Павел Санаев: похороны за плинтусом
Проект «Полный метр», созданный при поддержке FIVE REACT рассказывает о режиссерах русского авторского кино, в числе которых — пять участников «Эксперимента 5IVE», зафиксировавших уникальность человеческих ощущений в пяти абсолютно разных короткометражных лентах.
|
Молодой автор фильмов категории «Б», вся жизнь которого крутится вокруг кино, но всесоюзную известность получивший благодаря книге. |
|
Родом из актерской семьи (дед, мать и отчим — все известные актеры), Павел Санаев никогда особо к игре не стремился. Зато получалось писать — сначала под гнетом требовательного отчима, Ролана Быкова, а потом и как-то само собой. Павел поступил на сценарный факультет ВГИКа, где писанины было так много, что желание творить пером по бумаге постепенно отвалилось, уступив место давней страсти — видео. Еще в школе будущий режиссер занимался переписыванием кассет, продолжал этот бизнес и во время учебы в институте, а после диплома плавно переквалифицировался в переводчика. В начале-середине девяностых профессиональным дубляжом иностранных фильмов студии практически не занимались, и во всех телевизорах страны звучали голоса представителей явления, которое потом назовут «авторским переводом» — Володарского, Михалева, Гаврилова и других. Со временем к ним присоединился и Санаев, специализировавшийся, в основном, на комедиях. Среди самых знаменитых его работ — «Не грози Южному Централу», «Убрать перископ» и трилогия про Остина Пауэрса.
Со временем Павел вернулся к литературной деятельности, в 1996-м была закончена повесть «Похороните меня за плинтусом», опубликованная в том же году в журнале «Октябрь». Работа получила признание критиков, но массовый интерес возбудила только в 2003-м году, после издания отдельной книгой. Чуть позже был написан сценарий «Ретро для марсиан», переработанный уже в нулевых в картину «Нулевой километр».
В кино в качестве режиссера Санаев пришел с короткометражкой «Каунасский блюз», снятой в Литве историей про деда-самоубийцу. Дебют вряд ли можно назвать удачным — напыщенная фантазия про жизнь и смерть убивает все хорошие чувства уже минуте к третьей, не спасает даже игра заслуженных артистов Литовской СССР.
Но режиссера это не остановило: в следующем же году вышел «Последний уик-энд», снятый на коленке триллер с Гошей Куценко в роли Бешеного; еще через два года — «Нулевой километр», драма о покорении Москвы двумя молодыми провинциалами, снятая коренным москвичом. Оба фильма особого успеха не имели.
Последняя работа Павла Санаева на данный момент — дилогия «На игре», подростковый экшен про геймеров. Тема для автора, видимо, не очень близка — название было придумано в результате интернет-конкурса, а в титрах значится специальный человек, придумавший финал. В общем-то, неудивительно — следить за мешаниной сюжетных поворотов под силу далеко не каждому, хорошие и плохие меняются местами столько раз, что под конец уже безразлично, кто выиграет, лишь бы побыстрее все это закончилось. Впрочем, успех среди целевой аудитории наверняка был достигнут — какому геймеру не захочется увидеть себя с модной прической, красавицей-геймершей под рукой и ключами от блестящего «хаммера» в кармане. Ну и попутно доказать маме, что пять часов «контры» в день — это далеко не такое бесперспективное занятие.
Сейчас режиссер готовится выпустить новую книгу под названием «Хроники Раздолбая», попутно набрасывая несколько сценариев для будущих проектов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лиса Алиса и Кот Базилио
|
|
Алексей Михалев
|
|
«Чучело»
|
«Похороните меня за плинтусом»
|
|
«Рэмбо», «Кошмар на улице Вязов», «Криминальное чтиво»
|
|
Александр Александров
|