Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Изображая Кирилла Серебренникова

Wonder Specials12 апреля 2011

Проект «Полный метр», созданный при поддержке FIVE REACT рассказывает о режиссерах русского авторского кино, в числе которых — пять участников «Эксперимента 5IVE», зафиксировавших уникальность человеческих ощущений в пяти абсолютно разных короткометражных лентах.






                  
Не молодой и не старый театральный деятель, прославивший «новую драму», периодически занимается кинематографом — с переменным успехом.

Первым своим настоящим фильмом Кирилл Серебренников считает «Изображая жертву» — экранизацию своего же спектакля по пьесе «новых драматургов» братьев Пресняковых. Как и театральная постановка, фильм вызвал множество откликов, восторженных и возмущенных, получил несколько призов на кинофестивалях и вообще стал довольно важным событием современного российского искусства. О таком дебюте, действительно, мечтать не грех. В то же время, это была далеко не первая работа Серебренникова для экрана — еще с девяностых он работал на телевидении, сначала ростовском, а затем и в Москве, снял несколько сериалов и телефильмов, не считая кучи рекламных роликов и видеоклипов. Так что дебют этот был весьма условным.

"Изображая жертву", 2006 г."Изображая жертву", 2006 г."Изображая жертву", 2006 г."Изображая жертву", 2006 г."Изображая жертву", 2006 г."Изображая жертву", 2006 г."Изображая жертву", 2006 г."Изображая жертву", 2006 г.

Затем последовал «Юрьев день», работа куда более неоднозначная — беспросветно чернушное изображение русской глубинки, в которой происходит действие картины, спровоцировало критиков и зрителей на гневные монологи не меньшей силы, чем матное соло мента из предыдущего фильма. Парировать эти нападки можно было бы художественными достоинствами — но оказалось, что их не так уж и много.

"Юрьев день", 2008 г."Юрьев день", 2008 г."Юрьев день", 2008 г."Юрьев день", 2008 г."Юрьев день", 2008 г."Юрьев день", 2008 г. Съемки фильма "Юрьев день"Съемки фильма "Юрьев день"Съемки фильма "Юрьев день"Съемки фильма "Юрьев день"Съемки фильма "Юрьев день"

Последняя киноработа Серебренникова — новелла «Поцелуй креветки» из сборника историй о любви «Короткое замыкание». В отрыве от четырех остальных короткометражек (среди которых, кстати, есть и работа Алексея Германа-мл.), «Поцелуй» выглядит вторично, как еще один эпизод из жизни Вали, изображающего жертву: все тот же Чурсин в костюме креветки дарит любовь прохожим, а в ответ получает одни тумаки, и лишь Алена Долецкая пытается хоть как-то отплатить. В контексте же сборника целиком эта кровавая буффонада придает еще одно измерение центральной теме, а значит, функцию свою выполняет успешно.

Язык, на котором Кирилл Серебренников разговаривает со зрителем — основной повод, по которому его одновременно и ругают, и хвалят. Вместо того чтобы перестраивать повествование под киноаудиторию, режиссер, со студенческих еще лет неразрывно связанный с театральной сценой, образно говоря, сажает этого самого зрителя на эту самую сцену, прямо между актеров. Отсюда и претензии к излишней вычурности игры — театральный актер должен играть так, чтобы его было видно и слышно на самых задних рядах, и неудивительно, что при отсутствии дистанции та же самая игра бьет обухом по голове любителя кино, непривыкшего к подобному обращению. Работы Серебренникова в кинематографе наглядно демонстрируют пропасть между кино и театром, образовавшуюся со времен советских хитов, вроде «Покровских ворот» и «Обыкновенного чуда» и до сегодняшних дней. И уже хотя бы поэтому Серебренникова-кинорежиссера нельзя не замечать.




     


Прошедшая абсолютно незаметно для массового зрителя экранизация чеховской «Палаты № 6» — и поделом.




                  


Постмодернизация известной истории об одном датском принце с современным курьером Иваном в качестве протагониста. Бездельник Валя подрабатывает трупом в следственных экспериментах, его мать после смерти отца собирается выйти замуж за его же дядю. Но вот во сне к Вале приходит призрак отца и сообщает, что был отравлен этим самым дядей




             


Как бы известная оперная певица приезжает вместе с сыном проститься с родным городком перед отъездом в Германию. Сын исчезает, а певица из матери преобразуется в Богоматерь. Мрачная притча с претензией, яркий пример содержания, загубленного формой.


«Новая драма»
Современная драматургия, характеризующаяся актуальностью тем и экспериментами в области выразительных средств, а также все, что происходит вокруг нее. Именно постановка «Пластилин» Сигарева и Серебренникова породила тот самый бум «новой драмы» в начале-середине нулевых, а работа с братьями Пресняковыми окончательно закрепила режиссера в роли одного из главных представителей этого течения. 

 

Театр
Основное поле деятельности. В 1990-м году стал заниматься режиссурой профессионально и за семь лет поставил десять спектаклей во всех трех театрах Ростова-на-Дону. Перебравшись в Москву, в 2001-м прогремел на всю страну постановкой «Пластилин». Дальше была работа с братьями Пресняковыми, «Голая пионерка», разочарование в «новой драме», пересмотр классики и заигрывание с музыкальными постановками. Последнее произведение — спектакль «Околоноля».

 

Гамлет
Самый повторяющийся сюжет в работах режиссера: «Величие шекспировских тем в том, что они повторяются везде и всегда»

Пекин Роу-Роу
Легендарная ростовская группа, основанная художником Сергеем Тимофеевым в 1989-м году. Клип на песню «Резиновые ноги» был одной из первых режиссерских работ Серебренникова. Кирилл и Сергей часто общались, вместе придумали сценарий фильма под названием «Отдай мне голову, Хосе», так, впрочем, и не снятого. Самую известную песню коллектива, «Шиги-Джиги», можно услышать в уже упоминавшейся новелле Серебренникова «Поцелуй креветки» из киноальманаха «Короткое замыкание».

 

Кремль
Серебренников не боится близких отношений с современной российской государственной властью, его позиция — с властью необходимо общаться, говорить, что тебе от нее нужно, а не ругать на кухне, ожидая, что она сама догадается тебе позвонить. В результате такого диалога родился, например, фестиваль современного искусства «Территория». Кроме того, спектакль Серебренникова «Околоноля» поставлен по книге Натана Дубовицкого (псевдоним Владислава Суркова), первого зам. руководителя администрации президента, при поддержке которой и организована «Территория».

 

Ларс фон Триер
Скандальный датский режиссер, по признанию нашего героя, является для него главным идеологом и центральной фигурой в кинематографе. Помимо этого, Серебренников признавался в любви к «Последним дням» Гаса Ван Сента, «Пианистке» Михаэля Ханеке и «Олдбою» Пак Чхан Ука.

 

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться