Ощущение эйфории: Иван Вырыпаев
Проект «Полный метр», созданный при поддержке FIVE REACT рассказывает о режиссерах русского авторского кино, в числе которых — пять участников «Эксперимента 5IVE», зафиксировавших уникальность человеческих ощущений в пяти абсолютно разных короткометражных лентах.
|
Театральный деятель, один из основоположников «новой драмы», периодически пытающийся запихнуть ее в формат кино. |
|
Жизнь простого сибирского парня Ивана в один момент повернулась совершенно неожиданно даже для него самого. Сторонние наблюдатели могут только гадать когда произошла эта перемена, да и сам герой вряд ли точно скажет, когда ему, обычному дворовому хулигану, отбиравшему карманные деньги у заведомо слабых одноклассников, вдруг пришла в голову мысль о поступлении в театральное училище. Спустя множество наград, получив признание критиков по всей Европе в качестве безусловного таланта современной театральной сцены, Иван Вырыпаев остается хулиганом — но уже на совершенно другом уровне. Несмотря на актерское образование и первые годы карьеры на том же поприще, главным орудием Вырыпаева является текст, а не игра. Одержимый идеей вызывать словом эмоцию, он перепробовал, кажется, все — мат, Библию, казахские стихи, дворовый слэнг — облекая это в самые немыслимые формы. На сцене такие эксперименты приносили серьезный успех, и вполне ожидаемо у Ивана возник интерес к еще одной, неокученной пока форме — кино.
Кинематографический дебют Вырыпаева состоялся в 2006-м году — именно тогда вышла картина «Эйфория». То, что по слухам должно было быть чуть ли не осовремененной экранизацией «Тихого Дона», на деле оказалось несуразной фантазией на тему сельского быта в исполнении людей, ничего об этом быте себе не представляющих. Простецкая история как бы трагической сельской любви, сыгранная на баяне диалогами «а чо — а ничо», стереотипным беспробудным пьянством и неловкой руганью, была признана спустя некоторое время самим режиссером (затюканным к тому моменту доморощенными критиками) как неудачный эксперимент. По словам Вырыпаева, изначально задуманному китчу не хватило как раз «китчевости», фильм как бы застрял посередине между лубком и реальностью, причем в такой раскоряке, что опознать главный посыл стало совершенно невозможно. Впрочем, картина получила «Малого золотого льва» в Венеции, главный приз молодежного жюри, что отечественные критики тут же обернули против автора, пеняя на мифический интерес европейцев к российской чернухе.
Следующим проектом режиссера стала экранизация самой успешной своей пьесы «Кислород», завоевавшей в начале нулевых российскую сцену, а затем и сцены Англии, Германии, Польши с Чехией, и так далее. Безудержный вырыпаевский поток сознания по поводу десяти заповедей и как с ними быть современному молодому человеку нуждался в серьезном переформатировании — на сцене это выглядело как пулеметный монолог-речитатив под аккомпанемент вертушек. На экран подобное не выпустишь, каким бы хулиганом ты ни был. В итоге был выбран экспериментальный формат коллажа из клипов в стилистике MTV конца девяностых, призванный оттенить и дополнить главное — текст. Визуальный ряд, по замыслу создателей, выполнял вторичную функцию — привлечь внимание к словам, раскрасить и укрепить вызванную ими эмоцию в сознании. Как жаль, что представление о вкусе молодого человека 27-ми лет (а именно на такой возраст зрителя рассчитывал Вырыпаев) у них было столь недальновидным. Результат оценивали, в основном, критики — осторожно выпущенная в прокат картина отбила лишь одну двадцатую часть бюджета.
Впрочем, Иван Вырыпаев никогда не считал кинематограф своей конечной целью, и с успехом продолжал все это время театральную деятельность — параллельно написал несколько новых пьес, занимался постановками в России и Европе, участвовал в фестивалях. Киноэксперименты практически никак не повлияли на его репутацию, даже самые оголтелые критики не смеют спорить с его талантом — который, пока что, не получил подтверждения в полном метре.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Максим Ушаков
|
|
Каролина Грушка
|
|
Бумер 2
|
Театр
|
|
«Чистый свет»
|
|
Призы
|