Богиня: Рената Литвинова
Проект «Полный метр», созданный при поддержке FIVE REACT рассказывает о режиссерах русского авторского кино, в числе которых — пять участников «Эксперимента 5IVE», зафиксировавших уникальность человеческих ощущений в пяти абсолютно разных короткометражных лентах.
|
Сценаристка, актриса, телеведущая, режиссер, светская дива, главным мерилом всего на свете для которой является красота. |
|
Вряд ли Рената Литвинова знала, поступая на сценарное отделение ВГИКа, что всероссийскую известность принесет ей совсем даже не писательская работа, а съемки в кино и на телевидении. Более того, первое время после окончания института она и вовсе отказывалась от предложений появиться на экране, полностью сосредоточившись на литературе — сценариях «Ленинград. Ноябрь», «Нелюбовь», «Трактористы 2» и повести «Обладать и принадлежать». Так было до появления в ее жизни Киры Муратовой.
Фильм Муратовой «Увлеченья», вышедший в 1994-м году, вряд ли можно назвать знаковым для режиссера, но точно стал таким для Ренаты Литвиновой — актерский дебют оказался выразительным, ярким, Литвинову отметили критики: приз за лучший дебют на «Кинотавре» и специальная награда «Женщина-стиль». Роль в следующей совместной работе режиссера и актрисы, картине «Три истории», где Рената также была и соавтором сценария, этот успех закрепила — и карьера ее стремительно пошла вверх.
В 1998-м году вышел один из главный российских кинохитов девяностых, фильм Валерия Тодоровского «Страна глухих», в основе которого лежала повесть Литвиновой «Обладать и принадлежать». На фоне той разрухи, в которой находился в то время отечественный кинематограф, «Страна глухих» была одним из действительно ярких пятен, что и было отмечено как критиками, так и простыми зрителями. Таким образом состоятельность Ренаты и как актрисы, и как сценариста, получила достаточно веских подтверждений — осталось попробовать себя в режиссуре и продюсерской деятельности.
Первая режиссерская работа Литвиновой была документальным исследованием очень непростой темы: самоощущение актрис-звезд советского кинематографа, растерявших с годами все внешнее — красоту, поклонников, известность —, но все так же цветущих внутри. Глубокий интерес автора к теме красоты и смерти, как ее противоположности, заметен и в прочих произведениях Ренаты. А здесь, в картине под названием «Нет смерти для меня», эта тема практически исчерпывается — в том числе, благодаря таланту Литвиновой как интервьюера. Формат документального кино, конечно, значительно ограничил аудиторию, но не оставил внимания критиков — «Лавровая ветвь» тому в подтверждение.
Аудитория же, причем самая широкая, признала Литвинову в следующем, 2001-м году, когда по всем телевизорам страны прошел сериал «Граница. Таежный роман». Образ Альбины, одной из героинь фильма, во многом совпадал с внеэкранным образом Ренаты, и теперь ее манерность и жеманство стали попросту неотделимыми от имени. Актриса стала часто появляться в глянцевых журналах, на телевидении — сначала в качестве гостя, а потом и как телеведущая. И продолжала заниматься кино.
В 2002-м году вышла картина «Небо. Самолет. Девушка», ремейк советской драмы «Еще раз про любовь» по сценарию Эдварда Радзинского. Рената переписала сценарий под себя, после долгих переговоров выкупила права на оригинальный фильм, нашла режиссера и актеров, и снялась в главной роли, попутно выполняя обязанности продюсера. В дальнейшем ее стремление сделать как можно больше не угасало. Такое количество работы Литвинова взваливает на себя по двум причинам: во-первых, не нужно идти на компромиссы и защищать свои идеи перед кем бы то ни было; во-вторых — верность принципу «никто не воплотит твою идею лучше тебя самого». Чем больше ты контролируешь процесс, тем больше удовлетворенность результатом. Не зря Рената во многих интервью повторяет, что в глубине души она воин. И не зря рабочее название картины «Богиня: как я полюбила» было именно таким — «Женщина-воин».
«Богиня...» вышла в 2004-м году, это был первый игровой фильм, срежиссированный Литвиновой, по ее же сценарию и с ней же в главной роли и в роли продюсера. Если мы говорим об авторском кино, то вот пример, где «авторскее» некуда. И неоднозначность результата, готового фильма, можно было прогнозировать еще до начала съемок — к тому времени уже не осталось равнодушных людей, знакомых с тем, что такое Рената Литвинова. Противники предсказуемо называли картину бредом, поклонники предсказуемо восхищались всем подряд.
С момента выхода «Богини...» по сегодняшний день прошло немало времени, были громкие актерские работы в «Настройщике» Киры Муратовой и «Мне не больно» Алексея Балабанова, эпизоды в других известных картинах, было озвучивание детских сказок, режиссура музыкальных клипов, работа на телевидении и многое другое. Но расклад мнений относительно Ренаты Литвиновой не поменялся, ее либо принимают, либо непримиримо отторгают. Сама же «богиня» культивирует свой образ: жесты, мимику, интонации. И продолжает делать кино: последняя работа, все еще незавершенная «Последняя сказка Риты», это история про женщину в трех ипостасях — Поиск, Любовь, Ненависть — каждую из которых играет отдельная актриса. Среди них, конечно же, и сама Рената.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шлачина и перегной
|
|
Земфира
|
|
Театр
|
Модельер
|
|
Личная жизнь
|
|
Телевидение
|