояния, которые с ней случаются. «Операторы» указали ей путь выхода из невыносимой ситуации и в итоге помогли исцелиться. Так и наш герой следует указаниям, чтобы выбраться.
0:46:30
Даниил
Ира
Подсознание Куэйда-Хаузера (так же, как и любого из нас) — довольно страшное и прекрасное одновременно. Во-первых, как это и должно быть, оно фиксируется на сексуальном: три сиськи — это не просто классная находка, это то, что творится в голове каждого мужчины.
Я просто очень прошу поставить кадр с грудями на обложку материала.
01:04:23
Ира
Даниил
Выбери красную пилюлю — и попадешь в реальность. Вообще братья Вачовски многими вещами из Total Recall вдохновились, снимая «Матрицу».
Масштабная галлюцинация, как мы склонны считать (основная подсказка от Верховена еще впереди), снята специально очень некомфортно. Дискомфорт сложно объяснить, пока не залезешь в интернет и не узнаешь, что эпизод по сценографии полностью повторяет сцену диалога между Полом Ньюманом и Людвигом Донатом в хичкоковском «Разорванном занавесе» 1966 года. Кино — прямая ассоциация с иллюзорностью и фантомностью происходящего. Можно фантазировать, что Куэйд-Хаузер когда-то посмотрел Хичкока и теперь рисует сцену по своим воспоминаниям, но вот это уже пусть Жижек в своем третьем «Киногиде извращенца» рассказывает.
1:16:42
Ира
Даниил
Мужчины с Марса, женщины из Venusville, но независимо от пола все несчастные мутировавшие борцы за свободу живут на планете, полной ресурсов и кислорода, которые прибрали к рукам корпорации. Occupy Mars.
Еще важно заметить, что большая часть мутантов, с которыми Хаузер встречается, — изуродованные с одной стороны. История о раздрае одной половинки мозга с другой педалируется. Или мы вместе с художником-постановщиком — психи. Одно из двух.
1:48:50
Даниил
Ира
Главная драма фильма (и организма) — то, что психологические проблемы неразрывно связаны с физиологией. Организм Куэйда-Хаузера сам себя лечит, он ищет выходы и способы связать полушария, так же как жители Марса. Внутри нас есть нескончаемый источник энергии, возможность быть гармоничным и здоровым. Для этого нужно избавиться от ненужного снаружи — того, что годами копилось «просто потому что так», уйти с нелюбимой работы, возможно, даже бросить нелюбимого человека. Для этого нужно разобраться в себе. Комплексная проблема Куэйда-Хаузера разрешится только тогда, когда он соединит все разорванные нити — будь-то пробка в кровеносных сосудах, две личности внутри себя или быт и желания в реальности. Что, как видите, и происходит. Потоки воздуха оргазмически выбрасывает гора, а папа (здоровое левое полушарие) с дочкой (здоровое правое полушарие) на это смотрят.
«Если это сон, то поцелуй меня покрепче». Предлагаю тебе так и сделать.