Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Предчувствие Учителя

Wonder Specials21 апреля 2011

Проект «Полный метр», созданный при поддержке FIVE REACT рассказывает о режиссерах русского авторского кино, в числе которых — пять участников «Эксперимента 5IVE», зафиксировавших уникальность человеческих ощущений в пяти абсолютно разных короткометражных лентах.






                  

      

Далеко не новичок в кинематографе, 59-летний Алексей Учитель не перестает удивлять аудиторию с каждым своим новым фильмом.


Алексей Учитель в игровое кино пришел уже в зрелом возрасте из кинематографа документального, где успел добиться определенных успехов и славы. Первой художественной работой режиссера стала картина «Мания Жизели», драматическое жизнеописание русской балерины Ольги Спесивцевой, главная роль которой в одноименном балете стала одновременно и ее триумфом, и проклятьем. Дебют Учителя, в общем, удался — «Манию Жизели» отметили критики, но из-за общего упадка российской киноиндустрии в то время (то есть, в 1996-м году), остается гадать, насколько этот фильм мог бы стать популярным среди более широкой аудитории.

«Мания Жизели», 1996 г.«Мания Жизели», 1996 г.«Мания Жизели», 1996 г.«Мания Жизели», 1996 г.«Мания Жизели», 1996 г.«Мания Жизели», 1996 г.

Впрочем, Алексей Учитель не собирался останавливаться — в 2000-м году вышел, а скорее даже ворвался, фильм «Дневник его жены», рассказывавший весьма запутанную историю сложной любовной геометрической фигуры, включавшей первого русского лауреата Нобелевской премии по литературе Ивана Бунина, его жену, его любовницу, любовницу его любовницы и тайного поклонника его жены. Вся эта компания проживала под одной крышей на Лазурном берегу, и уже только по одному этому описанию можно представить, какие страсти там разыгрывались. Сценарий написала Авдотья Смирнова, главную роль исполнил ее отец, Андрей Смирнов, страстный поклонник Бунина, признавшийся, правда, что играл не конкретного писателя, а вообще абстрактную творческую личность со сложным характером (подразумевая, в том числе, и себя). Фильм номинировался на «Оскар» (безуспешно), получил главный приз «Кинотавра» и две «Ники», массово обсуждался в СМИ — что, в общем, неудивительно.

«Дневник его жены», 2000 г.«Дневник его жены», 2000 г.«Дневник его жены», 2000 г.«Дневник его жены», 2000 г.«Дневник его жены», 2000 г.«Дневник его жены», 2000 г.

«Прогулка», вышедшая спустя три года, продемонстрировала неожиданную творческую подвижность режиссера — после сложных биографических драм перейти в формат молодежного кино, тем более, учитывая возраст Учителя, это своего рода подвиг. С другой стороны, именно огромный опыт в документалистике помог придать картине свежесть, по крайней мере, визуальную. И хоть фильм это не спасло (как гласит поговорка, «из хорошего сценария может получиться плохое кино, но никогда наоборот»), репутации режиссера фильм повредил несильно, а романтичные школьницы вообще восприняли «на ура» эту нелепую историю с Сюжетным Поворотом в конце.

«Прогулка», 2003 г.«Прогулка», 2003 г.«Прогулка», 2003 г.«Прогулка», 2003 г.«Прогулка», 2003 г.

Следующая картина «Космос как предчувствие» разворачивалась, обратно, на фоне исторических событий (по словам Учителя, это все от нехватки хороших сценариев на современные темы) — запуск первого спутника и ажиотаж вокруг грядущего завоевания космоса Советским Союзом. Опять сложная любовная история, опять Евгений Миронов («Ника» за лучшую актерскую работу), и опять смешанный прием общественности — одни ругают, другие дают «Золотого орла» и такого же цвета «Георгия».

«Космос как предчувствие», 2005 г.«Космос как предчувствие», 2005 г.«Космос как предчувствие», 2005 г.«Космос как предчувствие», 2005 г.«Космос как предчувствие», 2005 г.

Не обошел своим вниманием Алексей Учитель и тему чеченской войны — фильм «Пленный», поставленный по рассказу Владимира Маканина и вышедший в 2008-м году, рассказывал о двух российских бойцах и их пленнике, чеченском юноше. Двусмысленный подтекст взаимоотношений одного из солдат с заложником смутил общественность, причем одни пеняли на его наличие, когда другие наоборот — на его отсутствие. В итоге, картина так и прошла — ни так, ни сяк — и оставила невнятное впечатление.

Последняя работа режиссера, «Край», тоже вызвала много споров — в этот раз из-за избытка всего. Это и триллер, и историческая драма, и любовная история, и детектив, и комедия — сценарий переписывался 109(!) раз, видимо, каждый раз оставляя по чуть-чуть от каждого варианта. Получившаяся мешанина вызывает смутные чувства и оставляет много вопросов — где, например, живет главный герой, постоянно откуда-то приезжающий в основное место действия, поселок Край, вокруг которого, на минутку, безбрежная тайга. Ивообще, зачем в этом фильме про паровозы еще какие-то люди. Тем не менее, картина была выдвинута от России на «Оскар» и номинирована на «Золотой глобус», и вообще была неплохо принята на Западе.

В планах на будущее у Алексея Учителя уже который год числится масштабное полотно по «Хаджи-Мурату» Льва Толстого, но это, скорее, личная голубая мечта режиссера, чем конкретный прогноз.


 




      


Интимная история жизни Ивана Бунина, эмигрировавшего в Европу подальше от большевиков.




            


Ученики Петра Фоменко разыгрывают в кадре малореальную историю одного знакомства, события разворачиваются в течение одного дня во время прогулки по Санкт-Петербургу.




   


Ностальгическая картина о шестидесятых в Советском Союзе.



       


Спонсированный РЖД «Форсаж» на паровозах, обремененный зачем-то тысячей других сюжетных линий.

 

Авдотья Смирнова
Первые работы Учителя в игровом кино неразрывно связаны с Дуней Смирновой — «Мания Жизели», «Дневник его жены» и «Прогулка» поставлены по ее сценариям. 

 

Отец
Выдающийся оператор и режиссер Ефим Учитель посвятил всю свою жизнь документальному кино, снимал оборону Ленинграда (за что получил Сталинскую премию), позже снял документальный цикл о России. Незадолго до смерти участвовал в самой известной работе сына — «Рок».

 

Документальное кино
Алексей пошел по стопам отца, с 1978-го года занимался документалистикой, изучал жизнь различных слоев общества, в основном, молодежи. В 1988-м году снял первый в истории фильм о советском роке, в котором снялись все основные лица отечественной рок-музыки того времени. Фильм так и назывался — «Рок», впоследствии Учитель назвал так свою киностудию.

Дэвид Холмс
Тот самый Дэвид Холмс, написавший музыку к картинам про друзей Оушена, был главным композитором фильма «Край». Как рассказывает Учитель, познакомились они случайно, на одной из каннских вечеринок. Холмс согласился на работу, но заломил невероятный гонорар. Но все же, в результате переговоров они пришли к разумному компромиссу.

 

«Оскар»
Как Нобелевская премия по литературе для Бунина, «Оскар» — главная цель для Алексея Учителя. Первые два захода оказались неудачными, режиссер объясняет это отсутствием бюджетов на продвижение картины среди академиков — организация показов, реклама в соответствующих изданиях и так далее. Но и Бунина номинировали неоднократно, прежде чем вручить премию. 

 

Авторитаризм
Все артисты, работавшие у Учителя, отзываются о невероятной атмосфере на съемочной площадке. Такого отношения актеры не видели нигде, никто не вправе возражать и спорить с ними. Кроме самого Учителя — он может ругаться и кричать, переснимать раз за разом дубли — делать все ради сохранения замысла кадра. Он постоянно повторяет, что фильм для него, как ближайший родственник, за которого он просто обязан заступаться перед кем угодно.


Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться