Простые вещи Попогребского
Проект «Полный метр», созданный при поддержке FIVE REACT рассказывает о режиссерах русского авторского кино, в числе которых — пять участников «Эксперимента 5IVE», зафиксировавших уникальность человеческих ощущений в пяти абсолютно разных короткометражных лентах.
|
Исключительно положительная личность российского кинематографа, вызывающая уважение и маститых кинодеятелей, и представителей «новой волны». |
|
Как и его близкий друг, режиссер Борис Хлебников, Алексей Попогребский долгое время и не подозревал, что станет снимать кино — несмотря даже на то, что его отец, Петр Попогребский, в советском кинематографе был фигурой довольно заметной. Алексей закончил факультет психологии МГУ, после университета некоторое время работал переводчиком, и в один прекрасный момент ему в голову пришла идея фильма о путешествии мальчика и его отца за счастьем. Оформив эту идею в качестве наброска, Попогребский поделился им с Борисом Хлебниковым, в результате чего получился полноценный сценарий, настолько многообещающий, что у жюри конкурса сценариев Европейской киноакадемии не было сомнений, кому отдать главный приз. Фильм «Коктебель», снятый по этой работе, утвердил новую звезду российского авторского кино — тандем Хлебников-Попогребский. Который, впрочем, усилиями критиков вскоре распался на две самостоятельные творческие единицы — и вместо одного таланта, как можно сейчас уже судить, российский кинематограф получил двух разных по стилю, но одинаково важных режиссеров. О Борисе Хлебникове мы рассказывали в прошлый раз, сегодня — творческий путь Алексея Попогребского.
На съемках «Коктебеля» Попогребский познакомился с отцом игравшего роль мальчика Глеба Пускепалиса. Образ Сергея Пускепалиса запал Алексею в сознание, а когда съемки уже подходили к концу, в голове режиссера родилась мизансцена — к очень пожилому человеку приходит врач. Мизансцена стала обрастать подробностями, а место врача прочно занял воображаемый Пускепалис-старший. Позже Попогребский узнал, что Сергей хоть давно и не играл, имеет к этому самое непосредственное отношение — он был в тот момент главным режиссером магнитогорского драматического театра, а еще раньше закончил мастерскую Петра Фоменко. Более того, многие детали сценария повторяли жизнь Пускепалиса — та же жизнь в коммуналке с соседом-кавказцем, например. В общем, все эти знаки явно указывали на неизбежность чего-то неординарного. В итоге получился неординарный фильм о простых вещах — история обычного врача-анестезиолога, переживающего кризис среднего возраста и пытающегося одолеть свои житейские проблемы, в жизни которого вдргу появляется необычный пациент — смертельно больной актер, сварливый, невыносимый и безумно харизматичный (блестящая работа Леонида Броневого). «Простые вещи» получил почти все главные призы на «Кинотавре»-2007 («Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший актер» и «Лучший актер второго плана»), множество других призов, и, несмотря на ограниченный прокат, завоевал сердца зрителей.
Следующая работа Алексея прогремела еще громче — вышедший в прошлом году фильм «Как я провел этим летом» стал одним из главных событий международных кинофестивалей, в том числе, Берлинского, где получил сразу двух «Серебряных медведей», и до сих пор продолжает завоевывать призы: совсем недавно Попогребский получил «Нику» за лучшую режиссерскую работу. Полярный триллер на поверхности, глубокая психологическая драма о столкновении поколений внутри — история о двух совершенно разных людях, по долгу службы оказавшихся один на один в бескрайней северной пустыне. Алексея Попогребского еще с детства привлекали истории исследователей севера — причем, не столько художественные произведения, сколько мемуары людей, отдавших многие годы своей жизни на покорение и освоение этой суровой земли. Образ такого прожженого полярника воплотил Сергей Пускепалис — ему противостоит представитель нового поколения, беззаботный стажер (Григорий Добрыгин), в основном, играющий в «стрелялки». Из-за его слабости и происходит конфликт, который, в лучших хичкоковских традициях, цепко держит зрителя на протяжении всего фильма. Стоит отметить и операторскую работу — тем более, что это сделало жюри в Берлине — окружающая природа играет третью главную роль, во многом благодаря команде Павла Костомарова, главного оператора картины.
Сейчас Алексей Попогребский готовится к съемкам нового фильма, про девушку (для разнообразия) в «бесконечной» квартире. Картина будет сниматься в 3D, ради этого Алексей посетил специальный мастер-класс Европейской киноакадемии, и уже опробовал некоторые приемы в рамках проекта «Эксперимент 5ive» — обычно отказывающегося от участия в киноальманахах режиссера привлекла идея (каждая история альманаха построена вокруг черного конверта с загадочным снимком внутри) и предоставленные возможности. Из всех короткометражек «Эксперимента 5ive», работа Алексея под названием «Bloodrop» самая визуально интересная — это история про молодого человека, попавшего в двумерный мир картины на его стене. В главной роли — звезда «Как я провел этим летом» Григорий Добрыгин.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пускепалисы
|
|
«Груз 200»
|
|
3D
|
Отец
|
|
Призы
|
|
Борода
|