Кино10 современных женщин-режиссеров
Что смотреть у Клер Дени, Андреа Арнольд, Келли Рейхард и их коллег
завтра на российские экраны выйдет «Элитное общество» — новый фильм Софии Копполы, одной из главных женщин-режиссеров планеты на данный момент. Статистически эта профессия остается мужской, но исключений все больше: за последнее время этот список пополнили, например, Лена Данэм и Джулия Ли. Мы выбрали десять женщин-режиссеров со всего мира — от Греции до Новой Зеландии, — на которых вполне могут равняться новички, и рассказываем, на какие их фильмы стоит обратить внимание в первую очередь.
ольга страховская
Андреа Арнольд
Англичанка из простой трудной семьи, Арнольд сначала пыталась
работать на телевидении — на подтанцовках Top Of The Pops и ведущей комических шоу, но потом предпочла занять место за камерой, а не перед ней. На ее короткую фильмографию приходится выдающееся число наград: ее третья в жизни короткометражка взяла «Оскар», а дебютный фильм «Красная дорога» принес ей приз жюри Каннского кинофестиваля. Арнольд считалась голосом современного британского рабочего класса, пока неожиданно не взялась за классику английского романтизма, показав, как можно новаторски оживить многократно экранизированный материал.
что смотреть
«Аквариум» Fish Tank (2009)
Духоподъемная драма про юную любительницу хип-хопа с окраин, запавшую на бойфренда собственной матери (первая роль Майкла Фассбендера в амплуа секс-символа).
«Грозовой перевал» Wuthering Heights (2012)
Возможно, лучшая экранизация одноименного романа Эмилии Бронте — антитрадиционная, снятая в предельно реалистичной манере и невероятно красивая (бонус — Кайя Скоделарио из сериала Skins в роли повзрослевшей Кэтрин).
Келли Рейхард
Любимица Сандэнсовского кинофестиваля, ответственного за большинство открытий в американском независимом кино последних 30 лет. Келли Рейхард родилась и сняла свой первый фильм во Флориде, но потом ее фокус сместился на прославленный Гасом ван Сентом Портленд и его окрестности — в своем роде мекку инди-кино. Рейхард можно в каком-то смысле считать краеведом: все ее истории — эпизоды из жизни простых людей, по разным причинам застрявших в пределах штата Орегон. Это американское инди at its best, неспешно, чутко и слегка грустно наблюдающее за обыденностью, а между строк намекающее на актуальные политические и социальные проблемы.
что смотреть
«Обход Мика» Meek's Cutoff (2010)
Неожиданный для Рейхард экскурс в историю штата — по мотивам реальных событий. Теперь на Большом Орегонском пути сбиваются с курса первые поселенцы с обоймой повозок, тоже пытающиеся найти дорогу в светлое будущее.
«Венди и Люси» Wendy and Lucy (2008)
Как шутили не раз, экранизация песни про «пропала собака по кличке Люси». Девушка вместе с любимой собакой едет на Аляску искать лучшей жизни, но застревает в Портленде по вышеуказанной причине.
Клер Дени
Не просто главная французская женщина-режиссер, но и в целом одна из топ-5 французских режиссеров на сегодня. Дени родилась в семье военного и до 14 лет жила в Северной Африке — отсюда ее фиксация на постколониальном синдроме и уже много лет не теряющая актуальности мультикультурная рефлексия белого европейца. Отчасти приписанная к кругу новых французских экстремистов, она, как и все женщины-режиссеры, более поэтична и чувственна, чем предписывают законы реализма. Как и героиня ее предпоследнего фильма «Белый материал», Дени завороженно вглядывается в странные, порой непроницаемые лица чужаков, будь это чернокожие эмигранты в «35 стопках рома» или одержимые сексом и запахом крови герои плотского хоррора «Что ни день, то неприятности».
что смотреть
«Хорошая работа» Beau Travail (1999)
Самый выразительный фильм Дени, в котором сплелись ее упоение Африкой и пластикой мужского тела. Угрюмый сержант французского легиона (Дени Лаван), рота солдат, палящее солнце и двусмысленная драма.
«Белый материал» White Material (2009)
Автобиографичный и придуманный под Изабель Юппер фильм. Героиня, растерянная, но преданная Африке хозяйка кофейной плантации, — на грани разорения и в эпицентре стремительно обостряющегося военного конфликта.
Джулия Локтев
Наша бывшая соотечественница, которую родители в девять лет увезли в Штаты, дебютировала в кино документалкой про собственного отца, прикованного к кровати после аварии, а еще она, к примеру, делала инсталляцию для выставки «Глобальный феминизм». За прошлые десять лет Локтев сняла всего два игровых фильма, но зато каких. В руках любого другого режиссера эти сюжеты — о подготовке взрыва на Таймс-сквер и о походе в грузинские горы — могли бы стать или документальным кино, или триллером. Но она умудряется делать из них тонкие, зыбкие драмы про красоту и хрупкость момента, про то, как микроскопические происшествия ведут к напряженной, звенящей в тишине кульминации.
что смотреть
«Самая одинокая планета» The Loneliest Planet (2012)
Пара бэкпекеров (Гаэль Гарсия Берналь и Хани Фюрстенберг) отправляются с проводником в путешествие по грузинским горам, которое окажется не таким идиллическим.
«День-ночь, день-ночь»
Day Night Day Night (2004)
Завораживающая и минималистичная хроника двух последних дней девушки, готовящейся к теракту.
Кэтрин Бигелоу
Самая успешная и красивая женщина-режиссер Голливуда, Бигелоу мощно напомнила о себе, сняв «Повелителя бури» и отобрав главный «Оскар» 2010 года у собственного бывшего мужа — Джеймса Кэмерона и его «Аватара». Злые языки, правда, поговаривали, что приз ей дали исключительно ради красоты жеста (но им хочется посоветовать для начала посмотреть фильм). Карьера Бигелоу вдвойне впечатляет, учитывая, что она играет на преимущественно мужской территории экшн-фильмов: например, это она сняла один из лучших на свете остросюжетных фильмов про броманс и предательство — «На гребне волны» с Патриком Суэйзи и Киану Ривзом.
что смотреть
«На гребне волны» Point Break (1991)
Классика 90-х. Душераздирающая история о том, как фэбээровец внедряется в банду
грабителей-серферов и постепенно проникается чувствами к ее главарю, его бывшей девушке и общему духу свободы.
«Цель номер один» Zero Dark Thirty (2012)
Уже второй фильм Бигелоу про иракский синдром. «Цель» напоминает сериал Homeland, только основан на реальных событиях. Одержимая работой оперативница идет по следу Усамы Бен Ладена.
Джейн Кэмпион
Не просто главная новозеландская женщина-режиссер, но и самый известный новозеландский режиссер вообще, хоть и обосновавшаяся в соседней Австралии. За Джейн Кэмпион, снимающей с середины 80-х, быстро и прочно закрепилась слава феминистки, хотя она, конечно, многомернее, — но и правда, большинство ее фильмов посвящены сложной судьбе женщины, с трудом и болью прокладывающей свой путь. Еще Кэмпион часто считают автором одного хита (взявшего половину каннской пальмовой ветви «Пианино»), немного зацикленной на костюмных драмах. Первое не совсем верно, второе — скорее да: у нее в архиве — и байопик трагической новозеландской романистки Дженет Фрейм, и экранизация последних трех лет жизни поэта Китса с Беном Уишоу, и «Портрет леди» с Николь Кидман. В последние годы Кэмпион как-то исчезла с радаров, чтобы триумфально вернуться с мини-сериалом «Вершина озера» про травмированную детектившу (Элизабет Мосс), который показывали одним сеансом и на «Сандэнсе», и на Берлинале.
что смотреть
«Вершина озера» Top of The Lake (2013)
Семисерийный сериал о том, как фрустрированная женщина-детектив приезжает в забытый богом новозеландский городок налаживать отношения с матерью, но втягивается в поиски пропавшей беременной девочки. Сюжет и обилие странных деталей намекают, что Кэмпион в свое время тоже смотрела «Твин Пикс».
«Пианино» The Piano (1993)
Мелодраматичная история немой пианистки, выданной замуж в Новую Зеландию, а также ее страстных отношений с музыкой и ассимилировавшимся среди аборигенов моряком. «Пианино» еще примечательно первой ролью Анны Пакуин из True Blood, которая с ходу взяла за нее «Оскар».
Афина Ракель Цангари
Афина Ракель — половина режиссерско-продюсерского дуэта, ответственного за оживление кинофестивального ландшафта: вместе с Йоргосом Лантимосом («Клык», «Альпы») они, меняясь ролями, сняли главные фильмы «новой греческой волны» последних пяти лет. Цангари училась режиссуре в Штатах и там же сняла свой первый фильм The Slow Business of Going — один из лучших кинодебютов 2002 года по версии Village Voice. Там же завязалась ее дружба с героем американского инди Ричардом Линклейтером: в прошлом году Цангари вдруг спродюсировала его мощный камбэк — третью часть трилогии «Перед рассветом / закатом / полуночью» — и даже сыграла в ней маленькую роль. Сама она отказывается вписываться в какой-то фестивальный тренд и в каждом интервью подчеркивает, что они с Лантимосом — две самостоятельные единицы. Но, как у всех друзей, у них явное сходство взглядов и эстетических принципов: «Аттенберг» — вариация на все ту же больную для Греции тему патриархальной семьи, что и «Клык», только с обратного, более мягкого и женского ракурса.
что смотреть
Slow Business of Going (2001)
Фильм, который мало кто видел, но который хочется посмотреть уже по одному описанию: девушка-киборг собирает по всей планете впечатления для архива воспоминаний «Ностальгия напрокат». Это, как ни странно, не сай-фай, а арт-проект, который снимали пять лет, с реальными воспоминаниями и импровизацией актеров.
«Аттенберг» Attenberg (2012)
Меланхоличная и по-хорошему девичья рефлексия о состоянии современной Греции. Немного странная девушка живет в пустеющем индустриальном городке, смотрит передачи о животных, учится целоваться на подруге и жить с другими мужчинами, кроме умирающего отца.
Дебра Граник
Еще одна фаворитка Сандэнсовского кинофестиваля: ни один фильм Граник не уезжал без наград с этого главного смотра независимого кино. Ее дебютная студенческая короткометражка Snake Feed взяла там приз за лучший короткий метр; за этим, по нарастающей, последовали приз за режиссуру и в итоге гран- при. Политолог Граник поначалу снимала образовательные фильмы для профсоюзов, и этот курс на социалку очень заметен. Ее феминизм и левачество отлично пришлись ко двору: фильмы про нелегкую жизнь до сих пор считаются трейдмарком американской инди-сцены (некоторые, правда, называют это фестивальной конъюнктурой).
что смотреть
«Зимняя кость» Winter's Bone (2010)
Опять-таки семейная драма — но уже из настоящих низов. Девочка-подросток, по сути заменившая мать младшим брату с сестрой, отправляется на поиски отца-зека — иначе у них отнимут за долги дом.
«До последней черты»
Down to the Bone (2004)
Драма семьи из среднего класса —образцово-показательной, если бы не пагубное пристрастие хранительницы очага к кокаину. Роль женщины, которая борется с зависимостью и в жизни которой появляется призрак надежды, принес Вере Фармига спецприз жюри «Сандэнса» и восхищенные отзывы прессы.
Ангела Шанелек
Одна из ведущих режиссеров так называемой «берлинской школы» — сообщества единомышленников, сформировавшегося в главной немецкой киношколе Deutsche Film- und Fernsehakademie Berlin и породившего за последние десять-пятнадцать лет лучшие фестивальные фильмы страны. Для них характерна отстраненная и минималистичная манера, с сюжетами из настоящего и недавнего прошлого Германии. Ангела Шанелек — не исключение. Вдобавок, благодаря своему театрально-актерскому прошлому, часто снимается в собственных фильмах сама. Любовь к театральной традиции не мешает ей снимать предельно реалистично: один из ее лучших фильмов, « После полудня», — перенесенная в современный Берлин интерпретация чеховской «Чайки».
Что смотреть
«остановки в городах»
Plätze in Städten (1998)
Второй фильм Шанелек и ее дебют на престижном мировом фестивале — «Остановки» показывали в каннской программе «Особый взгляд». Здесь еще заметнее тема географической потерянности: девушка мотается по разным странам в поисках то ли новых друзей, то ли себя.
«орли» Orly (2010)
Короткие эпизоды из четырех жизней: мать и сын, направляющиеся на похороны отца, молодая пара в романтической поездке, женщина, оставившая мужа, и случайно познакомившаяся пара. Все они объединены местом, временем и бездействием — залом ожидания в парижском аэропорту, нейтральной транзитной зоной между прошлым и будущим.
Линн Рэмси
За пятнадцать лет уроженка Шотландии Линн Рэмси проделала путь от обладательницы пары каннских наград за короткометражки до места в жюри этого самого каннского конкурса: в этом году она судила программу бок о бок со Стивеном Спилбергом, Наоми Кавасе, Энгом Ли и Николь Кидман. Три фильма назад (да, у нее их всего три) она была надеждой британского соцреализма — но как и ее коллега Андреа Арнольд, предпочла осваивать новые территории. Ее последний фильм «Что-то не так с Кевином» вызвал много упреков в претенциозности, а намечавшийся голливудский дебют вовсе не состоялся. Рэмси странным образом не явилась на съемки «Джейн берет ружье», откуда вслед за ней сбежали Майкл Фассбендер и Джуд Лоу. Остается только надеяться, что этот инцидент не подкосит ее карьеру.
что смотреть
«что-то не так с кевином» We Need to Talk About Kevin (2011)
Рэмси снова вглядывается в лица подростков — но на этот раз в рамках более интимной, семейной темы. «Что-то не так с Кевином» — иллюстрация главного страха любой матери: что, если твой ребенок вырастет монстром?
«крысолов»
Ratcatcher (1999)
Дебют Рэмси, с ходу проехавшейся по всем больным точкам шотландского дна (правда, образца 1973 года). Неблагополучные семьи, трущобы, грязные улицы, трудные подростки, случайное насилие — все, что необходимо суровой британской драме взросления.
фотографии: Andrea Arnold, Athina Rachel Tsangari, Lynne Ramsay,
Jane Campion via Shutterstock; Nicolas Genin/Wikimedia Commons, Cristiano Del Riccio/flickr.com, Vegafi/Wikimedia Commons