Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ИнтервьюДарья Пархоменко, куратор LABORATORIA
Art&Science Space

Серия интервью Wonderzine с московскими женщинами-кураторами

Дарья Пархоменко, куратор LABORATORIA 
Art&Science Space — Интервью на Wonderzine

В МОСКВЕ ПРОХОДИТ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА — уже в пятый раз, но впервые ее готовила женщина. Приглашенный бельгийский куратор Катрин де Зегер принципиально составила программу так, чтобы мужчин-художников и художников-женщин было поровну. Кураторами громких российских выставок также все чаще становятся женщины. Мы спросили пять из них, чем женский взгляд на искусство отличается от мужского и с какими вопросами сталкивается современный куратор вне зависимости от пола. В последнем выпуске — Дарья Пархоменко, куратор и директор LABORATORIA Art&Science Space.

аня савина

 

 

 

 

Дарья Пархоменко

  

куратор и директор LABORATORIA
Art&Science Space

 

Этим летом к пятилетию LABORATORIA мы открыли выставку «Фронтир». Фронтир — это обозначение границы между освоенными и неосвоенными территориями. Границами можно управлять, чем мы и занимаемся на практике: открываем новые зоны и возможности для художников и ученых. На этой выставке мы показали возможные типы научно-художественных взаимодействий: от растворения границ науки и искусства, как в проекте «Министерство правды голубя мира» Сергея Шутова, где художник построил научную станцию-голубятню и проводит там опыты, до пересечения художественных и технических интересов — саунд-инсталляция «Conus» :vtol: Дмитрия Морозова, — или границы ощущений, как например, в интерактивной инсталляции с газоанализаторами «Лица запаха» группы «Куда бегут собаки».

Сейчас мы с головой ушли во льды: в декабре мы откроем «Лабораторию льда» — это выставка о тайнах формирования нашей планеты, об изменении климата, которое неизбежно происходит, о политических и социальных противоречиях нашего общества. Все это как в кристалле проявляется в далекой и манящей Арктике и Антарктике. В выставке примут участие российские и иностранные художники, гляциологи, океанологи. Будет много партисипаторных инталляций: зрители смогут проиграть музыку льда, самостоятельно прозондировать айсберг, наблюдать его неожиданные свойства, изучать карты первооткрывателей, мифы народов Севера. Также мы планируем экспедицию в Арктику, на Землю Франца-Иосифа, с художниками и учеными, затем будет выставка про квантовые миры.

 

 

 Границами можно управлять, чем мы и занимаемся
на практике: открываем новые зоны и возможности
для художников и ученых

 

 

чем работа с художниками отличается от работы с учеными? С учеными работаешь как с продвинутыми учителями, а с художниками — как с одноклассниками, часто хулиганами.

Роль куратора очень комплексная. Но если о главном и просто, то, во- первых, нужно заметить что-то удивительное: это может быть пыль на подоконнике (не сделать ли выставку про пыль?), удивиться тому, что, оказывается, нервные клетки восстанавливаются; как же работает мозг — об этом можно спросить великого ученого и странноватого художника (выставка «Внедрение»). Во-вторых, нужно найти форму, как это показать другим, чтобы они удивились, узнали что-то новое.

Если говорить о кураторах, которыми я восхищаюсь, то один из них — Харальд Зееман. Он первый все смешал: произведения, научные изобретения, исторические документы. И называл это «структурированным хаосом». Это именно он в 1972 году разрешил великому Йозефу Бойсу открыть свой «Офис прямой демократии» в самом центре экспозиции Documenta 5.

чем отличаются кураторы-женщины от кураторов мужчин? Профессионализм зависит не от пола, а от личных свойств человека, которые вне гендера. Если говорить о кураторском стиле, то есть кураторы-интуиты, есть кураторы-эрудиты, но и здесь тоже сложно провести зависимость с полом. Но если обратиться к социологам, они наверняка найдут корреляции и обрадуют вас статистикой.

Иллюстрации: Маша Шишова

 

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться