Бригадный командир
Проект «Полный метр», созданный при поддержке FIVE REACT рассказывает о режиссерах русского авторского кино, в числе которых — пять участников «Эксперимента 5IVE», зафиксировавших уникальность человеческих ощущений в пяти абсолютно разных короткометражных лентах.
|
Серьезный, не идущий на компромиссы режиссер, говорящий многозначительными притчами. |
|
История знает немало случаев, когда человек в середине жизни вдруг резко меняет область деятельности ради достижения мечты. Далеко не всех это приводит к успеху, но иногда получается — Билл Уизерс, к примеру, до 32-х лет работал техником на военной авиабазе, прежде чем записать «Ain’t No Sunshine».
Александр Велединский после окончания Горьковского Политехнического института лет 10 проработал инженером-судостроителем — а сам все это время мечтал снимать кино. Он перечитал все книжки по кинематографу, которые можно было достать, добывал безумно редкие выпуски самиздатовского альманаха «Синефантом», и уже в совсем зрелом возрасте (ему было 34 года) решился — поехал в Москву поступать на вгиковские Высшие курсы сценаристов и режиссеров; и поступил, со второй попытки, в мастерскую Александра Прошкина и Валерия Приемыхова. Первая же минутная работа Велединского была признана лучшей на всем курсе, а выпускная «Анфан Террибль» получила спецприз на малоизвестном, справедливости ради, фестивале. Правда, применить свои знания будущему режиссеру было негде — шел 1995-й год, кинотеатров почти не было, да и российского кино, в целом, не существовало. И все-таки, перетерпев кризис, Александр пробился, да еще как — в 2002-м году вышла «Бригада», снятый по сценарию Велединского бандитский эпос, вызвавший невероятный успех у зрителей и множество споров среди критиков. История жизни Саши Белого и компании, казалось, навсегда приговорила ее создателей к бесчисленным продолжениям и вариациям на одну и ту же тему «бандитской России».
Но еще в 1998-м году, работая над сценарием теледебюта, Велединский отвлекся на две недели, чтобы написать (как это виделось тогда, в стол) сценарий по мотивам «харьковской трилогии» Эдуарда Лимонова. Несколько лет спустя, уже после триумфа «Бригады», режиссеру позвонили с канала «ТВС» с предложением заняться новым сериалом, на что Александр твердо заявил, что если будет снимать, то только про лидера НБП, начиная с дней его юности и до наших времен. Представители канала подумали-подумали, и согласились. Съемочный процесс начался, и уже была отснята значительная часть запланированного, когда произошло неожиданное — «ТВС» прекратил свое существование. На удачу, существующий материал был ровно в рамках первой части из предполагавшихся трех — и после перемонтажа Александру удалось выпустить полноценную картину. Фильм под названием «Русское» вышел в 2004-м году, и охватывал юношеский период жизни «Эди» в Харькове начала шестидесятых. Критики проводили параллели с «Братом» Балабанова, и неслучайно — главный герой харизматичен, дерзок, интересен, при этом это настоящий, живущий рядом с нами человек. Картина получила признание, а о Велединском заговорили как о самом многообещающем российском режиссере.
После небольшого перерыва Александр принялся за работу над фильмом о чеченской войне — точнее, о ее последствиях. Мрачная драма «Живой» рассказывала о солдате, вернувшемся из Чечни без одной ноги и с призраками двух сослуживцев в полном обмундировании перед глазами. Втроем они путешествуют по изменившимся до неузнаваемости родным местам, ищут ответа на безответный вопрос, и в конце концов его находят. Депрессивный настрой фильма на удивление живо приняли зрители, и, хоть он и не получил значительных наград и широкого проката, заслужил статус культового произведения, и до сих пор успешно продается на DVD.
О следующей полнометражной работе Александра Велединского известно немного: фильм под рабочим названием «Кейптаунский порт» по сценарию, написанному режиссером около 15 лет назад, будет объединять действие в трех разных точках земного шара — Владивостоке, Кейптауне и Санкт-Петербурге —, и в трех временных зонах — 1929-й, 1945-й и наше время.
Последняя законченная работа режиссера — участие в альманахе «Эксперимент 5ive», где перед пятью режиссерами, основными представителями современного российского авторского кино, была поставлена задача продемонстрировать индивидуальность человеческого восприятия, когда одно и то же явление может вызывать абсолютно разные чувства и ассоциации. В центре каждой пятиминутной ленты лежит таинственный черный конверт с полароидным снимком внутри, все остальные события — на усмотрение режиссера. Александр Велединский представил абсолютно новый себя подход — в резкой, клиповой манере съемки и контрастных цветах он излагает историю о граффити-художнике, которого похищает загадочный персонаж с неясными мотивами. Перед художником ставится выбор, и от решения зависит его жизнь.
|
|
|
|
|
|
Виктор Раков
|
|
«Бригада»
|
|
Игорь Порублев и Алексей Сидоров
|
Телевидение
|
|
«Ты да я, да мы с тобой»
|
|
«Бесы» Достоевского
|