Интервью«Я худею»: Актриса, режиссёр и продюсер
о кинохите о любви
к себе
Рассказывают Александра Бортич, Алексей Нужный и Сергей Корнихин
Интервью: Анастасия Нарушевич
На прошлой неделе мы рассуждали о том, что именно зрители привыкли видеть на экранах, когда приходят посмотреть российское кино: романтизацию насилия, дискриминацию, и — меньшее из зол — просто плохо написанную историю. В этот раз мы предоставляем слово создателям комедии «Я худею» — фильма, который бьёт рекорды российского проката, при этом не скатываясь в юмор категории «Яйца судьбы». Пусть неидеальное, это кино об отношениях с собственным телом точно выделяется на фоне остального творчества на тему.
Мы поговорили с исполнительницей главной роли Александрой Бортич, которой ради фильма пришлось набрать и сбросить двадцать килограммов, а также с режиссёром картины Алексеем Нужным и продюсером Сергеем Корнихиным о том, насколько личной для них оказалась эта история и что, по их мнению, им удалось изменить в мире современной российской комедии.
«Почему мы делаем кино именно о девушках?»
Сергей Корнихин
продюсер
История такая. Пришли Коля Куликов и Лёша Нужный (сценарист и режиссёр фильма. — Прим. ред.) и сказали: «Мы будем делать кино о женщинах». Я в ответ расхохотался — два мужчины решили сделать фильм о женщинах. Но потом мы начали разговаривать, и оказалось, что они подошли к процессу с голливудской педантичностью: сделали подробный ресёрч, провели глубокие интервью с разными женщинами и погрузились в то, как собственное тело воспринимаешь ты сам и как его воспринимают окружающие. Когда к проекту присоединились Саша Бортич и Ира Горбачёва, они стали сильно влиять на сценарий. Саша, например, до шестнадцати лет была полной — как она сама говорит, «жирным подростком». Она рассказала о своём опыте, и мы какие-то моменты тут же добавили в сценарий.
Александра Бортич
исполнительница главной роли
Я попала в этот проект благодаря Серёже Корнихину — мы давно знакомы, он был продюсером моего первого фильма «Как меня зовут». Серёжа прислал мне сценарий, и он мне безумно понравился — я тогда сказала: «Как круто, что вы такое написали и что вы вообще такое делаете!» По фильму видно, что сценарий и правда крепкий. Шла на пробы, даже не задумываясь над тем, что будет, если меня утвердят.
Алексей Нужный
режиссёр
Мы с Николаем Куликовым написали первый драфт и дали почитать его нашим знакомым девушкам. Я не вспомню точное число, их было около двадцати, но каждая из них деликатно пыталась нам намекнуть, что что-то там неправильно. Мы начали докапываться до сути — задавать вопросы, сбивать эту деликатность — и наткнулись на то, что написанное нами — это просто нечестно: здесь видна сценарная мужская рука, неискренность, и никакие проблемы мы на самом деле не исследовали.
Мы разделились — был я, был Коля, был наш соавтор Костя Майер, шоураннер «Физрука» — и изучили огромное количество книг, хоть и не всегда была возможность дочитать их до конца. Мы находили работы и интервью разных женщин на тему — материала реально было очень много. Каждый день мы много читали обо всём, что было связано с освобождением: о женщинах, которые находятся в эмоциональном плену мужчины, и о том, как это связано и с изнасилованиями, побоями, алкоголизмом. Это большая проблема, и нам хотелось эмоционально подключиться и разобраться в ней.
Мы с ребятами задавали себе вопрос: «Почему мы делаем кино именно о девушках?» Мне кажется, что в нашей стране у мужчин нет таких проблем, с которыми сталкиваются женщины. Моя мама, например, считает, что «мужчина полный выглядит солиднее». В наших головах мужчине не надо быть привлекательным. От этого у нас и формируются ценности страны, от этого у нас на некоторых каналах показывают быдло-юмор.
«Восемь лет назад меня бросила девушка, и я вдруг осознал, что я просто стрёмный»
Александра
Я так срослась с этой историей, потому что она мне близка. В подростковом возрасте я была полной — и о любви к себе тогда даже речи не шло. Сейчас я знаю свои слабые и сильные стороны. Но до сих пор бывают истории, когда я скидываю вес и люди мне говорят: «Это ты сейчас так выглядишь, для роли?» Я такая: «Вообще-то нет». Я не идеализирую себя, но и какой-то чрезмерной критики к себе не испытываю — просто знаю, что сейчас вот так, но могу лучше.
К людям более полным я никогда как-то по-особенному не относилась. К себе отношение после фильма у меня тоже не сильно поменялось — после съёмок я очень быстро забыла обо всех изменениях тела. Когда на премьере увидела себя на экране, я, конечно, уже сама не помнила, что была настолько большой. Кому угодно было бы сложно пройти через всё всё это, и мне тоже было тяжело, но я работала, чтобы всё получилось.
Меня очень радуют бодипозитивные настроения последних лет. Круто, например, как выглядит Эшли Грэм, как она себя подаёт. Я искренне ею восхищаюсь. Я вижу её фотки — и она крутая, живая, у неё очень красивая фигура. Это очень женственно. Но я всегда смотрю на это с точки зрения здоровья, потому что у некоторых это может быть чересчур и ведёт к проблемам. Но если человеку абсолютно комфортно и никаких проблем нет, то каждый волен выбирать, то, что он хочет.
Алексей
Я сам похудел на двадцать восемь килограммов, Коля — на двадцать, и Костя, наш соавтор, тоже похудел — мы все так или иначе прошли этот опыт. Восемь лет назад меня бросила девушка, и я вдруг осознал, что я просто стрёмный. И я такой думаю: «Блин, так стрёмно жить стрёмным», — и решил пойти на капоэйру. А капоэйра — это дичайший вид спорта, где после часовой тренировки ты просто выползаешь. За полтора месяца я сбросил двадцать восемь килограммов, занимаясь капоэйрой, бегая по утрам и при этом только завтракая.
Мне кажется, что я супернеправильно подходил к делу. Обязательно нужно правильное питание: есть нормальные продукты, не фастфуд, и не переедать. Как нас учили в детстве? Мама говорила: «Доедай всё, чтобы не выбрасывать». Или ещё один вопрос из детства: «Ты наелся?» Обязательно надо было наесться. Это же вообще тупость. Не хочешь — не доедай. Зачем ходить с тяжестью? Мне нравится быть не худым и не полным. Я нашёл баланс относительно своего роста и понял, где мне органично существовать. Человеку нужно понять, где ему хорошо: если он теряет вес и чувствует, что ему некайфово, мне кажется, это плохо. Нужно прислушаться к своему телу и найти баланс. А какой он будет — это у каждого своё.
Сергей
Я с раннего возраста вёл довольно спортивный образ жизни, но был момент, когда я немного «заигрался в бизнес». Потерял график, перестал питаться нормально: ел один раз в день, вечером и очень много. Вес пополз. Два года я существовал в этом состоянии, а потом обнаружил у себя новообразования, с которыми в итоге успешно справился. Но я стою на позиции — в фильме мы тоже старались её показать, — что бессмысленно пытаться экстренно сбросить килограммы, важнее изменить образ жизни. Поэтому я ситуацию осознал, зафиксировал и начал потихонечку возвращаться к более осознанным питанию и жизни.
«Ты — *** сексист»
Алексей
К сожалению, мы живём в патриархальном обществе. Сексизм у нас совершенно не исследован, и кажется, что если сейчас говорить на эту тему в кино по-настоящему откровенно, то это будет воспринято слишком тяжело, сразу же отсечёт большую аудиторию. Многие люди просто не могут принять, что они сексисты. Это же очень больно и страшно — как они невнимательны, как они эгоистичны. Когда девушка идёт со своим парнем в кино, а мы тычем пальцем и говорим «ты — *** сексист», они просто выйдут из кинотеатра и поругаются. И тогда это кино перестанет быть развлекательным. Для нас было важно сделать маленькую ступеньку к женской свободе. Очень маленькую. Достигли мы этого результата или нет — это уже зритель скажет. Для того чтобы сделать гигантский шаг, нужно, чтобы ещё лет десять прошло в стране — тогда мы сможем поговорить о настоящем освобождении.
Я давно занимаюсь комедией, и до тех пор, пока я сам не стал продюсером, всегда работал на других людей и всегда обслуживал их ценности и взгляды. И носил в сердце тяжелейший камень — усталость от российских комедий «ни о чём». В них не было искреннего высказывания, в них было псевдоразвлечение, типа «мы играем в шутки, главное, чтобы смешно было». Мне хотелось сделать кино, в котором будет и моё высказывание, и развлечение.
Сергей
Мы хотели сделать историю о реальной болевой точке общества, не только о девушках, а вообще обо всех — практически любой человек однажды смотрел в зеркало и понимал, что чем-то недоволен. У нас есть второй герой, Женя Кулик, который ярко отражает и мужскую часть этой проблемы. Другое дело, что в нашем обществе женщин гораздо больше объективируют. Именно женщинам, в отличие от мужчин, долгие годы навязывались жёсткие стереотипы о том, какими они должны быть, чтобы быть счастливыми, чувствовать себя хорошо и нравиться мужу или обществу.
У меня есть такая история на этот счёт. Когда мы делали фильм, то понимали, что нельзя взять болевую точку и начать её расковыривать. Можно снять классное документальное кино на эту тему или запустить видеоблог о том, как хорошо жить в гармонии с собой. Но у нас был выбран конкретный тип высказывания — кино, комедия, — у которого есть жанровые ограничения. Так что мы понимали, что лезть в эту тему глубоко не можем. Поэтому мы, как археологи, немножечко кисточкой её коснулись, обозначили.
Я понимал, как это сработает на зрителя обычного. Но вот у меня есть несколько приятельниц, которые стоят на серьёзных феминистских позициях и выступают за бодипозитив. Я гадал — для них это будет высказыванием, или мы так и останемся в рамках развлекательного кино? И вот когда Алиса Таёжная написала, что это тот тип высказывания о бодипозитиве, который возможен в современных условиях в России, я понял, что всё класс. Мы получили не то чтобы индульгенцию, но галочку всё-таки поставили. Ведь понятно, что этому типу зрителей нам рассказывать практически нечего — они и так в курсе, что не нужно ориентироваться на внешние образы, они понимают, что отвратительно и губительно быть объектом, и так далее. Но круто, что и для них эта история состоялась.
Два из шести продюсеров у нас женщины — это Алёна Кремер и Катя Кононенко. У нас было два исполнительных продюсера, один был мужчина, другой — женщина, Юля Цвитко. И съёмочная группа у нас была суперразнообразная: художник по костюмам — девушка, художник по гриму — девушка, художник-постановщик — девушка. Если прикинуть, то чуть ли не на 50 % состава это женщины. Мы к ним внимательно прислушивались, они часто давали обратную связь, в том числе на этапе сценария и монтажа. Мы максимально старались это впитывать. В этом смысле хочу отдельный комплимент сказать Лёше Нужному, который, притом что он довольно жёсткий режиссёр и оберегает свою историю, внимательно слушал предложения Саши, Иры и всех, кто был на площадке, в первую очередь женщин. Иногда поступал по-своему, иногда принимал предлагаемую позицию, но абсолютно всегда слушал.
«А чё вы так заморочились?»
Сергей
Сдвинул ли фильм что-то лично во мне? Надо честно сказать, что я провёл огромное количество даже не часов, а лет, работая с психологом — и до работы над фильмом, и в процессе. Поэтому если и сдвинул, то скорее в одном смысле: меня совершенно поразила Саша Бортич, которая повела себя как настоящая супергероиня. Она мало того, что делала все трюки сама — перелезала с балкона на балкон, выбегала из горящей бани, — она в очередной раз показала свои способности совсем в другом масштабе. Наш первый фильм с ней был «Как меня зовут», где она показала себя храброй актрисой, готовой к эротическим и драматическим экспериментам и сценам. В «Я худею» она пошла на невероятно жёсткий, я бы даже сказал жестокий опыт по отношению к своему телу. Это меня по-настоящему поразило: я понял, что мы не просто в развлекательном жанре играем в какие-то бирюльки, а хотя бы чуть-чуть делаем большое кино.
На самом деле нас многие и спрашивали: «А чё вы так заморочились? Разбили производство фильма на два блока? Можно же было тут графику вставить, тут фэт-костюм, какие проблемы?» Но Лёша Нужный — евангелист теории суперправдивого высказывания и обозначил это на пробах, чем отсёк сразу большое количество кандидаток на роль. Так вот, когда мы фактически заново начали поиски актрисы, я, собственно, предложил Сашу. Она пришла на кастинг, и мы его сразу закрыли, потому что стало понятно, что с ней мы всё сделаем. Она нам в конце проб так и сказала: «Где вы ещё найдёте человека, который сразу скажет, что готов быть русским Макконахи?» Мы расхохотались, и всем стало ясно — вот её мы и будем снимать.
«Если у тебя будет идеальная задница, ты не обязательно станешь счастливым человеком»
Сергей
Мы пока только начинаем анализировать так называемый сарафан, обратную связь от зрителей, но в целом люди улавливают посыл «полюби себя» гораздо больше — они описывают это кино как «поднимающее настроение», «заряжающее на какую-то позитивную деятельность и на то, чтобы посмотреть на свою жизнь». Более того, самой истории о «кубиках к лету» там и нет. Она есть довольно формально, но в какой-то момент фильма просто заканчивается. И вся последняя часть посвящена другому. Видно по сториз в инстаграме, постам в соцсетях, отзывам на «Кинопоиске», что люди считывают вот эту последнюю часть, и мы этим невероятно довольны — это и была наша цель. Ведь мы позиционируем себя не только как кинокомпания, которая хочет развлекать и зарабатывать на этом деньги, — а ещё и как компания, которая мечтает продвигать определённый тип ценностей. Есть ощущение, что у нас получается.
Александра
Выходя из зала после нашего фильма, девочки, возможно, вспоминают каких-то своих бывших ***, радуются, что они не с ними, и понимают, что сделали правильный выбор. Конечно, некоторые вдохновляются на занятия спортом. Но я очень надеюсь, что главную мысль люди всё-таки видят в том, что даже если у тебя будет идеальная задница, ты не обязательно станешь счастливым человеком.
Фотографии: Droog Drooga